Алексей Плещеев

Годы жизни: 04 декабря 1825 - 08 октября 1893
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Писатель, Поэт
Содержание
Алексей Плещеев стал известен в 1840-х как автор революционных гимнов. Писал он и сатирические рассказы, в которых высмеивал чиновников и провинциальных помещиков. Писатель состоял в кружке петрашевцев и часть своей жизни провел в ссылке. Позже Плещеев работал журналистом и художественным критиком в изданиях «Отечественные записки» и «Северный вестник». Там он помогал публиковаться Антону Чехову
, Семену Надсону, Всеволоду Гаршину и другим молодым писателям.

Учеба в университете и первые стихи

Алексей Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме в старой дворянской семье. Его отец, Николай Плещеев, был чиновником по особым поручениям при Ар­хан­гель­ском, Во­ло­год­ском и Оло­нец­ком генерал-гу­бер­на­то­ре. Через два года после рождения сына он перевелся на службу губернским лесничим в Нижний Новгород
.
Когда Плещееву было шесть лет, его отец умер. Мать писателя Елена Горскина воспитывала сына одна. Вместе с ним она переехала в небольшой город Княгинин недалеко от Нижнего Новгорода (сейчас — город Княгинино Нижегородской области). Позже Плещеев описал его в своем стихотворении «Детство»:
«Мне вспомнились детства далекие годы
И тот городок, где я рос,
Приходского храма угрюмые своды,
Вокруг него зелень берез»
До 13 лет Плещеев учился на дому. Мать наняла ему педагогов
по иностранным языкам, литературе, истории. С детства будущий писатель много читал, даже пробовал самостоятельно переводить с немецкого стихотворения Иоганна Вольфганга Гете
. Его любимым поэтом был Михаил Лермонтов
.
В 1840 году Алексей Плещеев по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Однако там почти не преподавали историю и литературу, а упор делали на военном деле и строевой подготовке. Уже на первом году обучения Плещеев попросил мать забрать его оттуда, но она отказывала. В школе писатель проучился еще три года. На третьем курсе он не вернулся на учебу из увольнения, которое воспитанники получали на выходных. Его отчислили, официальной причиной в приказе назвали болезнь.
Следующие несколько месяцев Плещеев готовился к университетским экзаменам. В том же году он поступил на восточное отделение филологического факультета Петербургского университета. С первых курсов поэт писал стихи
, среди которых «Безотчетная грусть», «Дачи» и «Дездемоне». В начале 1844 года Плещеев послал свои произведения редактору журнала «Современник»
Петру Плетневу. Плетнев писал о поэте своему другу филологу Якову Гроту: «У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал его». В том же году стихи Плещеева напечатали в «Современнике» под общим заголовком «Ночные думы». Там же поместили его переводы с немецкого.

«Марсельеза поколения 1840-х»: стихи и рассказы Алексея Плещеева

Алексей Плещеев посещал литературные вечера, собрания философского кружка братьев Бекетовых, где познакомился с писателями Федором Достоевским
, Иваном Гончаровым
, Михаилом Салтыковым-Щедриным
. Достоевский стал близким другом Плещеева. Он посвятил поэту свою раннюю повесть «Белые ночи»
.
Во второй половине 1840-х Плещеев увлекся социалистическими идеями. Он читал работы философов Шарля Фурье и Анри Сен-Симона. Вскоре поэт присоединился к кружку Михаила Буташевича-Петрашевского, в который, кроме него, входило еще 23 человека, в том числе Федор Достоевский. После этого Плещеев решил оставить университет.
«Я бы поскорее желал разделаться с университетским курсом, во-первых, — для того, чтобы на свободе заняться науками, которым я решил посвятить себя, науками живыми и требующими умственной деятельности, а не механической, науками, близкими к жизни и к интересам нашего времени. История и политическая экономия — вот предметы, которыми я исключительно решился заниматься»
Алексей Плещеев (из письма Петру Плетневу от 8 июня 1845 года)
Летом 1845 года Плещеева отчислили. Он сосредоточился на литературе. В 1846 году вышел первый сборник поэта. В него попали стихотворения «Вперёд! без страха и сомненья…» и «По чувствам братья мы с тобой»
, которые позднее стали революционными гимнами. Критик Николай Добролюбов
писал: «В числе <…> стихотворений был этот смелый призыв, полный такой веры в себя, веры в людей, веры в лучшую будущность». Стихотворения Плещеева стали популярными среди революционно настроенной молодежи. Их называли «марсельезой поколения 1840-х». Критики хвалили стихи Плещеева за проработанность образов и общественную значимость. Однако, по их мнению, в своих произведениях поэт использовал однотипные сюжеты. В журнале «Финский вестник» в 1846 году их назвали «несамостоятельными» и «однообразными».
Плещеев был одним из первых поэтов в России, который отреагировал на революцию 1848 года во Франции. Он написал стихотворение «Новый год»:
«Близок час последней битвы!
Смело двинемся вперед -
И услышит бог молитвы,
И оковы разобьет»
Чтобы обмануть цензуру, Плещеев добавил стихотворению подзаголовок «Кантата с итальянского». Поэт писал: «Оно у меня давно написано и вовсе не по поводу Италии. Я только воспользовался обстоятельствами и строчки две изменил… С итальянского я для цензуры поставил». Стихотворение он отправил редактору «Отечественных записок» Николаю Некрасову
. Тот согласился напечатать произведение, но цензура его все-таки не пропустила.
В эти же годы Алексей Плещеев начал писать рассказы, которые тоже выходили в журнале «Отечественные записки». Среди них — «Енотовая шуба. Рассказ не без морали», «Протекция. История бывалая», повесть «Шалость». В прозе писатель продолжал традиции Николая Гоголя
. Он сатирически изображал чиновников и мещан, высмеивал обывателей.

Член кружка петрашевцев, политический ссыльный

Плещеев остался членом кружка петрашевцев. У него дома проходили встречи, на которых обсуждались работы философов-социалистов, в том числе запрещенные в России. В марте 1849 года Плещеев приехал в Москву. Там он достал и выслал Достоевскому тетрадь с «Письмом Белинского к Гоголю». Его нельзя было распространять в России из-за призывов к «пробуждению в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и неволе». Достоевский прочитал письмо на собрании петрашевцев 15 апреля 1849 года. Однако за членами кружка петрашевцев и посетителями их встреч шла слежка. Уже 23 апреля были арестованы 43 человека, которые находились в Петербурге. 28 апреля Николай I
подписал и направил в Москву секретное поручение «о немедленном и внезапном арестовании литератора Плещеева». Поэта задержали, доставили в Петербург и поместили в Петропавловскую крепость
.
Расследование шло около полугода. Плещеева несколько раз допрашивали. Следователи полагали, что писатель специально поехал в Москву, чтобы достать для петрашевцев запрещенную литературу. Плещеев утверждал, что отправился туда, потому что «давно имел желание повидаться с теткой, живущей в Москве, с которой не виделся около девяти лет».
В декабре 1849 года Алексею Плещееву и другим петрашевцам вынесли приговор — расстрел. Их обвинили в распространении запрещенной литературы и революционных идей. 22 декабря петрашевцев привезли на на Семёновский плац. Там перед каждым из них лично прочитали приговор, а затем объявили, что смертная казнь отменена.
«Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головою шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Я стоял шестым, вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты <…> Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец <…> привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры»
Федор Достоевский из письма брату Михаилу Достоевскому от 22 декабря 1849 года
Плещеева приговорили к четырем годам каторги, а затем вновь изменили приговор. Его направили на службу рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус. Следующие четыре года поэт почти не занимался литературой, не получал отпусков. Он писал об Оренбурге: «Эта безбрежная степная даль, ширь, черствая растительность, мёртвая тишина и одиночество — ужасны».
В Оренбурге Плещеев познакомился с поэтами Тарасом Шевченко
, Михаилом Михайловым и Алексеем Жемчужниковым, польским революционером Сигизмундом Сераковским, к кружку которого он присоединился. Журналист Бронислав Залесский писал о встречах этого объединения: «Один изгнанник поддерживал другого <…> После муштры собирались часто дружеские собеседования. Письма с родины, новости, принесенные газетами, были предметом бесконечного обсуждения».
В 1850-х года Алексей Плещеев участвовал в туркестанских походах русской армии по завоеванию Средней Азии. В 1853 году поэт подал прошение о добровольном участии в штурме крепости Ак-Мечеть Кокандского ханства. Так он рассчитывал получить повышение по службе. После взятия крепости Плещееву дали звание унтер-офицера, а затем — прапорщика. Вскоре поэт перешел на гражданскую службу «с переименованием в коллежские регистраторы». Он служил в Оренбургской пограничной комиссии, а затем — в канцелярии оренбургского губернатора.
В Оренбурге Плещеев женился. Его супругой стала дочь надзирателя Илецкого соляного прииска Еликонида Руднева. Поэт писал ей: «Ваша любовь одна способна исцелить мою болезненную натуру, которая сделалась такой единственно потому, что много выпало мне разных невзгод». У них Плещеева и Рудневой было трое детей. В браке поэт и его супруга прожили семь лет — до смерти Рудневой в 1864 году.
В конце 1850-х Алексей Плещеев снова стал заниматься литературой. Его стихотворения, рассказы и переводы тих лет печатали в журнале Михаила Каткова «Русский вестник». По рекомендации поэта Михаила Михайлова некоторые из них опубликовал Николай Некрасов в «Современнике». В 1858 году вышел второй отдельный сборник стихотворений Плещеева. Эпиграфом к нему стала строка из стихотворения Генриха Гейне «Я не в силах был петь…». Критик Николай Добролюбов писал о нем: «Сила обстоятельств не дала развиться в г. Плещееве убеждениям, вполне определенным и ровным <…> Нельзя в них [Стихотворениях — Прим. ред] не заметить следов какого-то раздумья, какой-то внутренней борьбы, следствие потрясенной и еще не успевшей снова установиться мысли».

«Нужно сказать новое слово»: Алексей Плещеев в Москве

В 1859 году Алексею Плещееву разрешили «под строжайшим надзором» поселиться в Москве. Вскоре он стал сотрудником и пайщиком газеты «Московский вестник», в которой публиковал свои рассказы и стихи. По его просьбе в газету приносили свои произведения Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Чернышевский
, Иван Тургенев
. Иногда Плещеев публиковал в «Московском вестнике» и свои рецензии на новинки литературы, хотя и не считал себя профессионалом в этой области: «Чтобы быть критиком — из ряду выходящим, надо иметь к этому <…> призвание <…> Я <…> не чувствую в себе ни таланта, ни знания достаточного для этого…».
В начале 1860-х Плещеев хотел открыть собственное издание. Сначала он предложил Михаилу Михайлову создать журнал «Иностранное обозрение». Затем вместе с Салтыковым-Щедриным поэт разработал проект издания «Русская правда». Однако Плещеев не получил разрешения от правительства на создание журналов из-за «политической неблагонадежности». За ним следили сотрудники полиции, которые подозревали, что поэт состоял в тайных революционных обществах, в том числе в народнической «Земле и воле», и финансировал подпольную типографию.
В 1860-х Плещеев писал о проходивших в России либеральных реформах Александра II
 — земельной, судебной, образовательной. Поэт не одобрил отмену крепостного права в 1861 году. Он считал, что правительство отдает «бедного мужика на жертву чиновничьему грабежу». В стихотворениях этого периода Плещеев призывал устроить в России революцию по образцу Франции. Поддерживал он и студенческие протесты. В стихотворении «Лжеучителям» он поддержал революционную молодежь. Поводом для написания этого произведения стала лекция профессора Московского университета
и юриста Бориса Чичерина, который призывал бороться с «анархией умов».
На лирику Плещеева этих лет повлияло творчество Николая Некрасова — поэт обратился к теме народа. В стихотворении «Сельская песня» он писал о проблеме образования крестьян:
«Если волов я не так запрягаю,
Нету во мне для хозяйства пути,
Если в избе я тебе докучаю,
В школу, родная, меня отпусти»
Среди творчества Плещеева была и пейзажная лирика, в том числе стихотворения «Скучная картина»
, «Весна» («Опять весной в окно мое пахнуло»)
, «Тучи».
Продолжил Плещеев писать и прозу. В рассказах и новеллах он писал о тяжелой жизни городской бедноты, самоуправстве помещиков. В 1860 году в Москве вышел сборник прозаических произведений писателя в двух частях «Повести и рассказы А. Плещеева». Критики отмечали общественную значимость тем, которые поднимал Плещеев, но упрекали его в старомодности.
«Что же, сказалось ли что-нибудь в этой массе печатной бумаги, имеет ли этот десяток больших и малых повестей какое-нибудь отношение к тому, что занимает теперь наше общественное внимание? Или это повести просто для упражнения в процессе чтения? <…> Рассказы г. Плещеева никак не могут быть отнесены к последнему разряду. Элемент общественный проникает в них постоянно и этим отличает от множества бесцветных рассказов тридцатых и пятидесятых годов. <…> Теперь покамест повести, о которых мы говорим, читаются, хотя уж и не с тем интересом, как пятнадцать лет тому назад. Но уже и теперь являются запросы, которым герои подобных повестей решительно не в состоянии удовлетворить»
Николай Добролюбов, статья «Благонамеренность и деятельность» (журнал «Современник», 1860 год)
Плещеева упрекали и в «неопределенности». Поэт пытался выработать собственную политическую позицию и в своих произведениях зачастую поддерживал противоположные точки зрения. Достоевскому он писал: «Нужно сказать новое слово, а где оно?».

Секретарь «Отечественных записок»

Из-за проблем с деньгами в 1864 году Алексей Плещеев поступил на государственную службу — стал ревизором Московской контрольной палаты. В следующие несколько лет поэт почти не занимался литературой. Закрылись журналы «Эпоха», «Современник», «Русское слово», где он печатался. Умерли друзья Плещеева Михаил Михайлов, Николай Добролюбов, Николай Чернышевский. Николаю Некрасову поэт писал: «Мне сдается, что моя литературная карьера вовсе покончена. Порой, правда, является сильное желание работать, писать, но все это только порывами…».
В 1866 году Плещеев женился второй раз. Его супругой стала Екатерина Данилова. Еще до брака у них родилась дочь Любовь. Литературовед Николай Кузин писал о второй жене поэта: «Доброта и привязанность новой его подруги никак не могли восполнить того чувства, что, видимо, навсегда унесла с собой в могилу незабвенная Еликонида Александровна». Вскоре после женитьбы поэт написал стихотворения «Когда тебе молчанием суровым…» и «Где ты, пора веселых встреч…», которые посвятил своей первой супруге.
Через два года Некрасов предложил Плещееву стать секретарем журнала «Отечественные записки». Плещеев согласился и вскоре переехал в Петербург.
«Многоуважаемый Николай Алексеевич! Сейчас получил Ваше письмо и сейчас же спешу ответить Вам. Разумеется, я весь к Вашим услугам. Кажется, Вы не могли сомневаться, что быть сотрудником журнала, редактируемого Вами, я считаю не только за особенное удовольствие, но и за честь. Все, что только напишется, пришлю Вам… Ведь, право, руки отнимались — работать никакой охоты не было, когда ни одного сколько-нибудь сносного журнала не было…»
Алексей Плещеев Николаю Некрасову, 8 декабря 1868 года
Вскоре Алексею Плещееву предложил сотрудничество редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Стасюлевич. Там выходили переводы писателя с немецкого и французского языков. Печатался он и в газете «Биржевые ведомости».
С 1870-х Плещеев по приглашению Московской конторы Императорских театров в числе экзаменаторов присутствовал на вступительных испытаниях в театральное училище. Также поэт был членом Артистического кружка — объединения любителей искусства, которые выступали за создание частных театров в Российской империи. Состоял он и в Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов. Под впечатлением от встречи со студентами на заседании Артистического кружка Плещеев написал стихотворение «Тосты»:
«Первый тост наш — за науку!
И за юношей — второй.
Пусть горит им светоч знанья
Путеводною звездой»
Многие стихотворения Плещеев посвящал своим друзьям. В 1877 году поэт написал «Я тихо шел по улице безлюдной…». Адресатом этого стихотворения стал Виссарион Белинский
. В 1882 году в журнале «Устои» напечатали его произведение «Памяти Н.А. Некрасова».
После смерти Николая Некрасова Алексей Плещеев был редактором поэтического отдела «Отечественных записок» — отбирал произведения для публикации. Эта работа отнимала у писателя много времени, но он не оставил занятия литературой. В 1870-х Плещеев начал писать стихи для детей. В 1878 году вышел сборник «Подснежник». В «Отечественных записках» о нем написали: «Если в наше время трудно быть поэтом вообще вследствие известных особенностей нашей эпохи, то писать стихи для детей едва ли не еще труднее. Плещеев понимает эту трудность… Он согревал созданные им образы «собственным внутренним чувством». Через несколько лет композитор Петр Чайковский
написал «Шестнадцать песен для детей», из которых четырнадцать были написаны на стихи из «Подснежника» Плещеева.

«Чего бы я не дал за то, чтобы иметь возможность уйти подальше от журналистики…»

После убийства Александра II 13 марта 1881 года начали преследовать революционеров. Арестовали и часть редакции «Отечественных записок», в том числе Николая Михайловского. После этого Плещеев написал стихотворение «Без надежд и ожиданий…»:
«Без надежд и ожиданий
Мы встречаем новый год.
Знаем мы: людских страданий
Он, как прежде, не уймет…»
В 1884 году «Отечественные записки» закрыли специальным постановлением правительства. В нем писали: «Правительство не может допустить дальнейшее существование органа печати, который не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет ближайшими своими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ». Материальное положение Плещеева после этого ухудшилось. Он заложил имение Княгинино, которое досталось ему от матери. Из-за ужесточения цензуры произведения писателя почти не публиковали в крупных изданиях. Их печатали только малотиражные «Еженедельное обозрение» и «Театральный мирок».
Через год публицист Анна Евреинова создала литературный журнал «Северные вестник». Она пригласила в него Плещеева на должность редактора отдела беллетристики. Писатель согласился. В «Северном вестнике» он публиковал отрывки из своей монографии «Публика и писатели в Англии в XVIII веке», переводы стихотворений английского поэта Томаса Мура. Плещеев помогал начинающим писателям. По его рекомендации в «Северном вестнике» печатали стихи Семена Надсона, рассказы Всеволода Гаршина.
В 1866 году Плещеев отметил сорокалетний юбилей творческой деятельности. Об этом событии он сообщал своему другу писателю Александру Гацискому: «Люди всех лагерей были на юбилее… Теперь — умирать пора. Другого такого не будет в жизни. Особенно горячо и сочувственно отнеслась ко мне молодежь». На торжественном собрании поэта поздравило более ста человек. Плещееву передали анонимное письмо от редактора подпольного народовольческого издания «Отголоски революции». В нем писателя называли учителем революционеров.
В 1887 году Алексей Плещеев познакомился с Антоном Чеховым. Писатель Иван Леонтьев вспоминал: «Не прошло получаса, как милейший А. Н. [Плещеев — Прим. ред] был у Чехова в полном «душевном плену» и волновался». Плещеев предложил Чехову сотрудничать с «Северным вестником». Писатель согласился. Специально для журнала он создал повесть «Степь». Плещеев похвалил Антона Чехова: «Это такая прелесть, такая бездна поэзии, что я ничего другого сказать Вам не могу и никаких замечаний не могу сделать, кроме того, что я в безумном восторге. Это вещь захватывающая, и я предсказываю Вам большую, большую будущность…». Он решил опубликовать «Степь» в новом номере «Северного вестника». Однако часть редакции журнала, в том числе редактор критического и научного отделов Николай Михайловский, высказались против. Михайловский считал, что Чехов идет «по дороге не знамо куда и незнамо зачем». В знак протеста он и часть сотрудников критического и научного отделов покинули издание.
Весной 1890 года из состава редакции «Северного вестника» вышел и Плещеев. Анна Евреинова прекратила финансировать журнал.
«Северный вестник» решилась Анна Михайловна закрыть <…> Для финала я с этой дамой расстался — и будет ли, не будет ли под ее редакцией выходить журнал, я в нем не сотрудник. Она так дерзка, таким нахальным тоном позволяла себе со мной говорить, что мне стоило больших усилий не обругать ее. Я сдержался, однако же, хотя и сказал ей две-три довольно-таки крупные резкости <…> Можете себе представить, в каком завидном я теперь положении, лишившись главного своего ресурса. Как и чем буду существовать, пока не знаю»
Алексей Плещеев Антону Чехову, письмо от 17 марта 1890 года
Плещеев оказался в тяжелом материальном положении и лишился своего основного заработка. Его единственным доходом стали переводы и биографические очерки для небольших изданий. Чехову Плещеев писал: «Ах! Чего бы я не дал за то, чтобы иметь возможность уйти подальше от журналистики…».
Через несколько месяцев после закрытия «Северного вестника» Алексей Плещеев получил наследство от дальнего родственника — миллионера Алексея Павловича Плещеева. Поэту досталось около двух миллионов рублей, имение, пять тысяч десятин (больше пяти тысяч гектаров) черноземной земли. В том же году Плещеев уехал в Париж, где поселился в дорогом отеле «Mirabeau». Он занялся благотворительностью. Писатель учредил фонды имени Чернышевского и Белинского для выплаты стипендий малоимущим студентам, пожертвовал деньги для издания журнала «Русское богатство», оплатил зарубежные поездки своим друзьям.
В последние годы жизни Плещеев много путешествовал по Европе. Он побывал в Швейцарии и Германии. В 1891 году, в швейцарском городе Люцерне, поэт заболел. Некоторое время он не мог ходить. Чехову Плещеев писал: «Много ходить или скоро ходить — не могу. Утомляюсь. Хотя хожу все с палкой». На лечение Плещеев несколько раз уезжал в Ниццу. По дороге туда 8 октября 1893 года поэт скончался. Его тело перевезли в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна