Далекие страны и города в русском фольклоре
Многорукие люди, великаны, райские реки с драгоценными камнями — так описывались в былинах и сказках другие города и государства. Мы собрали представления о Константинополе, Иерусалиме и Индии. Читайте, как их описывали в былинах, сказаниях и народных заговорах.
Чудесная Индия
![Илья Репин. Голова индийской красавицы (фрагмент). 1875. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область](https://cdn.culture.ru/images/7fb615cf-68c7-5f42-9250-0344f5998c25/t_average/1-jpg.png)
![Василий Верещагин. Индийский мотив (фрагмент). 1875. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров](https://cdn.culture.ru/images/0b81b57c-d804-58e6-80ee-f41e91e4d5fb/t_average/2-jpg.png)
![Исаак Бродский. Сказка (фрагмент). 1911. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь](https://cdn.culture.ru/images/c28201da-27f6-5c34-a5c2-c2524164dd3d/t_average/3-jpg.png)
В фольклоре — былинах, преданиях и сказках — Индия представала как богатая сказочная страна. О настоящей Индии на Руси знали мало вплоть до того, как там побывал путешественник Афанасий Никитин. Образ волшебной земли, который бытовал в народе, восходил к византийскому «Сказанию об Индийском царстве». Например, произведение описывало диковинных людей: «И живут у меня в одной области немые люди, а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а другие люди — девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные — с шестью. И есть у меня земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья, а у других моих людей очи и рот в груди. В иной же моей земле у людей сверху большие рты, а другие мои люди имеют скотьи ноги. Есть у меня люди — наполовину птица, наполовину человек, а у других людей головы собачьи…»
Индию, отмечено в «Сказании», населяли экзотические звери: слоны, крокодилы, двугорбые верблюды. А еще — гигантские петухи, на которых ездят люди, и птица-феникс.
Посреди государства протекала райская река, дно которой усыпано драгоценными камнями. Якобы была индийская земля настолько богата, что там даже не водились воры и разбойники.
![Неизвестный художник. Индианка. Эскиз женского костюма к спектаклю «Дочь Микадо» (фрагмент). Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург. 1897. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/e272b1d3-2fd6-537e-b2d3-3946271743ca/t_average/1-jpg.png)
![Василий Верещагин. Индиец (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/db284034-6900-5645-89c0-11b0f9183cc0/t_average/2-jpg.png)
![Леон Бакст. Баядерка. Эскиз костюма к балету Рейнальдо Ана «Синий бог». 1912. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Лугано, Швейцария](https://cdn.culture.ru/images/1bc27ee3-d684-584d-a5c0-f8999e46563a/t_average/bez-imeni-1-png.png)
«Сказание» отразилось в русских былинах — например, о богатыре Дюке Степановиче. В сюжетах некоторых из них Дюк приезжал из Индии и хвастал роскошью своего государства, бесконечной казной и щегольской одеждой, которую ежедневно привозил его конь из далеких земель. Описания богатств и золотой реки в былине сходны с текстом «Сказания»:
И повела она их по погребам глубоким:
Висят бочечки красна золота,
Висят бочечки чиста серебра,
Висят бочечки скатна жемчуга.
Повывела она их на широкий двор:
И течет тут струйка золоченая, —
Тут они не могли и вовсе сметы дать.
Висят бочечки красна золота,
Висят бочечки чиста серебра,
Висят бочечки скатна жемчуга.
Повывела она их на широкий двор:
И течет тут струйка золоченая, —
Тут они не могли и вовсе сметы дать.
Существует мнение, что в русских былинах Индия не соотносилась с реальным государством — лишь обозначала очень далекое и богатое место. Рассказчик сравнивал сказочную землю с привычной местностью, как идеал с реальностью. Например, в индийских городах мостовые «рудожелтыми песочками изнасыпаны, / Сорочинские суконца приразостланы», на Руси же дороги — «…черною землею изнасыпаны… / Сделалась грязь-та по колену».
Святой град Иерусалим
![Василий Верещагин. В Иерусалиме. Царские гробницы (фрагмент). 1884–1885. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/72f64baf-ebfe-5876-b0fe-329574f126f6/t_average/1-jpg.png)
![Максим Воробьев. Иерусалим ночью (фрагмент). 1820–1830. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/d41eea70-dfba-50df-b7a1-0e118959f239/t_average/2-jpg.png)
![Вячеслав Шварц. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме (фрагмент). 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/7697188a-15bb-5145-824f-053b634db34c/t_average/3-jpg.png)
Иерусалим, или Ерусалим, Русалим, в русских былинах упоминается как особый «святой град». Былинные персонажи отправлялись туда, чтобы совершить паломничество или покаяние, а сказочные — чтобы достать меч против нечистой силы.
В фольклорных описаниях Иерусалима реальные объекты, например Гроб Господень, перемежались с мифологическими — волшебной плакун-травой, «всем травам мати».
Упоминалось, что в городе правил царь Соломан, образ которого восходил к библейскому Соломону, царю Израиля. Иногда Иерусалим в былинах и преданиях называли русским поселением: вероятно, из-за христианства. Порой в сказаниях он упоминался как территориально близкий, а порой — как очень далекий град за морем.
Ерусалим-град — дорожинькя не ближное:
Кривой ездой ехать ровно три́ годы,
Прямой ездой ехать нынь три месяца…
Кривой ездой ехать ровно три́ годы,
Прямой ездой ехать нынь три месяца…
«Поездка Василия Буслаева в Иерусалим»
![Гравюра И. Розонова с оригинала В. Казакова. Ново-Иерусалимский монастырь. Воскресенский собор. Вид из-под арки Святых ворот (фрагмент). 1800-е. Государственный исторический музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/9ab9dd21-5003-5ea0-912c-27ad3dc9f642/t_average/1-jpg.png)
![Неизвестный художник. Место Иудейского Плача (фрагмент). 1850–1880. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/71469c4f-5346-5e7a-903f-158cdd672c82/t_average/2-jpg.png)
![Неизвестный художник. Вид Иерусалима в древние времена (фрагмент). 1870. Ивановский областной художественный музей, Иваново](https://cdn.culture.ru/images/01baa79c-77ef-5f70-90d0-3299246e0216/t_average/3-jpg.png)
В народных поверьях Иерусалим был сакральным местом, центром мира, его называли «пуп земли», а дорогу к городу якобы указывал Млечный путь. И именно в священном граде все люди должны собраться вместе, когда наступит Второе пришествие. Считалось, что время здесь течет по-другому, в некоторых регионах даже верили, что над городом никогда не заходит солнце. Вера в святость места отразилась и в народной медицине: бытовал обычай пить вместо лекарства воду, в которой какое-то время лежал крестик из Иерусалима.
В заговорах встречался образ Сионской горы, матери всех гор и вершины мира. Находилась она якобы в восточной стороне, в чистом поле, или же на море-океане, на острове Буяне: «На Сионских горах, на синих морях, на желтых на песках, на тридесять ключах…» А на горе, по разным источникам, располагался Божий престол, священный дуб или церковь: «На святой Сионской горе Латырь-камень, на Латыре-камне стоит соборная апостольская церковь, в церкви соборной — злат престол». В некоторых вариантах там можно было найти священные реликвии — голову Адама или золотую лестницу.
В текстах упоминались те, кто якобы жил на вершине горы: святые, апостолы, ангелы, люди с необычным обликом: «По сей сионской горе ездит и разъезжает ростом матер человек на своем вороном коне, по колени ноги в серебре, по локоть руки в золоте, во правой руке тугой лук, а во левой руке калена стрела». Тот, кто читал заговор, обычно просил у них помощи. Но упоминались и другие обитатели Сиона — змей, бес и черти.
Читайте также:
Богоспасаемый Царьград
![Иван Айвазовский. Ночной Константинополь (фрагмент). 1886. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск](https://cdn.culture.ru/images/29fddeaf-59f5-5215-bf6c-c5f99f9d848a/t_average/1-jpg.png)
![Иван Айвазовский. Вид Леандровой башни в Константинополе (фрагмент). 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/f7c1c088-48a7-5405-9edd-413cf60f29ed/t_average/2-jpg.png)
![Алексей Боголюбов. Лунный вечер в Константинополе (фрагмент). 1856. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь](https://cdn.culture.ru/images/a9d56cd2-e4e8-5e44-b00a-5102928cda19/t_average/3-jpg.png)
Царьградом называли Константинополь, который воплощал для жителей Руси представления о всей Византийской империи. Один из ранних его образов представлен в Повести временных лет — это богатый экзотический город, в котором кипит торговля. Его описывали таким великолепным, что человек там не понимал, на земле он еще находится или уже на небе. Место привлекало захватчиков, но взять его непросто: Царьград защищали Бог и Богоматерь. Они насылали на корабли неприятелей грозы и бури.
Представления из древнерусской книжности пришли в фольклор. В былинах византийский город представал как далекая богатая земля. Возвращение оттуда означала особую жертвенность и мужество: по одному из сюжетов, главный герой оставил Царьград, чтобы спасти невесту от навязанного брака.
![Николай Бодаревский. Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда (фрагмент). Последняя четверть XIX века. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары](https://cdn.culture.ru/images/fcf7733f-a6af-5c7c-a122-67b3814f19a0/t_average/1-jpg.png)
![Василий Поленов. На хорах храма Софии в Константинополе (Стамбуле) (фрагмент). 1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/6fbb2789-e30b-5496-a37d-44141f2aaf7e/t_average/2-jpg.png)
![Василий Смирнов. Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков (фрагмент). 1889–1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/feaa1358-6925-5cea-8ff9-6ade1bbcf4c4/t_average/3-jpg.png)
В былине «Илья Муромец и Идолище» богатырь поехал в Константинополь, чтобы победить «поганого Идолища» — врага другой веры, «нехристя», который завоевал город, пленил царя и уничтожил христианские иконы. Муромец справился с чудищем, отказался от поста цареградского воеводы и возвратился домой.
Как в Цари́-граде-то нынче не по-старому,
В Цари́-граде-то нынче не по-прежнему.
Одолели есть поганые татарева,
Наехал есть поганое Идолище,
Святые образа были́ поколоты,
В черные грязи были потоптаны,
Да во Божьих церквах там коней кормят…
В Цари́-граде-то нынче не по-прежнему.
Одолели есть поганые татарева,
Наехал есть поганое Идолище,
Святые образа были́ поколоты,
В черные грязи были потоптаны,
Да во Божьих церквах там коней кормят…
В народе название города связано также с суевериями. В мае по церковному календарю отмечался день обновления Царьграда. Крестьяне в это время не работали — опасались, что город отомстит и побьет хлеб за то, что его день не празднуют. Так возник миф о грозном «Царе-граде», уничтожавшем посевы.
Автор: Маргарита Ковынева
Смотрите также