Вера Каралли
Персона

Вера Каралли

Годы жизни:
27 июля 1889 — 16 ноября 1972
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Танцор

После дебюта Веры Каралли на сцене Большого театра в партии Одетты–Одиллии о ней заговорили как о новой приме. Московские газеты писали, что в номере «Умирающий лебедь» она затмила великую Анну Павлову, а в Париже после открытия дягилевских Сезонов еще долго не могли забыть русскую балерину с античным профилем.

Детство за кулисами

Любовь к сцене Вера Каралли унаследовала от родителей. Ее отец Алексей Каралли-Торцов был режиссером Ярославского драматического театра имени Федора Волкова, мать Ольга Каралли, актриса, блистательно играла в этом же театре. Вера с детства из-за кулис смотрела все спектакли матери и представляла себя на сцене. Она твердо решила, что ее жизнь будет связана с театром. Отец пытался отговорить девочку от артистической карьеры, но, убедившись в твердости ее намерений, смирился.

Когда Вере исполнилось 12 лет, родители отдали ее в московское театральное училище, чтобы девочка стала актрисой. Мечты о большой сцене чуть было не разрушила болезнь позвоночника. Усиливающиеся боли в спине на уроках гимнастики стали поводом для беспокойства. По настоянию врачей следующие полгода Вера провела в постели. Сила воли и постоянные упражнения помогли Каралли встать ноги и вернуться в училище. На это раз — на хореографическое отделение. За месяцы, проведенные наедине с собой, девочка поняла, что хочет стать не драматической актрисой, а балериной.

Среди членов комиссии на вступительных экзаменах был известный танцор и балетмейстер Александр Горский. Он сразу же разглядел талант юной абитуриентки. Встреча с хореографом стала для Веры Каралли пропуском в мир большого балета.

Танцовщица-актриса

Юную выпускницу балетной школы Веру Каралли сразу пригласили в Большой театр. Здесь ее педагогом-репетитором стал именно Горский, который с особым вниманием относился к своей талантливой ученице. Не без его протекции в 1907 году едва переступившую порог главного театра страны выпускницу назначили корифейкой (танцовщица кордебалета, занимающая первые места в группе танцующих), а чуть позже доверили главную роль в «Лебедином озере».

Чтобы его подопечная уверенно смотрелась в сложнейших партиях нежной Одетты и обольстительной Одиллии, Горский целыми сутками отрабатывал с Верой самые сложные хореографические элементы. При этом балетмейстеру пришлось упростить ряд комбинаций, которые пока были не под силу дебютантке. Москва аплодировала новоиспеченной приме стоя.

«Мой дебют состоялся при переполненном зале и обернулся сногсшибательным успехом. Теляковский и Горский были бледны как смерть от волнения и страха… а после адажио во втором акте, когда публика, поднявшись на ноги, разразилась оглушительными рукоплесканиями, оба, по древнему русскому обычаю, перекрестились».
Вера Каралли

Вслед за успешным «Лебединым озером» последовали первые партии в балетах «Дочь Фараона», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Раймонда». Критики называли балерину «танцовщица-актриса».

Вера Каралли восхищалась талантом Анны Павловой и с особым трепетом бралась за миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, которую Михаил Фокин поставил специально для звезды Мариинского театра. В газетных рецензиях появились сравнения двух балерин: «Вера Каралли наделена редким обаянием, простотой и привлекательностью. Ее фигура гибка и пропорциональна, линии ее тела полны изящества, а движения непередаваемой красоты. Ее талант одухотворяет весь ее танец. Если продолжить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой».

«Ее танец — элегия»

В 1909 году Вера Каралли заставила говорить о себе весь Париж, охваченный завезенной из России «балетной лихорадкой». Газеты пестрили восторженными рецензиями на премьерные спектакли Русских сезонов, и не в последнюю очередь связывали их успех с именем Веры Каралли.

«Прежде всего, меня сбивают с толку личики этих русских. Эти милые балерины в пачках, танцующие не хуже артистов нашей Оперы, эта чарующая брюнетка с глазами итальянки Вера Каралли, ее гибкий силуэт, облаченный в корсет от парижского кутюрье, ее манящие плечи, выглядывающие из-под накидки, — это и есть Север? Я ожидал увидеть плоские лица и приплюснутые носы, красные косоворотки и сапоги, а вижу этих танцоров, одетых по последней моде, а не в меховые шапки! Гордость Москвы, брюнетка Каралли, виртуозная и несравненная, не оставит шансов остальным балетным крысятам, которые продолжают отрабатывать технику своих жете-баттю…»
Журнал Comoedia, Париж, 1909

Вера Каралли танцевала главную партию в спектакле «Павильон Армиды» в театре Шатле на открытии первых французских гастролей труппы Сергея Дягилева. Исполнение юной танцовщицы произвело сильное впечатление на парижскую публику. Французы не скупились на комплименты: «Самая юная звезда московской сцены, Вера Каралли с самого начала показала себя как одна из ведущих балерин современности. Она объединяет в себе несравнимое техническое мастерство и невероятную природную грацию. Кажется, ей подвластны самые сложные па. Ее пируэты словно наполнены волнующей истомой. Она источает совершенное целомудрие. Ее танец — элегия» (газета Figaro, Париж, 1909).

Впрочем, вскоре Вере Каралли пришлось покинуть труппу и уехать в Москву. Анна Павлова, исполнявшая ранее партию Армиды, потребовала вернуть ей главную роль в балете.

Разочарование, скандал, эмиграция

Поспешное возвращение Веры Каралли в Москву связывали не только с конфликтом за роли в балетных постановках. В это же время в Париже закончился ее роман с Леонидом Собиновым. Он сопровождал Каралли на гастролях и с раздражением стал замечать, что его узнают как спутника талантливой балерины, а не как знаменитого тенора. Он не был готов оказаться в тени юной девушки — и тем более не был готов связывать себя брачными обязательствами, как того хотела Каралли.

В Москве балерина решила попробовать себя в другом искусстве — кинематографе. Новое увлечение позволило заполнить пустоту после разрыва с Собиновым и реализовать свой актерский потенциал. Знакомство с известными кинорежиссерами Александром Ханжонковым, Евгением Бауэром и Петром Чардыниным помогло ей получить первую роль. Она дебютировала как актриса в картине Чардынина «Ты помнишь ли?». Затем были фильмы «Хризантемы», «После смерти», «Наташа Ростова», «Любовь статского советника», «Возмездие», «Умирающий лебедь».

«Я не ошибся в выборе: актриса быстро освоилась с игрой для экрана и полюбила наше дело. Актерам императорских театров было запрещено сниматься в кинематографе, но Каралли стала нашей постоянной сотрудницей, уверенная, что московский балет нуждается в ней больше, чем она в нем. Вскоре в России не было городка, где не ждали бы картин с участием любимицы публики — Каралли».
Александр Ханжонков, кинорежиссер

Не исключено, что Вера Каралли позволяла себе нарушать правила Императорских театров потому, что ее поклонником был брат императора — Дмитрий Павлович. Роман с князем обернулся для балерины скандалом. Дмитрий Павлович участвовал в заговоре против Распутина, за что был выслан в Персию. По одной из версий, Каралли знала о готовящемся убийстве, за что и попала в немилость к императрице. Ей запретили выступать на сцене и сниматься в кино. Балерине оставалось только покинуть Россию. После революционных событий 1917 года она решила в страну не возвращаться. В 1918 году влюбленные снова встретились в Париже, однако их отношения не получили развития. Современники считали, что Каралли была для князя напоминанием о мрачных событиях, и, расставшись с ней, он пытался заглушить чувство вины за произошедшее убийство.

«Я, Каралли Вера Алексеевна…»

Снова Каралли окунулась в работу, чтобы забыть о личных переживаниях. Она успешно выступала с труппой Сергея Дягилева, сотрудничала с кинорежиссерами Германии и Франции. Съемки в фильме «Месть женщины» сделали ее одной из самых знаменитых актрис Европы. В 1920 году Каралли давала благотворительные концерты в Париже, чтобы собрать средства в пользу нуждающихся русских эмигрантов.

Позже она переехала в Литву, в город Каунас, где создала студию балета, а в 1930-е годы работала балетмейстером в Румынской опере. С началом Второй мировой войны Вера Каралли перебралась в Австрию. Все эти годы она следила за судьбой Дмитрия Павловича: знала о его женитьбе, сочувствовала неудачам в карьере. Великий князь умер в Швейцарии в 1942 году. Она регулярно посещала его могилу.

Последние годы жизни Вера Каралли провела в Бадене, в доме для престарелых. Среди редких посетителей балерины была Майя Плисецкая.

На склоне лет Вера Каралли написала прошение советскому правительству: «Я, Каралли Вера Алексеевна, прошу разрешить мне вернуться на родину и провести остаток жизни в Московском доме престарелых Всероссийского театрального общества. Я все время тосковала по родине и хотела бы снова быть со своими друзьями и коллегами и слышать вокруг себя только русскую речь. Здесь я все время чувствую себя чужой. Умоляю дать мне возможность вернуться на родину и прожить там остаток моих дней».

В начале ноября 1972 года Вере Каралли выдали советский паспорт, но она так и не успела им воспользоваться. Балерина скончалась через две недели в возрасте 83 лет.

В подборках

Балерины имперской России
Вспоминаем известных танцовщиц.

Смотрите также

Евгений Леонов
Актер кино
Актер театра
СССР
02 сентября 1926 — 29 января 1994
Михаил Чехов
Актер кино
Актер театра
Режиссер
Россия
29 августа 1891 — 01 октября 1955
Фаина Раневская
Актер кино
Актер театра
Россия
27 августа 1896 — 19 июля 1984
Николай Мордвинов
Актер кино
Актер театра
Художественный руководитель
Художник-постановщик
Россия
15 февраля 1901 — 26 января 1966