Вера Каралли
Персона

Вера Каралли

Годы жизни:
27 июля 1889 — 16 ноября 1972
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Танцор

После дебюта Веры Каралли на сцене Большого театра в партии Одетты–Одиллии о ней заговорили как о новой приме. Московские газеты писали, что в номере «Умирающий лебедь» она затмила великую Анну Павлову, а в Париже после открытия дягилевских Сезонов еще долго не могли забыть русскую балерину с античным профилем.

Детство за кулисами

Любовь к сцене Вера Каралли унаследовала от родителей. Ее отец Алексей Каралли-Торцов был режиссером Ярославского драматического театра имени Федора Волкова, мать Ольга Каралли, актриса, блистательно играла в этом же театре. Вера с детства из-за кулис смотрела все спектакли матери и представляла себя на сцене. Она твердо решила, что ее жизнь будет связана с театром. Отец пытался отговорить девочку от артистической карьеры, но, убедившись в твердости ее намерений, смирился.

Когда Вере исполнилось 12 лет, родители отдали ее в московское театральное училище, чтобы девочка стала актрисой. Мечты о большой сцене чуть было не разрушила болезнь позвоночника. Усиливающиеся боли в спине на уроках гимнастики стали поводом для беспокойства. По настоянию врачей следующие полгода Вера провела в постели. Сила воли и постоянные упражнения помогли Каралли встать ноги и вернуться в училище. На это раз — на хореографическое отделение. За месяцы, проведенные наедине с собой, девочка поняла, что хочет стать не драматической актрисой, а балериной.

Среди членов комиссии на вступительных экзаменах был известный танцор и балетмейстер Александр Горский. Он сразу же разглядел талант юной абитуриентки. Встреча с хореографом стала для Веры Каралли пропуском в мир большого балета.

Танцовщица-актриса

Юную выпускницу балетной школы Веру Каралли сразу пригласили в Большой театр. Здесь ее педагогом-репетитором стал именно Горский, который с особым вниманием относился к своей талантливой ученице. Не без его протекции в 1907 году едва переступившую порог главного театра страны выпускницу назначили корифейкой (танцовщица кордебалета, занимающая первые места в группе танцующих), а чуть позже доверили главную роль в «Лебедином озере».

Чтобы его подопечная уверенно смотрелась в сложнейших партиях нежной Одетты и обольстительной Одиллии, Горский целыми сутками отрабатывал с Верой самые сложные хореографические элементы. При этом балетмейстеру пришлось упростить ряд комбинаций, которые пока были не под силу дебютантке. Москва аплодировала новоиспеченной приме стоя.

«Мой дебют состоялся при переполненном зале и обернулся сногсшибательным успехом. Теляковский и Горский были бледны как смерть от волнения и страха… а после адажио во втором акте, когда публика, поднявшись на ноги, разразилась оглушительными рукоплесканиями, оба, по древнему русскому обычаю, перекрестились».
Вера Каралли

Вслед за успешным «Лебединым озером» последовали первые партии в балетах «Дочь Фараона», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Раймонда». Критики называли балерину «танцовщица-актриса».

Вера Каралли восхищалась талантом Анны Павловой и с особым трепетом бралась за миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, которую Михаил Фокин поставил специально для звезды Мариинского театра. В газетных рецензиях появились сравнения двух балерин: «Вера Каралли наделена редким обаянием, простотой и привлекательностью. Ее фигура гибка и пропорциональна, линии ее тела полны изящества, а движения непередаваемой красоты. Ее талант одухотворяет весь ее танец. Если продолжить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой».

«Ее танец — элегия»

В 1909 году Вера Каралли заставила говорить о себе весь Париж, охваченный завезенной из России «балетной лихорадкой». Газеты пестрили восторженными рецензиями на премьерные спектакли Русских сезонов, и не в последнюю очередь связывали их успех с именем Веры Каралли.

«Прежде всего, меня сбивают с толку личики этих русских. Эти милые балерины в пачках, танцующие не хуже артистов нашей Оперы, эта чарующая брюнетка с глазами итальянки Вера Каралли, ее гибкий силуэт, облаченный в корсет от парижского кутюрье, ее манящие плечи, выглядывающие из-под накидки, — это и есть Север? Я ожидал увидеть плоские лица и приплюснутые носы, красные косоворотки и сапоги, а вижу этих танцоров, одетых по последней моде, а не в меховые шапки! Гордость Москвы, брюнетка Каралли, виртуозная и несравненная, не оставит шансов остальным балетным крысятам, которые продолжают отрабатывать технику своих жете-баттю…»
Журнал Comoedia, Париж, 1909

Вера Каралли танцевала главную партию в спектакле «Павильон Армиды» в театре Шатле на открытии первых французских гастролей труппы Сергея Дягилева. Исполнение юной танцовщицы произвело сильное впечатление на парижскую публику. Французы не скупились на комплименты: «Самая юная звезда московской сцены, Вера Каралли с самого начала показала себя как одна из ведущих балерин современности. Она объединяет в себе несравнимое техническое мастерство и невероятную природную грацию. Кажется, ей подвластны самые сложные па. Ее пируэты словно наполнены волнующей истомой. Она источает совершенное целомудрие. Ее танец — элегия» (газета Figaro, Париж, 1909).

Впрочем, вскоре Вере Каралли пришлось покинуть труппу и уехать в Москву. Анна Павлова, исполнявшая ранее партию Армиды, потребовала вернуть ей главную роль в балете.

Разочарование, скандал, эмиграция

Поспешное возвращение Веры Каралли в Москву связывали не только с конфликтом за роли в балетных постановках. В это же время в Париже закончился ее роман с Леонидом Собиновым. Он сопровождал Каралли на гастролях и с раздражением стал замечать, что его узнают как спутника талантливой балерины, а не как знаменитого тенора. Он не был готов оказаться в тени юной девушки — и тем более не был готов связывать себя брачными обязательствами, как того хотела Каралли.

В Москве балерина решила попробовать себя в другом искусстве — кинематографе. Новое увлечение позволило заполнить пустоту после разрыва с Собиновым и реализовать свой актерский потенциал. Знакомство с известными кинорежиссерами Александром Ханжонковым, Евгением Бауэром и Петром Чардыниным помогло ей получить первую роль. Она дебютировала как актриса в картине Чардынина «Ты помнишь ли?». Затем были фильмы «Хризантемы», «После смерти», «Наташа Ростова», «Любовь статского советника», «Возмездие», «Умирающий лебедь».

«Я не ошибся в выборе: актриса быстро освоилась с игрой для экрана и полюбила наше дело. Актерам императорских театров было запрещено сниматься в кинематографе, но Каралли стала нашей постоянной сотрудницей, уверенная, что московский балет нуждается в ней больше, чем она в нем. Вскоре в России не было городка, где не ждали бы картин с участием любимицы публики — Каралли».
Александр Ханжонков, кинорежиссер

Не исключено, что Вера Каралли позволяла себе нарушать правила Императорских театров потому, что ее поклонником был брат императора — Дмитрий Павлович. Роман с князем обернулся для балерины скандалом. Дмитрий Павлович участвовал в заговоре против Распутина, за что был выслан в Персию. По одной из версий, Каралли знала о готовящемся убийстве, за что и попала в немилость к императрице. Ей запретили выступать на сцене и сниматься в кино. Балерине оставалось только покинуть Россию. После революционных событий 1917 года она решила в страну не возвращаться. В 1918 году влюбленные снова встретились в Париже, однако их отношения не получили развития. Современники считали, что Каралли была для князя напоминанием о мрачных событиях, и, расставшись с ней, он пытался заглушить чувство вины за произошедшее убийство.

«Я, Каралли Вера Алексеевна…»

Снова Каралли окунулась в работу, чтобы забыть о личных переживаниях. Она успешно выступала с труппой Сергея Дягилева, сотрудничала с кинорежиссерами Германии и Франции. Съемки в фильме «Месть женщины» сделали ее одной из самых знаменитых актрис Европы. В 1920 году Каралли давала благотворительные концерты в Париже, чтобы собрать средства в пользу нуждающихся русских эмигрантов.

Позже она переехала в Литву, в город Каунас, где создала студию балета, а в 1930-е годы работала балетмейстером в Румынской опере. С началом Второй мировой войны Вера Каралли перебралась в Австрию. Все эти годы она следила за судьбой Дмитрия Павловича: знала о его женитьбе, сочувствовала неудачам в карьере. Великий князь умер в Швейцарии в 1942 году. Она регулярно посещала его могилу.

Последние годы жизни Вера Каралли провела в Бадене, в доме для престарелых. Среди редких посетителей балерины была Майя Плисецкая.

На склоне лет Вера Каралли написала прошение советскому правительству: «Я, Каралли Вера Алексеевна, прошу разрешить мне вернуться на родину и провести остаток жизни в Московском доме престарелых Всероссийского театрального общества. Я все время тосковала по родине и хотела бы снова быть со своими друзьями и коллегами и слышать вокруг себя только русскую речь. Здесь я все время чувствую себя чужой. Умоляю дать мне возможность вернуться на родину и прожить там остаток моих дней».

В начале ноября 1972 года Вере Каралли выдали советский паспорт, но она так и не успела им воспользоваться. Балерина скончалась через две недели в возрасте 83 лет.

В подборках

Балерины имперской России
Вспоминаем известных танцовщиц.

Смотрите также

Евгений Евстигнеев
Актер кино
Актер театра
СССР
1926–1992
Анна Павлова
Актер кино
Танцор
Россия
1881–1931
Евгений Леонов
Актер кино
Актер театра
СССР
1926–1994
Михаил Чехов
Актер кино
Режиссер
Актер театра
Россия
1891–1955