Архитекторы, которым не заплатили

Аудиоверсия: Архитекторы, которым не заплатили
00:00
Огюст Монферран на гонорар за Александровскую колонну купил себе дом на набережной реки Мойки, а Андрей Штакеншнейдер за свои проекты — особняк на Большой Миллионной. Однако история знает не только примеры щедрых вознаграждений, но и случаи, когда архитекторы работали без зарплаты — вынужденно или по собственной воле. О коварных заказчиках и исполнителях-альтруистах читайте в нашей публикации.

Усадьба Царицыно Василия Баженова

Усадьба Царицыно. Москва. Архитектор Василий Баженов. 1776. Фотография: Дарья Курилко
Усадьба Царицыно. Москва. Архитектор Василий Баженов. 1776. Фотография: Дарья Курилко
Когда Екатерина II поручила Баженову построить императорскую усадьбу в Царицыно, он откликнулся с энтузиазмом. Архитектор спроектировал грандиозный дворцовый комплекс в неоготическом стиле и пейзажный парк. Он предусмотрел особняки для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, парковые сооружения, хозяйственные постройки. Работа в Царицыно настолько захватила Баженова, что, когда казенные деньги закончились, он вложил в него собственные средства. С молотка ушел дом архитектора и его богатая библиотека. Один за другим появлялись кредиты — Баженов оказался на грани разорения. Несмотря на старания зодчего, Екатерину II новая усадьба не устроила. Разгневанная императрица приказала снести некоторые постройки. Баженов был отстранен от строительства и не получил никакой компенсации, а Екатерина поручила завершить дело его ученику — Матвею Казакову.

Залы Зимнего дворца Карла Росси

Здание Главного штаба. Санкт-Петербург. Архитектор Карл Росси. 1819–1828. Фотография: Teddy fox78 / <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B0" rel="nofollow noopener" target="_blank">wikipedia.org</a>
Здание Главного штаба. Санкт-Петербург. Архитектор Карл Росси. 1819–1828. Фотография: Teddy fox78 / wikipedia.org
В годы правления Александра I Карл Росси был одним из самых известных архитекторов Петербурга. Он создавал и перестраивал дворцовые ансамбли и реконструировал особняки, построил Главный штаб и многие другие здания, которые сегодня стали известными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Росси был обласкан вниманием Александра I, однако, когда к власти пришел Николай I, отношение к зодчему изменилось. В 1827 году император поручил архитектору перестроить в Зимнем дворце залы Марии Федоровны. Проект Росси подготовил заранее, оставалось лишь реализовать его. Однако вскоре архитектор заболел и уехал поправлять здоровье в водолечебницу. Николай I этого поступка не простил — передал заказ Огюсту Монферрану и лишил Росси вознаграждения за чертежи.

Московская консерватория Василия Загорского

Московская консерватория. Москва. Архитектор Василий Загорский. 1893–1901. Фотография: A. Savin / <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9F._%D0%98._%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE" rel="nofollow noopener" target="_blank">wikipedia.org</a>
Московская консерватория. Москва. Архитектор Василий Загорский. 1893–1901. Фотография: A. Savin / wikipedia.org
В 1878 году Московская консерватория купила старый дом Екатерины Дашковой, который возвел в 1790-х годах архитектор Василий Баженов. Через несколько лет началась реконструкция особняка, проект создал Василий Загорский. Плату за него архитектор не взял, к тому же сам закупил мрамор для отделки и за свой счет построил лестницу в Большой зал. Средства на остальные работы выделили императорская семья, купцы и промышленники. Здание с Малым и Большим концертным залом было готово в 1901 году.

Московский Художественный театр Федора Шехтеля

Московский Художественный театр. Москва. Архитектор Федор Шехтель. 1902. Фотография: A.Savin /<a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51677876" rel="nofollow noopener" target="_blank">commons.wikimedia.org</a> / <a href="http://artlibre.org/licence/lal/en" rel="nofollow noopener" target="_blank">FAL</a>
Московский Художественный театр. Москва. Архитектор Федор Шехтель. 1902. Фотография: A.Savin /commons.wikimedia.org / FAL
В 1902 году архитектор Федор Шехтель реконструировал особняк Георгия Лианозова в Камергерском переулке. Заказчиком был меценат Савва Мамонтов, а здание предназначалось Московскому Художественному театру. Зодчий перепланировал все внутренние помещения. По проекту Шехтеля фасад украсили декоративными фонариками, а правый вход — голубой керамической плиткой и скульптурой Анны Голубкиной «Море житейское» («Пловец»). Тогда же Шехтель сконструировал поворотную сцену и ниши для декораций и создал эскиз занавеса с орнаментом и силуэтом чайки. Все работы архитектор выполнил абсолютно бесплатно — по собственному решению.

Церковь Сошествия Святого Духа в Петербурге Александра Красовского

Церковь Сошествия Святого Духа. Санкт-Петербург. Архитектор Александр Красовский. 1902–1912. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18180418" rel="nofollow noopener" target="_blank">commons.wikimedia.org</a>
Церковь Сошествия Святого Духа. Санкт-Петербург. Архитектор Александр Красовский. 1902–1912. Фотография: commons.wikimedia.org
Еще один памятник архитектуры, который появился благодаря великодушию архитектора, — церковь Сошествия Святого Духа в Петербурге. Этот однокупольный храм со звонницей в неорусском стиле построили в 1902–1912 годах на Спасо-Преображенском кладбище. Проект здания бесплатно создал архитектор Александр Красовский, один из реставраторов Зимнего дворца. В 1939 году церковь закрыли, здесь располагался склад и литейный цех. В 1966 году здание взорвали, когда строили станцию метро «Ломоносовская».

Церковь Христа Спасителя в Сан-Ремо Алексея Щусева

Церковь Христа Спасителя. Сан-Ремо. Архитектор Алексей Щусев. 1912–1913. Фотография: villlamania / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=58634372" rel="nofollow noopener" target="_blank">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/3.0" rel="nofollow noopener" target="_blank">CC BY 3.0</a>
Церковь Христа Спасителя. Сан-Ремо. Архитектор Алексей Щусев. 1912–1913. Фотография: villlamania / commons.wikimedia.org / CC BY 3.0
В 1912–1913 годах на итальянском курорте Сан-Ремо появилась церковь Христа Спасителя. Кирпичный собор с пятью главами и шатровой колокольней был стилизован под московские церкви XVI–XVII веков и украшен керамическими изразцами, фигурными кокошниками и балясинами. Средства на строительство храма собирали русские эмигранты, которые жили или отдыхали в Сан-Ремо, а проект бесплатно подготовил архитектор Алексей Щусев. Сам он участия в строительстве храма не принимал — работами руководил местный зодчий Пьетро Агости. Он несколько изменил проект Щусева, отчего российский архитектор отказался от авторства.
Автор: Лидия Утёмова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна