Анатолий Равикович

Годы жизни: 24 декабря 1936 - 08 апреля 2012
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
До роли, принесшей всесоюзную славу, он прошел долгий путь в двадцать театральных лет и десяток киноэпизодов. Несмотря на внушительный список из киноработ, театральных образов и режиссерских экспериментов, ранимый, рассеянный, но вдохновенный Лев Евгеньевич Хоботов из фильма «Покровские ворота» стал для Анатолия Равиковича главной ролью в кино.

Коммунальное детство

Детские годы Анатолия Равиковича прошли в коммунальной квартире в одном из некогда ремесленных кварталов Ленинграда — на Прядильной улице. Времена были тяжелые: война, голод, эвакуация, родители едва могли прокормить троих детей.
Воспоминания военных лет пятилетнего тогда мальчика — нескончаемый поток беженцев, эвакуация на подводе, которая по малолетству напоминала турпоход. Эпизод, когда его, едва не утонувшего в ледяной воде, заставили глотнуть самогона. Весна 44-го, когда семья вернулась в родной Ленинград. И наконец, величайшая находка — довоенный самокат, обнаруженный в кладовке городской квартиры.

Дворовые подмостки

Отпетая шпана, дети военного времени. В такой компании соседских мальчишек оказался Толя Равикович и прорывался вместе с толпой в кинотеатр «Рекорд» на Садовой. Просмотрев в десятый раз один и тот же фильм, устраивались во дворе и обсуждали картину. Звучали диалоги из «Веселых ребят»
, «Волги-Волги»

Игорь Владимиров и Анатолий Равикович в сцене из спектакля «Вы чьё, старичьё». Театр имени Ленсовета. 1988 год. Фотография: ip-vladimirov.spb.ru
Анатолий Равикович и Алиса Фрейндлих в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Театр имени Ленсовета. 1976 год. Фотография: lensov-theatre.spb.ru
Игорь Владимиров и Анатолий Равикович в спектакле «Интервью в Буэнос-Айресе». Театр имени Ленсовета. 1976 год. Фотография: lensov-theatre.spb.ru
«Будучи музыкально образованным и лично зная Шульберта…» — вещал голосом Игоря Ильинского
Равикович. Реплика вышла неожиданно похожей, и несмотря на малолетство «актера» вызвала интерес приятелей. Так Толя сделал первый шаг в профессию, и первым гонораром тогда стала папироса. Продолжением дворовых концертов стал кружок художественного слова в Доме пионеров, куда мальчика отвела неравнодушная к искусству мама. И на просмотре, прочитав первое пришедшее на ум «Идет бычок, качается», Равикович познакомился со своим первым театральным педагогом — Павлом Курзнером. В драмкружке, на новой театральной ступени, будущего актера ждала первая роль — Советника из «Снежной королевы».

Театр как профессия

Даже успешно играя в детских спектаклях, о большой сцене Анатолий Равикович задумался не сразу. Только перебрав «хлебные» институты, куда не попасть из-за конкурса, затем представив себя водителем грузовика или адвокатом, он, наконец, прислушался к мнению руководителя своего драмкружка и выбрал актерскую профессию и Театральный институт.
Три года в Комсомольске-на-Амуре, год в Сталинградском драмтеатре — период до выхода на ленинградскую сцену. По случаю, на отдыхе в Ялте, Анатолий Равикович познакомился с Игорем Владимировым — главным режиссером Театра имени Ленсовета
, который как раз подыскивал молодых артистов. «Мы все любили его, и это напоминало атмосферу студии, когда все равны, все талантливы и все служат искусству, не разбирая ни чинов, ни славы…»
Первую роль Равиковичу продиктовали прямо по телефону — срочно была нужна замена. А уж затем зритель пошел целенаправленно на героев Анатолия Юрьевича. Одна из любимых ролей для самого актера, которую играл двадцать лет, — Дженнаро в пьесе Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен»
. В спектакле Анатолий Равикович представал главным героем — режиссером бродячей труппы из четырех человек. Жизнь в приключениях, итальянские страсти. С этой ролью актер побывал в Италии на столетии де Филиппо. «Не стесняться, не робеть, играть нахально, ошеломить натиском» — с таким внутренним напутствием Равикович вышел к итальянскому зрителю, сыграл моноспектакль
и сорвал шквал аплодисментов.
Второй образ, проживший в репертуаре театра без малого двадцатилетие, — Карлсон. В роли Малыша была Алиса Фрейндлих
. «Все еще, как говорится, играли по слогам, а я уже выкидывал коленца, уже вовсю играл, уже был Карлсоном. Так тоже бывает — как будто в прошлой жизни я уже был Карлсоном».
В театральном послужном списке Анатолия Равиковича значились роли в постановке «Хоббита»
, «Укрощении строптивой»
, спектакле «Ковалева из провинции»
и многие другие образы в театрах Ленсовета, Комедии имени Акимова
, Театре эстрады
. Приходилось играть даже в женском платье — миссис Пайпер в спектакле по пьесе Джека Поплуэлла «Идеальное убийство». Выступал Равикович и в роли режиссера в постановках «Суббота. Воскресенье. Понедельник» и «Маленькая Баба-яга».

Негероический герой

Так называется автобиографическая книга, написанная актером по просьбе его второй жены Ирины Мазуркевич. Уже в сорокалетнем возрасте и будучи человеком семейным, Анатолий Равикович встретил ее и влюбился. «Я ругал себя последними словами, уговаривал, что это временно, что это как скарлатина — надо переболеть и всё…» Уговоры ни к чему не привели. Пережив непростое объяснение с первой супругой, актер женился вторично и прожил тридцать счастливых лет с Ириной.
Я могу сидеть у телевизора, смотреть новости, но когда диктор, к примеру, объявляет «На полях Псковской области началась подготовка к севу» и на экране появляется огромное поле, стая галок, бездонное весеннее, голубое небо и вдали — трактор, такое маленький и ясно, что никогда ему это поле не перепахать, — я начинаю хлюпать носом, черт знает почему. То ли потому, что весна на меня так действует, то ли жалко трактор — не знаю, только плачу, и мне не стыдно, и на душе хорошо.
Анатолий Равикович

«Покровские ворота»

Врачи, фотографы, корреспонденты и даже мелкие мошенники — все роли Анатолия Равиковича в кино были эпизодическими и не слишком яркими — до того момента, пока актера не пригласил на съемки Михаил Козаков. Они были знакомы с институтских времен, но Равикович все же поехал на пробы без особых надежд.
Анатолий Равикович в роли Льва Евгеньевича Хоботова в фильме «Покровские ворота» (1982)
Анатолий Равикович в роли Григория Яковлевича Шапиро в фильме «Не бойся, я с тобой! 1919» (2013)
Анатолий Равикович в роли Эркюля Пуаро в фильме «Загадка Эндхауза» (1989)
«Материал показался мне уж очень литературным, и ситуация с бывшим мужем, которого опекает бывшая жена, выглядела натянутой, искусственно придуманной». Но это лишь до начала съемок. Леонид Броневой
, Инна Ульянова
, Олег Меньшиков
, Елена Коренева… Атмосфера царила дружеская, хоть Козаков на съемочной площадке превращался из «рафинированного интеллигента, диссидента… литератора и интеллектуала» в мучителя, тирана и деспота. Роль давалась нелегко.

«О как вы это делаете, как вы это делаете», — повторял едва ли не в тысячный раз Равикович за Казаковым после «укола Людочки» и мучился сомнениями, что Хоботов выходит каким-то «одномерным, как карикатура», хотя сам образ актеру был близок.
Меня, кстати, как артиста, больше всего волновали именно такие персонажи. Мне кажется, что я их глубоко чувствую. Нелепые, робкие, люди на пике напряжения своих душевных сил, совершающие что-либо немыслимо героическое, например прыжок с метровой вышки.
Анатолий Равикович
Лишь спустя год после окончания съемок картину выпустили на экран. После премьеры в Доме кино первым раздался ночной звонок от Эльдара Рязанова
. «Я почти плакал!» — сказал режиссер. А вот зритель картину полюбил лишь со второго показа. И вот тогда успешный театральный актер Анатолий Равикович ощутил кинославу — неумолкающий телефон, показное равнодушие некоторых коллег и улыбки на улицах от обычных прохожих.
В публикациях
Фильмы
Спектакли
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна