Далекие страны и города в русском фольклоре

Многорукие люди, великаны, райские реки с драгоценными камнями — так описывались в былинах и сказках другие города и государства
. Мы собрали представления о Константинополе, Иерусалиме и Индии. Читайте, как их описывали в былинах, сказаниях и народных заговорах
.

Чудесная Индия

Илья Репин. Голова индийской красавицы (фрагмент). 1875. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область
Василий Верещагин. Индийский мотив (фрагмент). 1875. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Исаак Бродский. Сказка (фрагмент). 1911. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
В фольклоре — былинах, преданиях и сказках — Индия представала как богатая сказочная страна. О настоящей Индии на Руси знали мало вплоть до того, как там побывал путешественник Афанасий Никитин
. Образ волшебной земли, который бытовал в народе, восходил к византийскому «Сказанию об Индийском царстве». Например, произведение описывало диковинных людей: «И живут у меня в одной области немые люди, а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а другие люди — девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные — с шестью. И есть у меня земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья, а у других моих людей очи и рот в груди. В иной же моей земле у людей сверху большие рты, а другие мои люди имеют скотьи ноги. Есть у меня люди — наполовину птица, наполовину человек, а у других людей головы собачьи…»
Индию, отмечено в «Сказании», населяли экзотические звери: слоны, крокодилы, двугорбые верблюды. А еще — гигантские петухи, на которых ездят люди, и птица-феникс.
Посреди государства протекала райская река, дно которой усыпано драгоценными камнями. Якобы была индийская земля настолько богата, что там даже не водились воры и разбойники.
Неизвестный художник. Индианка. Эскиз женского костюма к спектаклю «Дочь Микадо» (фрагмент). Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург. 1897. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Василий Верещагин. Индиец (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Леон Бакст. Баядерка. Эскиз костюма к балету Рейнальдо Ана «Синий бог». 1912. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Лугано, Швейцария
«Сказание» отразилось в русских былинах — например, о богатыре Дюке Степановиче
. В сюжетах некоторых из них Дюк приезжал из Индии и хвастал роскошью своего государства, бесконечной казной и щегольской одеждой, которую ежедневно привозил его конь из далеких земель. Описания богатств и золотой реки в былине сходны с текстом «Сказания»:
И повела она их по погребам глубоким:
Висят бочечки красна золота,
Висят бочечки чиста серебра,
Висят бочечки скатна жемчуга.
Повывела она их на широкий двор:
И течет тут струйка золоченая, —
Тут они не могли и вовсе сметы дать.
Существует мнение, что в русских былинах Индия не соотносилась с реальным государством — лишь обозначала очень далекое и богатое место. Рассказчик сравнивал сказочную землю с привычной местностью, как идеал с реальностью. Например, в индийских городах мостовые «рудожелтыми песочками изнасыпаны, / Сорочинские суконца приразостланы», на Руси же дороги — «…черною землею изнасыпаны… / Сделалась грязь-та по колену».

Святой град Иерусалим

Василий Верещагин. В Иерусалиме. Царские гробницы (фрагмент). 1884–1885. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Максим Воробьев. Иерусалим ночью (фрагмент). 1820–1830. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вячеслав Шварц. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме (фрагмент). 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иерусалим, или Ерусалим, Русалим, в русских былинах упоминается как особый «святой град». Былинные персонажи отправлялись туда, чтобы совершить паломничество или покаяние, а сказочные — чтобы достать меч против нечистой силы.
В фольклорных описаниях Иерусалима реальные объекты, например Гроб Господень, перемежались с мифологическими — волшебной плакун-травой
, «всем травам мати».
Упоминалось, что в городе правил царь Соломан, образ которого восходил к библейскому Соломону, царю Израиля. Иногда Иерусалим в былинах и преданиях называли русским поселением: вероятно, из-за христианства. Порой в сказаниях он упоминался как территориально близкий, а порой — как очень далекий град за морем
.
Ерусалим-град — дорожинькя не ближное:
Кривой ездой ехать ровно три́ годы,
Прямой ездой ехать нынь три месяца…
«Поездка Василия Буслаева в Иерусалим»
Гравюра И. Розонова с оригинала В. Казакова. Ново-Иерусалимский монастырь. Воскресенский собор. Вид из-под арки Святых ворот (фрагмент). 1800-е. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный художник. Место Иудейского Плача (фрагмент). 1850–1880. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Вид Иерусалима в древние времена (фрагмент). 1870. Ивановский областной художественный музей, Иваново
В народных поверьях Иерусалим был сакральным местом, центром мира, его называли «пуп земли», а дорогу к городу якобы указывал Млечный путь. И именно в священном граде все люди должны собраться вместе, когда наступит Второе пришествие. Считалось, что время здесь течет по-другому, в некоторых регионах даже верили, что над городом никогда не заходит солнце
. Вера в святость места отразилась и в народной медицине
: бытовал обычай пить вместо лекарства воду, в которой какое-то время лежал крестик из Иерусалима.
В заговорах
встречался образ Сионской горы, матери всех гор и вершины мира. Находилась она якобы в восточной стороне, в чистом поле, или же на море-океане, на острове Буяне: «На Сионских горах, на синих морях, на желтых на песках, на тридесять ключах…» А на горе, по разным источникам, располагался Божий престол, священный дуб или церковь: «На святой Сионской горе Латырь-камень, на Латыре-камне стоит соборная апостольская церковь, в церкви соборной — злат престол». В некоторых вариантах там можно было найти священные реликвии — голову Адама или золотую лестницу.
В текстах упоминались те, кто якобы жил на вершине горы: святые, апостолы, ангелы, люди с необычным обликом: «По сей сионской горе ездит и разъезжает ростом матер человек на своем вороном коне, по колени ноги в серебре, по локоть руки в золоте, во правой руке тугой лук, а во левой руке калена стрела». Тот, кто читал заговор, обычно просил у них помощи. Но упоминались и другие обитатели Сиона — змей
, бес
и черти.

Богоспасаемый Царьград

Иван Айвазовский. Ночной Константинополь (фрагмент). 1886. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Иван Айвазовский. Вид Леандровой башни в Константинополе (фрагмент). 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Боголюбов. Лунный вечер в Константинополе (фрагмент). 1856. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь
Царьградом называли Константинополь, который воплощал для жителей Руси представления о всей Византийской империи. Один из ранних его образов представлен в Повести временных лет — это богатый экзотический город, в котором кипит торговля. Его описывали таким великолепным, что человек там не понимал, на земле он еще находится или уже на небе. Место привлекало захватчиков, но взять его непросто: Царьград защищали Бог и Богоматерь
. Они насылали на корабли неприятелей грозы и бури
.
Представления из древнерусской книжности пришли в фольклор. В былинах византийский город представал как далекая богатая земля. Возвращение оттуда означала особую жертвенность и мужество: по одному из сюжетов, главный герой оставил Царьград, чтобы спасти невесту от навязанного брака.
Николай Бодаревский. Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда (фрагмент). Последняя четверть XIX века. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Василий Поленов. На хорах храма Софии в Константинополе (Стамбуле) (фрагмент). 1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Смирнов. Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков (фрагмент). 1889–1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В былине «Илья Муромец и Идолище» богатырь
поехал в Константинополь, чтобы победить «поганого Идолища» — врага другой веры, «нехристя», который завоевал город, пленил царя и уничтожил христианские иконы. Муромец справился с чудищем, отказался от поста цареградского воеводы и возвратился домой.
Как в Цари́-граде-то нынче не по-старому,
В Цари́-граде-то нынче не по-прежнему.
Одолели есть поганые татарева,
Наехал есть поганое Идолище,
Святые образа были́ поколоты,
В черные грязи были потоптаны,
Да во Божьих церквах там коней кормят…
В народе название города связано также с суевериями
. В мае по церковному календарю отмечался день обновления Царьграда. Крестьяне в это время не работали — опасались, что город отомстит и побьет хлеб за то, что его день не празднуют. Так возник миф о грозном «Царе-граде», уничтожавшем посевы.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна