Александр Лазарев — старший

Годы жизни: 03 января 1938 - 02 мая 2011
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Александр Лазарев — старший с детства представлял себя героем кинолент. Он окончил Школу-студию МХАТ
, сыграл в 50 спектаклях и снялся почти в 100 фильмах. Театральные постановки с участием Александра Лазарева собирали аншлаги, а кинокартины — становились лидерами проката. Актер стал лауреатом Государственной премии СССР и театральной «Хрустальной Турандот» и всю жизнь прослужил в одном театре — Московском академическом театре имени В. Маяковского
.

Студент Школы-студии МХАТ

Александр Лазарев родился 3 января 1938 года в Ленинграде, в семье художника. Его родители часто бывали в театрах и музеях, много читали и детям тоже прививали художественный вкус. Безоблачное детство будущего актера закончилось в 1941 году. Александр Лазарев рассказывал о первой блокадной зиме: «Помню, как мы сидели на диване, прижавшись друг к другу. Мама, папа, я, вокруг разрываются снаряды… А спускаться в бомбоубежище уже не было сил». Вскоре Лазаревым удалось выбраться в Оренбург, где они прожили до 1944 года.
В школу Александр Лазарев пошел уже в родном Ленинграде. Вместе с друзьями он посещал здесь редкие кинопоказы, любил театр: на многие спектакли Большого драматического и Театра комедии он ходил по несколько раз. Весной 1955 года в Северную столицу приехала комиссия Школы-студии МХАТ — отбирать таланты. Среди всех претендентов московские преподаватели выбрали двоих — Анатолия Ромашина
и Александра Лазарева. Школу Лазарев заканчивал уже зачисленным в МХАТ, а осенью отправился в Москву.
Вместе с ним на курсе учились Вячеслав Невинный
, Алла Покровская, Альберт Филозов
, Татьяна Лаврова
. Студенты школы-студии жили творчеством: ставили спектакли, обсуждали театральные постановки. Устраивали поэтические чтения: тогда увлекались творчеством Бориса Пастернака
, Анны Ахматовой
, Булата Окуджавы
. На первом же курсе Лазарев попал в Театр-студию молодых актеров Олега Ефремова
, но в основном исполнял там эпизодические роли. В двух дипломных спектаклях актеру достались разноплановые герои: он играл голливудского красавца в пьесе Теренса Реттигена «Огни на старте» и инвалида Якова Коломийцева в «Последних» Максима Горького
.

Актер, верный «Маяковке»

Александр Лазарев-старший с супругой Светланой Немоляевой. Фотография: kleo.ru
В 1959 году в жизни Лазарева произошел, как он говорил, «судьбоносный случай»: однокурсница попросила подыграть ей на пробах в Театре имени Владимира Маяковского. Устроиться сюда на работу актер не стремился. Среди студентов МХАТа Театр Маяковского в те годы слыл «антихудожественным»: здесь играли без занавеса, выходили не из-за кулис, а из зала.
На пробах режиссер Николай Охлопков заинтересовался не однокурсницей Александра Лазарева, а им самим. Актера попросили прочитать что-нибудь «сообразное своей фактуре» (Лазарев был рослым молодым человеком) из «Бориса Годунова»
. Однако актер не знал ни строчки из пушкинской трагедии и продекламировал стихи Маяковского
. После этого Охлопков дал новое задание: вообразить, будто приемная комиссия — это фашисты, а Лазарев — замученный ими партизан.
Я подумал, что же со мной происходит? Я же не поступаю в этот театр! Потом подумал: да ради бога! Пусть я не поступаю в этот театр, я могу сказать все, что угодно!
Александр Лазарев
Тогда, на пробах, Лазарев разорвал на себе рубашку и крикнул: «На! Стреляй!» А через несколько часов уже подписывал трудовой договор с театром.
В этот же день отбор проходила Светлана Немоляева
. Она тоже пришла подыграть подруге и попала в труппу. Между Лазаревым и молодой актрисой вспыхнул роман.
Первое время в театре Лазарев во время спектакля «Гамлет», от стеснения закрывая лицо забралом, выносил на сцену пики. Но вскоре ситуация изменилась: в той же постановке актеру дали сразу три роли — Фортинбраса, Горацио и Марцелла. Он едва успевал переодеваться и менять грим. Двоих персонажей он играл и в «Клопе» по пьесе Владимира Маяковского — Слесаря и Пожарного. Звездной для актера стала роль Виктора Бойцова в мелодраматическом спектакле «Иркутская история» по пьесе Алексея Арбузова. После премьеры Лазарева узнавали на улицах, критики писали о нем с восхищением. Современники вспоминали, что очередь за билетами на спектакль выстраивалась ночью, задолго до открытия касс.
Я в этом спектакле родился. Не попади я в «Иркутскую историю» — и я далеко не уверен, что моя жизнь сложилась бы так, как она сложилась на сегодняшний день.
Александр Лазарев — старший
В 1960 году Александр Лазарев и Светлана Немоляева поженились. Свадьба была скромной, а отмечали недолго: в этот же вечер в театре имени Маяковского давали «Иркутскую историю», где играли и молодожены, и их гости. Через несколько лет в семье появился сын Александр.
Актер воплотил на этой сцене несколько десятков образов, отыграл тысячи постановок. В 1977 году за роль журналиста Карлоса Бланко в спектакле «Венсеремос!» Лазареву вручили Государственную премию СССР. А в 1995 году он стал лауреатом престижной театральной премии «Хрустальная Турандот» за роль в спектакле «Кин IV».
Александра Лазарева — старшего звали в другие театры, но он остался служить в «Маяковке».

Лазарев-старший в кино

Кадр из художественного фильма Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1968)
Кадр из телесериала Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя» (1964)
Кадр из художественного фильма Леонида Трауберга «Вольный ветер» (1961)
Большую часть своей творческой жизни Лазарев посвятил театральной сцене, однако и в кино снимался часто — на его счету почти сотня фильмов. Впервые на киноэкране он появился в 1961 году, сыграв моряка Янко в фильме Леонида Трауберга «Вольный ветер». Затем последовала новая роль — матроса в короткометражке «Время революции». Его первой крупной работой в кино стал образ командира брянских партизан в телесериале о войне «Вызываем огонь на себя».
В 1968 году на экраны вышел фильм Георгия Натансона «Еще раз про любовь», где актер сыграл физика Электрона Евдокимова — немного циничного и надменного ловеласа. Изначально на эту роль пробовался Владимир Высоцкий
. Для него даже специально сшили ботинки на высоком каблуке, поскольку он был ниже Татьяны Дорониной
, которую уже утвердили на главную роль. Однако режиссер после просмотра первой совместной сцены заменил Высоцкого Лазаревым. В год выхода картина стала лидером проката, ее посмотрели более 40 миллионов зрителей.
В кино Лазарев воплощал и трагические, и комические образы. В 1980 году он снялся в ситуационной комедии «Вечерний лабиринт», где сыграл попавшего в нелепую ситуацию руководителя.
В последние годы Александр Лазарев почти не снимался, но на сцене продолжал играть. Его не стало в 2011 году.
Похоронили актера на Троекуровском кладбище в Москве.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна