Александр Видов

Годы жизни: 16 мая 1829 - 02 января 1896
Страна: Финляндия
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Александр Видов почти 50 лет был старшим дворцовым архитектором Царского села
. За это время он не только оформил интерьеры и сады нескольким поколениям императорской семьи
, но и улучшил жизнь простых горожан: зодчий модернизировал городской водопровод и построил первую в городе водонапорную башню.

От морских пейзажей до интерьеров для императора

Алексей Горностаев. Александровский дворец в Царском селе (фрагмент). 1847. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кабинет Александра II в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца, Пушкин, Санкт-Петербург. Фотография: pastvu.com
Филипп Штайнмюллер. Турецкая (Азиатская) комната в Большом Царскосельском дворце (фрагмент). 1850-е. Государственный музей-заповедник «Царское Село», Пушкин, Санкт-Петербург
Александр Видов родился в городе Гельсингфорсе (сегодня — Хельсинки) в лютеранской семье. Его родители, Фома и Анна фон Видовы, были немецкими портными и вскоре после рождения сына получили большой заказ в Царском селе. Там же прошло детство будущего архитектора.
Александр Видов рано начал рисовать: копировал открытки и репродукции картин, пробовал писать портреты прохожих. Но лучше всего у него получалось море и прибрежные пейзажи. Когда семья выезжала отдыхать к Финскому заливу, большую часть времени Видов проводил за мольбертом.
Начальное образование Александр Видов получил дома. Он мечтал профессионально заниматься живописью и собирал лучшие работы в портфолио для вступительного экзамена. В 1845 году 16-летний Видов поступил на архитектурное отделение петербургской Академии художеств
. Студентам читали лекции по отоплению зданий, строительной механике, археологии и истории изящных искусств.
Александр Видов был старательным учеником. Несмотря на то что практику проходили только студенты старших курсов, известные мастера Василий Стасов
и Андрей Штакеншнейдер
вскоре взяли его к себе помощником. Уже через год начинающий архитектор вместе с учителями перестраивал Александровский дворец в Царском селе. По рисункам Видова оформили Голубую гостиную — кабинет императрицы Александры Федоровны
, жены Николая I
.
В 1851 году Александра Видова наградили серебряной медалью за успехи в «теории практического строительного искусства, правильном составлении смет и исправлении рисунков и орнаментов». На следующем курсе он получил еще одну награду, а в 1853 году выпустился из академии со званием художника. Осенью 1854 года Видов стал работать в ведомстве Царскосельского дворцового правления. Он был коллежским регистратором — помогал с бумагами и чертежами в мастерской одного из своих преподавателей Ипполита Монигетти
.
Первым профессиональным заданием Александра Видова стали дворцовые интерьеры Зубовского флигеля Большого Царскосельского дворца
. Комнаты переделывали для будущего императора Александра II
и его супруги Марии Александровны. Изменения, за которые отвечал архитектор, были небольшими: сделать потайную дверь, поставить дополнительную перегородку или перенести камин. Вместе с Монигетти Видов придумал интерьер Малиновой комнаты, где хранилась коллекция оружия. Помещение оформили в восточном стиле. На потолке и стенах появились арабские надписи, а на большой деревянной двери вырезали изречения из Корана. Александр Видов также контролировал частные проекты Ипполита Монигетти. Например, он отвечал за строительство дачи Зинаиды Юсуповой. Архитектор смотрел, чтобы рабочие не превышали смету расходов, придерживались чертежей и вовремя доставляли материалы.

Кирха, часовня и личный садик Александра II: известные работы архитектора

Евангелическо-лютеранская кирха Воскресения Христова. Пушкин, Санкт-Петербург. 1865. Архитектор Александр Видов. Фотография: Андрей Агафонов / pastvu.com
Мраморный фонтан, установленный в Собственном садике Екатерининского парка. Пушкин, Санкт-Петербург. 1866. Архитектор Александр Видов. Скульптор Грациозо Ботт. Фотография: rusunion.com
Часовня на станции Александровская. Пушкин, Санкт-Петербург. 1868. Архитектор Александр Видов. Государственный музей-заповедник «Царское Село», Пушкин, Санкт-Петербург
В 1858 году Видов написал письмо в Совет Академии художеств с просьбой присвоить ему звание академика. Профессор Ипполит Монигетти отмечал в рекомендации: «Он [Александр Видов] одинаково силен в практике строительного искусства, правильном составлении смет и живописном искусстве». В марте следующего года прошение удовлетворили: архитектор стал академиком и «в награду отличной усердной службы» получил полугодовое жалованье. Повышение позволило Видову заниматься более сложными проектами. Он помог Монигетти спроектировать новый парадный вход в Екатерининский дворец. Лестница в шесть пролетов соединяла все этажи дворца, по ней можно было попасть в парк и на открытые балконы. Стены и потолок украсили лепниной в стиле рококо. Александру II настолько понравилось архитектурное решение, что государь поручил Монигетти оформить еще и императорское имение в крымской Ливадии. В 1862 году, после того, как Монигетти уехал на полуостров, Александра Видова назначили старшим дворцовым архитектором Царского села.
В 1863 году Александр Видов руководил реставрацией церкви Воскресения Христова, в которой крестили императора Николая I. Здание сильно пострадало из-за пожара. Архитектор упрочил железные конструкции куполов
и восстановил лепнину на фасаде. За эту работу он получил орден Святой Анны третьей степени. В 1865 году Александр II поручил Видову спланировать Собственный садик Царскосельского парка
, где мог прогуливаться только император и члены его семьи. В центре архитектор установил первый в Царском селе фонтан. Для этого Видову пришлось разработать водокачальную паровую машину: у действующей не хватало мощности поднимать воду на нужную высоту. Фонтан выполнили из белого мрамора. В каждом из восьми углов стояли вазы-кашпо с цветами, а в середине — большая чаша, украшенная большими раковинами и головами тритонов
. В глубине садика Видов поместил открытую веранду в итальянском стиле. Для детей императора архитектор предусмотрел небольшой луг, сетки и канаты для гимнастических упражнений, а также грядки, где княжны могли выращивать растения. По краям парковых дорожек Александр Видов расставил экзотические растения в кадках и скульптуры нимф. В 1866 году за создание веранды и цветников в Собственном садике архитектор получил орден Святого Станислава второй степени.
Александр Видов строил и за пределами императорского дворца. По проекту архитектора в Пушкине возвели кирху Воскресения Христова с высоким шпилем. В 1866 году Видов открыл новый павильон Николаевской главной астрономической обсерватории (сегодня — Пулковская обсерватория). Он также расширил здания трех учебных заведений: Царскосельской Мариинской женской и Николаевской мужской гимназий и Царскосельского училища девиц духовного звания.
В 1868 году, после покушения на Александра II в Париже, Александр Видов спроектировал небольшую каменную часовню «в память о чудесном спасении по Милости Божией жизни Государя Императора Александра II 25 мая 1867 года во время посещения Всемирной выставки».

Первая водонапорная башня и дома для купцов

Знаменская церковь. Пушкин, Санкт-Петербург. 1734–1747. Архитекторы: Иван Бланк, Михаил Земцов (Александр Видов в 1865–1866 годах). Фотография: pastvu.com
Проект дома Ненарокомова. Пушкин, Санкт-Петербург. 1877. Архитектор Александр Видов. Изображение: Mary / citywalls.ru
Певческая водонапорная башня. Пушкин, Санкт-Петербург. 1887. Архитектор Александр Видов. Фотография: snegir / citywalls.ru
В 1871 году Видову поручили перестроить Запасной, или Владимирский, дворец для сына Александра II — великого князя Владимира. Архитектор переоформил интерьеры, спроектировал баню и садик. На территории дворца также появились новые здания: конюшни для личных и наемных лошадей князя, двухэтажный флигель для прислуги, прачечная и кузница. Когда в 1875 году строительство завершили, император подарил Видову бриллиантовое кольцо. Одновременно архитектор следил за другими дворцами Царского села: ремонтировал лестницы, делал перепланировки, проектировал навесы над входами. В конце 1870-х годов Александр Видов также укрепил шпиль Знаменской церкви, отреставрировал городской собор Святой Великомученицы Екатерины и деревянную купальню, которую в 1871 году построил итальянский архитектор Джакомо Кваренги.
Александр Видов принимал и частные заказы от жителей Царского села. Он перестроил ветхие деревянные дома купцов Петровского, Пешкова, Слепцова, Колударова, князя Лобанова-Ростовского, а для доктора Александра Эбермана архитектор спроектировал минеральную лечебницу.
В середине 1880-х Александр Видов начал капитальный ремонт городского водопровода. Под его руководством заменили старые трубы, а в 1887 году построили первую в Царском селе водонапорную башню. Чуть позже появилась и вторая — Орловская. Обе башни вмещали по десять тысяч ведер и были выше 30 метров в высоту.
В 1890 году по проекту архитектора у Дворцового госпиталя появилось отдельное здание аптеки. В 1893 году он отреставрировал собор Святой Великомученицы Екатерины в Царском селе. Последней работой Александра Видова стал многоквартирный дом на углу Церковной и Средней улиц для слуг и артистов придворного музыкального хора.
В ночь с 1 на 2 января 1896 года Александр Видов скончался. Его похоронили на Казанском иноверческом кладбище Царского села.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна