Войти Версия для слабовидящих

Педагогические идеи Николая Добролюбова

Николай Добролюбов. Репродукция с литографии / ИТАР-ТАСС


Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за свою недолгую жизнь (судьба отвела ему всего 25 лет) Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий. Он критиковал современный ему общественный строй и, даже рецензируя чужие произведения, старался проповедовать свои социально-политические идеи. «Учительский тон» его текстов отмечали и современники, и исследователи.

Учителем он был и в жизни. Выпускник петербургского Педагогического института, Добролюбов был готов к блестящей деятельности на ниве народного образования и просвещения, много говорил о принципах педагогики, превратив узкую специальную проблему в общезначимую.

Портал «Культура.РФ» публикует любопытные тезисы просветителя о воспитании и образовании в России.

«Увидеть внутреннего человека…»


Используя термин своего знаменитого современника, Николая Пирогова, Добролюбов призывал воспитывать в ребенке «внутреннего человека». Цель воспитания теоретик видел в создании всех условий для того, чтобы ребенок научился мыслить самостоятельно.

«Ребенок готовится жить в новой сфере, обстановка его жизни будет уже не та, что была за 20–30 лет, когда получил образование его воспитатель. И обыкновенно воспитатель не только не предвидит, а даже просто не понимает потребностей нового времени и считает их нелепостью».

Из статьи «О значении авторитета в воспитании»


«Действительная жизнь и природа детей…»


Воспитание XIX века, основанное на жестком подчинении ребенка старшим, резко критиковалось Добролюбовым, который был уверен, что «безусловная» их покорность мнению и желаниям взрослых вредна по двум причинам: во-первых, это мешало развитию «внутреннего человека», а во-вторых, было вредно для ребенка, так как и сами педагоги, и родители не могли быть идеальными. Тонко анализируя детскую психологию, свободную от тщеславия, корыстолюбия и других пороков, приобретаемых с возрастом, Добролюбов много говорил о последствиях насилия над характером ребенка, предупреждая о том, что приведет к появлению «новых Молчалиных».

«Влияние старших поколений на младшие неизбежно, — скажете вы, — и его нельзя уничтожить, тем более что, при дурных сторонах, оно имеет и много хороших; все сокровища знаний, собранные в прошедших веках, передаются ребенку именно под этим влиянием…

Возражение совершенно справедливое, и мы поступили бы безумно, если бы стали требовать уничтожения того, что естественно, само по себе является, существует и уничтожиться не может. <...> Мы говорим только о том — зачем же ставить прошедшее идеалом для будущего, зачем требовать от новых поколений безусловного, слепого подчинения мнениям предшествующих?»

Из статьи «О значении авторитета в воспитании»


Уважение к человеческой природе


Отрицались Добролюбовым и методы, благодаря которым воспитывалась такая «покорность». Розги, палки и прочие снаряды для «вбивания» в юные головы нужной информации, абсолютно не вписывались в педагогическую систему критика. А вот гарантом дисциплины (куда же без нее) должно было стать заботливое отношение воспитателя к детям и личный пример старшего.

«Самая натура его должна стоять гораздо выше натуры ребенка во всех отношениях. Иначе — что выйдет, если учитель будет, например, восхищаться Державиным и заставит ученика учить оду «Бог»; а тому нравится уже Пушкин, а ода «Бог» — представляет совершенно непонятный набор слов? Что, если целый год морят над музыкальными гаммами ребенка, у которого пальцы давно уже свободно бегают по клавишам и который только и порывается играть и играть... Что, если дитя восхищается картиной, статуей, пьесой, любуется цветами, насекомыми, с любопытством всматривается в какой-нибудь физический или химический прибор, обращается к своему воспитателю с вопросом, а тот не в состоянии ничего объяснить?..»

Из статьи «О значении авторитета в воспитании»


Спор о грамотности


Сложно представить, но в XIX веке спор о пользе повсеместной грамотности вполне имел место. Среди тех, кто сомневался в необходимости учить грамоте низшие слои населения, были многие известные современники критика. Для Добролюбова же вопрос был решен однозначно: умение читать, по его мнению, было необходимо не только городским жителям, но и крестьянам.

«...Г. Аппельрот не решится, конечно, отвергать преимущество общего образования для всякого звания, пола и возраста. По словам самого г. Аппельрота, это образование должно «дать направление всей жизни простолюдина, изъяснить ему назначение и призвание его, призвание человеческое, христианское и гражданское». Спрашивается, можно ли достигнуть этого без пособия грамотности? Очевидно, что если и есть средства, то далеко не так удобные и совершенные, как грамотность».

Из статьи «Современное обозрение»


Воскресные школы в Петербурге. Литография В.Ф. Тимма. 1890 год

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Он посвящен 125-летию со дня рождения писателя и сценариста Сергея Третьякова.

Подробнее

Курс стартует 24 ноября и продлится до марта.

Подробнее

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть