Алексей Щусев

Годы жизни: 08 октября 1873 - 24 мая 1949
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
До революции 1917 года архитектор Алексей Щусев рисовал иконостасы и строил церкви, а в советские годы возвел Мавзолей Ленина и здание НКВД. Архитектор не придерживался единого стиля и умел откликаться на запросы современности. В 1945 году Алексей Щусев стал первым директором Музея архитектуры, который стал отражением истории зодчества в России.

Заграничная учеба молодого архитектора

Алексей Щусев родился в 1873 году в Кишиневе. С детства он любил рисовать и уже тогда знал, что будет архитектором. Он много чертил, копировал из журналов репродукции, срисовывал фотографии, изучал памятники зодчества. За свои рисунки он получал награды и похвальные листы. В 18 лет Щусев поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств
в Санкт-Петербурге. Он учился в мастерской архитекторов Григория Котова и Леонтия Бенуа, а также посещал живописные классы Ильи Репина
и Архипа Куинджи
.
Михаил Нестеров. Портрет архитектора А.В. Щусева. 1941. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Щусев в мастерской проектирования здания Казанского вокзала. 1914. Фотография: tretyakovgallerymagazine.com
Алексей Щусев. Фотография: mmsk.ru
Жить приходилось впроголодь, денег хватало только на учебу. Чтобы иметь средства к существованию, Щусев начал подрабатывать. Заказы находил сам либо у знакомых, либо в газетных объявлениях. В 1895 году из газеты Щусев узнал о смерти генерала Дмитрия Шубина-Поздеева и сразу подготовил эскиз надгробия — небольшую квадратную часовню под шатром. Без приглашения и рекомендаций он пришел к вдове с готовым наброском и сумел ее убедить отдать заказ именно ему. Часовню возвели на кладбище Александро-Невской лавры
. А о Щусеве заговорили как о талантливом архитекторе.
В 1896 году Алексей Щусев закончил Академию художеств. За дипломную работу «Барская усадьба» зодчий получил Большую золотую медаль и право поехать за границу за государственный счет. Зимой 1897 года Щусев в составе Археологической комиссии отправился в Узбекистан. Вместе с учеными под руководством профессора Николая Веселовского он снимал кальки с многочисленных орнаментов и обмерял древнейшие памятники Самарканда — гробницу Тамерлана Гур-Эмир и соборную мечеть Биби-Ханым. Его настолько впечатлила среднеазиатская архитектура, что восточные мотивы позже появлялись во многих работах зодчего.
Через полгода после археологической поездки Щусев отправился в новое заграничное путешествие. Он побывал в Тунисе, Австрии, Италии, Англии, Бельгии и Франции. За границей молодой зодчий изучал различные архитектурные стили: готику, Возрождение, классицизм. В Париже он учился в частной академии художника Рудольфа Жюлиана, где за полгода в совершенстве овладел мастерством рисования. Всего за границей Щусев провел около двух лет.

Пионер российской реставрационной школы

В 1899 году архитектор вернулся в Россию. Он оказался в трудном финансовом положении: на кафедру Академии его не брали, в подмастерья к маститым зодчим он идти не хотел, а самостоятельным востребованным архитектором стать без связей было почти невозможно. Помог Щусеву Григорий Котов — дал первый небольшой заказ для Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1901 году молодой архитектор отреставрировал иконостас церкви и заменил алтарь алтарной преградой. Увлекшись древнерусским зодчеством и искусством, он поступил на службу в канцелярию Священного Синода и стал его официальным архитектором.
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Тульская область. Фотография: Alexander Roumega / wikimedia.org
Васильевская церковь. Овруч, Житомирская область, Украина. Фотография: Валерій Ящишин / wikimedia.org
Троицкий собор Свято-Успенской Почаевской лавры. Почаев, Тернопольская область, Украина. Фотография: Борис Мавлютов / wikimedia.org
Через год Алексей Щусев получил новый заказ — от графа Алексея Олсуфьева: архитектор должен был построить церковь Сергия Радонежского
в память о Куликовской битве
. Щусев решил создать нетрадиционный храм, который символизировал бы мужество русских воинов, спасших Европу от монголо-татарского ига. С западной стороны храма он расположил две мощные наклонные башни, которые символизировали двух богатырей — Пересвета и Ослябю, героев Куликовской битвы. Их соединяла стена со звонницей, за которой находилась сама церковь. Заказчику эскиз не понравился, однако архитектору удалось отстоять проект с некоторыми уступками.
В 1904 году Священный Синод командировал Щусева на Украину, в древний город Овруч. Архитектору предстояло заняться реставрацией церкви Святого Василия XII века, разрушенной почти до основания. В этом проекте зодчий впервые применил методы научной реставрации: он собрал все археологические находки и внедрил их в собственный проект, причем не только остатки стен, но и фрагменты перекрытий, которые находили во время раскопок. Эта работа положила начало отечественной реставрационной школы.
«Реставрация этого древнейшего храма представляет совершенно исключительный интерес как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших еще древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине».
Игорь Грабарь
, из «Истории русского искусства»
В 1909 году на территории Марфо-Мариинской обители милосердия
по заказу княгини Елизаветы Романовой Щусев начал возводить Покровский собор — здание в новорусском стиле. Все детали имели прототипы в древнерусском зодчестве, но были выполнены в духе современного искусства. После этого Щусев спроектировал еще несколько храмов: церкви в Натальевке, Глазовке, Ракитной и храм Спасо-Преображения на братском кладбище в Москве.
Проект храма Спаса Преображения на Братском кладбище. Москва. Фотография: wikimedia.org
Спасо-Преображенский храм. Натальевка, Харьковская область, Украина. Фотография: Ryzhkov Sergey / wikimedia.org
Проект храма. Глазовка, Тамбовская область. Фотография: archi.ru
В 1910 году Алексею Щусеву присвоили звание академика за разработанную им методику реставрации зданий. Также император наградил его орденами Анны II степени и Станислава III степени за вклад в церковное строительство.
Год спустя Щусев получил крупный государственный заказ: спроектировать «восточные ворота Москвы» — Казанский вокзал. В 1913 году Щусев представил в Министерство путей сообщения детальный проект вокзала, в котором соединил мотивы восточного и древнерусского зодчества. В центре композиции была многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике
в ансамбле Казанского кремля
. На ее шпиле находился мифический змей Зилант — символ древней Казани.

Архитектор мавзолея Ленина

В октябре 1917 года в России началась революция. Русская аристократия спешно начала покидать страну, но Щусев решил остаться. Новое правительство закрыло Марфо-Мариинскую обитель, приостановило строительство Казанского вокзала, однако к их создателю относились благосклонно.
Здание Казанского вокзала. Москва. Фотография: mosday.ru
Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Москва. Фотография: Lodo27 / wikimedia.org
Здание Казанского вокзала. Москва. Фотография: Schoschi / wikimedia.org
В 1918 году по заданию советского правительства Алексей Щусев в паре с Иваном Жолтовским приступили к проекту реконструкции Москвы — «Новая Москва». Щусев предложил максимально сохранить исторический центр, расширить границы города, построить магистрали, площади и набережные. Но городские власти проект раскритиковали: планировалось сносить многие религиозные памятники. Реконструкцию города поручили более сговорчивым архитекторам.
Однако в 1922 году Щусева назначили председателем Московского архитектурного общества. В день смерти Ленина — спустя два года — архитектору приказали за несколько часов спроектировать временный мавзолей для тела вождя на Красной площади.
Деревянный мавзолей по проекту Щусева построили за четыре дня. Здание представляло собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. После этого Щусев стал официально признанным главным советским архитектором. Ему давали государственные заказы на жилые и административные здания, санатории и гостиницы по всей стране. Позднее именно Щусеву доверили строительство второго деревянного мавзолея и третьего, каменного.
Первый, деревянный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: oldmos.ru
Второй, деревянный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: oldmos.ru
Третий, каменный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: Lana.Banana / wikimedia.org
Новый план реконструкции Москвы тем временем набирал обороты: рядом с Красной площадью на территории Охотного ряда решили построить первую советскую многоэтажную гостиницу. Первоначальный проект в стиле конструктивизма разработали Леонид Савельев и Освальд Стапран. Однако конструктивизм вскоре уступил место сталинскому ампиру, и идею гостиницы пришлось срочно менять. В помощь двум зодчим назначили Алексея Щусева. Однако сотрудничество маститого академика и молодежи не сложилось, и Щусев покинул проект.
В 1933 году Щусеву, как члену Моссовета, поручили проинспектировать строительство гостиницы: в это время ее фасад был готов почти наполовину. Академик заключил: «Названные молодые люди еще никогда и нигде не строили, проектного опыта не имеют и справиться с таким объектом не имеют возможности». Моссовет предложил Алексею Щусеву возглавить стройку. Он согласился с условием, что не будет соавтором Савельева и Стапрана. В 1935 году гостиница «Москва»
в стиле неоклассицизм приняла первых гостей.
Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: travel.ru
Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: Moscowjobnet / wikimedia.org
Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: Alex 'Florstein' Fedorov / wikimedia.org
После строительства гостиницы Алексей Щусев параллельно вел десятки проектов в разных городах. Он разработал план Большого Москворецкого моста и застройки набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала, расширил улицу Горького (сейчас — Тверская), сохранив старые дома, создал план академического городка. Архитектор спроектировал здания советского посольства в Бухаресте, гостиницы «Интурист» в Батуми, филиала Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси и Театра оперы и балета в Ташкенте.

Музей архитектуры Щусева

В 1937 году отношение советских властей к Щусеву изменилось. Сначала на съезде архитекторов академик публично возразил председателю Совнаркома Вячеславу Молотову. По мнению зодчего, неопытным молодым архитекторам необходимо давать небольшие заказы, а маститым — крупные проекты. Через два месяца в газете «Правда» появилась разгромная статья Савельева и Стапрана. Они обвиняли академика в антисоветских настроениях, плагиате, монополии на крупные проекты. По инициативе парткома Союза архитекторов СССР Алексея Щусева исключили из организации, отстранили от работы в мастерской и лишили всех государственных заказов.
Здание советского посольства (ныне посольства Российской Федерации). Бухарест, Румыния. Фотография: myjulia.ru
Большой Москворецкий мост. Москва. Фотография: Андрей Уляшев / wikimedia.org
Здание гостиницы «Интурист». Батуми, Грузия. Фотография: foto-basa.com
Забвение длилось около года: советской власти нужны были опытные архитекторы, поэтому Щусева восстановили в должности. Реабилитация в отличие от обвинений прошла тихо и не освещалась в прессе. Алексей Щусев продолжил проектировать и строить, но первым архитектором страны его уже не называли. В 1939 году он начал работать над перепланировкой здания НКВД, которое завершил почти через восемь лет. В послевоенные годы Щусев составлял проекты восстановления и реконструкции разрушенных фашистами городов: Истры, Сталинграда, Новгорода, Кишинева, Минска.
Советское правительство не скупилось на награды: три постройки Щусева — каменный мавзолей в Москве, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси, здание оперы и балета в Ташкенте — были отмечены Сталинскими премиями. Архитектора также наградили орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Здание бывшего института марксизма-ленинизма. Тбилиси, Грузия. Фотография: tourister.ru
Государственный Большой театр имени Алишера Навои. Ташкент, Узбекистан. Фотография: Bobyrr / wikimedia.org
Мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: Stan Shebs / wikimedia.org
С 1945 года по инициативе Алексея Щусева Республиканский музей русской архитектуры
в городской усадьбе Талызиных был открыт не только для ученых, но и для всех желающих. Музей должен был выполнять те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея
в области искусства. Его сотрудники ездили в научные экспедиции по России, исследовали и реставрировали памятники архитектуры, пополняли найденными экспонатами музейную коллекцию. Кроме того, сам Щусев и его коллеги дарили музею свои проекты, модели, фотографии.
Одной из последних работ Щусева стала станция метро «Комсомольская»
Кольцевой линии метрополитена
. Оформление станции, посвященной победе над немецкими захватчиками, Щусев выполнил в русском стиле.
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена. Фотография: Lite / wikimedia.org
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена. Фотография: Antares 610 / wikimedia.org
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена. Фотография: A.Savin / wikimedia.org
Алексей Щусев умер в 1949 году. Похоронили архитектора на Новодевичьем кладбище. За строительство станции метро «Комсомольская» его посмертно наградили четвертой по счету Сталинской премией.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна