5 необычных героев русских былин

Самые популярные русские былины рассказывают о подвигах Ильи Муромца
, Добрыни Никитича и Алеши Поповича
. Эти и другие богатыри защищали русскую землю, сражались с чудовищами, верно служили князьям. В былинах они описаны как храбрые и сильные воины. Но в фольклоре встречаются упоминания и других героев: богатыря-оборотня, великана, труса и даже несчастного влюбленного. Читайте в нашем материале о Вольге Святославиче, Чуриле Пленковиче, Хотене Блудовиче и других необычных героях русского эпоса.

Аника-воин: хвастливый и трусливый богатырь

Сергей Харламов. Аника-воин (фрагмент). 1984. Музейный ресурсный центр, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Неизвестный художник. Аника-воин и Смерть (фрагмент). Лист из III тома атласа «Русские народные картинки». 1881. Государственный исторический музей, Москва
Сергей Симаков. Спор Жизни со Смертью (фрагмент). 1983. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Углич, Ярославская область
Как и другие богатыри
, Аника-воин в преданиях описан как очень сильный и могучий человек. Его имя происходит от греческого слова ἀνίκητος («аникетос»), что буквально переводится как «непобедимый». В то же время в историях об Анике-воине упоминаются и дурные качества его характера: хвастовство и трусость. Богатырь постоянно рассказывал о своих подвигах, но при этом не добивался славы в битвах, а нападал на беззащитных и слабых, грабил города, разорял церкви, сжигал иконы и убивал священников. В некоторых былинах он и вовсе назван «уничтожителем веры христианской».
Самая известная история об этом богатыре — предание «Аника-воин и Смерть». По сюжету герой встретился со Смертью. В разных вариантах истории она предстает в образах хищной птицы, страшного зверя, жнеца с косой. Богатырь вызвал ее на поединок и проиграл, а после этого начал умолять Смерть оставить его в живых.
Рассердился Аника-воин, напускает на Смерть своего борзого коня, хочет поднять ее на копье булатное; но рука не двигается. Напал на него великий страх, и говорит Аника-воин: «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку на один год!» — Отвечает Смерть: «Нет тебе сроку и на полгода». — «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку хоть на три месяца». — «Нет тебе сроку и на три недели». — «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку хоть на три дня». — «Нет тебе сроку и на три часа». И говорит Аника-воин: «Много есть у меня и серебра, и золота, и каменья драгоценного; дай сроку хоть на единый час — я бы роздал нищим все свое имение». Отвечает Смерть: «Как жил ты на вольном свете, для чего тогда не раздавал своего имения нищим? Нет тебе сроку и на единую минуту!» Замахнулась смерть острою косою и подкосила Анику-воина: свалился он с коня и упал мертвый.
«Аника-воин и Смерть» (по книге Игоря Кузнецова «Предания русского народа»)
Духовные стихи и легенды об Анике — это переложение древнерусской повести «Прение живота со смертью». По ее сюжету хвастливый воин также встречается со Смертью и погибает в битве с ней.

Вольга Святославич: колдун и оборотень

Иван Билибин. «Обернулся Вольга рыбиной-щучиной». Иллюстрация к былине «Вольга». 1903. Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Санкт-Петербург
Иван Архипов. Микула Селянинович и Вольга Святославич. Иллюстрация к былине «Вольга и Микула». 1962–1963. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир
Иван Билибин. Вольга с дружиной (фрагмент). Вариант иллюстрации к былине «Вольга». 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Образ Вольги Святославича, или Волха Всеславьевича, — один из самых древних в русском фольклоре. Прототипом героя мог быть великий князь Олег Вещий, который правил с 882 по 912 год, сразу после Рюрика. Во многих преданиях говорится о походах Вольги Святославича в далекие царства — Индию, Турцию. Их сравнивают с Русско-византийской войной 907 года, в которой победила Русь. В легендах Вольга Святославич показан таким же умелым военачальником, как и Олег Вещий.
Другим возможным прототипом героя исследователи называли полоцкого князя Всеслава Брячиславича. В «Слове о полку Игореве»
он описан как чародей, способный оборачиваться животным. Этим же даром в большинстве легенд наделен Вольга Святославич. Во время своих военных походов он превращался в горностая, чтобы испортить луки противников, или в волка — чтобы убить их лошадей. В облике птицы богатырь проникал в стан врагов и разведывал их планы. В некоторых историях герой даже обращал в муравьев других воинов, чтобы они могли проникнуть в чужие города. Уже внутри крепостных стен Вольга Святославич возвращал им человеческий облик.
Еще у славян были популярны легенды о рождении богатыря. Считается, что его матерью была княгиня Марфа Всеславьевна, а отцом — змей.
Вот гуляет Марфа по зеленому саду, цветочки красные собирает, с камня на камень перепрыгивает. Соскочила с одного камушка, да на Змея лютого и наскочила. Стал тот Змей по сапожку сафьяновому подниматься, вокруг белой ножки обвиваться, с Марфой Всеславьевной обниматься, другом милым называться. Стала Марфа со Змеем в саду гулять-развлекаться. Погуляла, да и понесла. Понесла она от Змея, а в срок и ребеночка родила. <…> Родился у Марфы Всеславьевны сын-богатырь, удалой добрый молодец Вольга Всеславьевич. Разбежались тут звери по темным лесам, разлетелись птицы под облака, рыба в омуты глубокие ушла — родился Вольга могучим богатырем-колдуном, всех птиц да зверей повелителем.
Былина «О рождении Вольги Всеславьевича»

Святогор: богатырь-великан

Николай Кочергин. Святогор (фрагмент). По мотивам русских сказок. 1964. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Евгений Кибрик. Илья Муромец и Егор Святогор (фрагмент). Из серии «Героические былины». 1950. Музей-усадьба народного художника СССР А.М. Герасимова, Мичуринск, Тамбовская область
Эмма Путятина (Шурлапова). Илья и Святогор. Из серии «Былины об Илье Муромце». 1969. Тульское музейное объединение, Тула
Легенды о богатыре Святогоре, как и о Вольге Святославиче, одни из самых древних на Руси. Они появились еще до принятия христианства
. Поэтому в образе Святогора так много фантастических черт. В поверьях богатырь описывается как великан «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Его не могла вынести даже земля: от шагов Святогора она содрогалась, реки выходили из берегов, а леса качались. Поэтому богатырь почти все время жил высоко в горах и не спускался к людям. В былине «Святогор и Илья Муромец» Святогор жаловался:
Я бы ездил тут на матушку сыру землю, —
Не носит меня мать сыра земля,
Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим,
Да по щелейкам да толстыим.
В самых известных былинах о Святогоре рассказывается о его смерти. По одной легенде, богатырь однажды похвастался, что смог бы перевернуть землю: ему нужны были только кольца, чтобы держаться за них. Тогда богатырь Микула Селянинович бросил на землю суму со «всей тягостью земной». Святогор так и не смог поднять ее и в конце концов увяз в земле:
Сошел Святогор с добра коня,
Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю увяз.
В другой легенде о смерти Святогора рассказывается, как богатырь странствовал вместе с Ильей Муромцем
. Однажды герои повстречали гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье Муромцу он был велик. А когда в гроб лег Святогор, то оказался заперт там. Как бы богатырь ни пытался выбраться, крышка гроба не поднималась.

«Заезжие» богатыри: Дюк Степанович, Чурила Пленкович

Владимир Перцов. Дюк Степанович. Иллюстрация к русским былинам. 1986. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Павел Баженов. Чурило Пленкович. 1934. Государственный музей палехского искусства, поселок Палех, Ивановская область
Андрей Рябушкин. Чурило Пленкович (фрагмент). Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Санкт-Петербург: «Книгоиздательство Германъ Гоппе», 1895
В XII веке на Руси начался период феодальной раздробленности. К этому моменту некоторые удельные княжества стали богаче Киева — столицы государства. Это отразилось и в фольклоре. Появились предания о «заезжих» богатырях
, жителях Галиции, Волынца, Корелы, Новгорода
или просто «далеких царств», — Дюке Степановиче, Чуриле Пленковиче и других.
Этих героев описывали богатыми, красивыми, щегольски одетыми. Фольклорист Владимир Пропп
писал: «Одно из главных качеств «щапа» (щеголя, повесы. — Прим. ред.) заключается в том, чтобы иметь все самое дорогое, самое лучшее и, главное, такое, какого ни у кого нет, по возможности заграничное, что трудно достать и чем можно хвастать». В легендах воспевали в первую очередь не их силу и смелость, а красоту брони и оружия.
Былина «Дюк Степанович и Чурило Пленкович» повествует о соревновании двух заезжих богатырей в щегольстве:
Молодой боярин Дюк Степанович
Он стретал тут своего добра коня,
Он берет свою одежу драгоценную;
Он тут бился со Чурилушкой в велик заклад,
А в велик заклад ещё й не в малыи,
Не на мало поры‑времени — на три году,
А проездить на конях богатырскиих,
А сменять одежу с нова наново.
Победил в этом состязании Дюк Степанович. Ему богатую одежду из Индии ежедневно приносил конь. После этого, как сказано в былине, киевский князь Владимир
даже решил проверить, насколько богат Дюк Степанович, и послал посольство в земли богатыря. Выяснилось, что все его сокровища невозможно описать. Чтобы купить бумагу и чернила для этого перечня, пришлось бы продать Киев и другие города Руси.
А у противника Дюка Степановича — Чурилы Пленковича — была более мощная дружина, чем у великого князя. В былине «Чурило Пленкович у князя Владимира» ее сравнивают с ордой и войском литовским.

Хотен Блудович: древнерусский Ромео

Борис Забирохин. Князь Владимир Святославич (фрагмент). 1988. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Борис Крылов. Богатырь. 1966. Всероссийский музей декоративного искусства, Москва
Евгений Кибрик. Богатырь. Из серии «Героические былины». 1950. Музей-усадьба народного художника СССР А.М. Герасимова, Мичуринск, Тамбовская область
Хотен Блудович — еще один герой, который появился в более поздних легендах и преданиях, в эпоху феодальной раздробленности. Все истории о нем рассказывают о борьбе за невесту — красавицу Чайну Часовую. Владимир Пропп
писал: «От старых былин о сватовстве эти песни отличаются иным характером реалистичности, иной идейной направленностью. Борьба за невесту происходит в весьма реалистически изображенной бытовой обстановке и носит ярко выраженный характер борьбы социальной».
Хотен Блудович и Чайна Часовая влюблены друг в друга, но не могут быть вместе из-за разницы в происхождении. В некоторых легендах мать девушки называют сестрой князя Владимира
. А единственное богатство семьи Хотена — сын-богатырь.
По сюжету былины «Хотен Блудович» мать богатыря сватала
своего сына к девушке. Однако она получила отказ прямо на пиру у князя Владимира. Мать Чайны, богатая купчиха, насмехалась над семьей Хотена:
А как твой был мужище-то Блудище,
А сынище-то твой уродище:
Он ходит по городу — уродует,
Ищет-то упалого зернушка,
А чем бы ему голова пропитать.
Тогда Хотен Блудович отправился к терему, где жила Чайна, вызвал на бой ее девятерых братьев и убил их всех. После этого мать Чайны попыталась собрать войско, чтобы победить богатыря. В некоторых легендах дружину ей одолжил сам князь киевский. В других историях купчиха собрала против Хотена Блудовича войско из бедняков и крестьян, которые попали в кабалу. В конечном счете богатырь победил воинов князя, а бедняков освободил.
Фольклорист Всеволод Миллер полагал, что Хотену и Чайне суждено быть вместе, несмотря на все испытания. Это, по мнению ученого, выражено даже в их именах: «Хотен» означает «желанный», а «Чайна» — «долгожданная». Поэтому в большинстве легенд о Хотене Блудовиче герой в конце концов женился на Чайне Часовой. Однако в некоторых версиях истории богатырь отказывал своей возлюбленной из-за обиды:
Проговорит Хотен таково слово:
«Мне твоя Чадиночка не надобна,
Я за верного слугу замуж ее не возьму.
В самых жестоких вариантах былины Хотен Блудович убивал всех братьев Чайны, а ее саму отдавал своей матери в служанки. При этом девушку богатырь привез домой как охотничью добычу — привязав к стремени.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна