Георгий Крутиков
Персона

Георгий Крутиков

Годы жизни:
04 апреля 1899 — 03 марта 1958
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Архитектор

Один из главных революционеров советской архитектуры, художник-утопист Георгий Крутиков создал смелый для своего времени проект «Летающего города». К этой модели до сих пор обращаются ученые и практики новаторского мышления.

Из Воронежа в Москву

Будущий архитектор родился в Воронеже, в семье учителя Тихона Крутикова. В 1908 году Георгий поступил в мужскую гимназию. Там он серьезно увлекся живописью: с удовольствием рисовал, оформлял рукописные журналы. Рисунки Крутикова даже посылали в Москву на выставку. В гимназии он заинтересовался и авиацией, этой теме посвятил статью «Воздухоплавание».

После окончания учебы 18-летний юноша устроился санитаром в эпидемический отряд местного Горздравотдела, а затем телефонистом в Воронежское управление военных сообщений Южного фронта.

В 1919 году он уехал в Москву. Там занимался живописью во Вторых свободных государственных художественных мастерских (СГХМ), учился у авангардиста Казимира Малевича. Вскоре вернулся в Воронеж, чтобы помочь организовать там первую в городе художественную школу. Позже Воронежские СГХМ обрели статус высших — в 1921 году появились живописные и скульптурные факультеты. Здесь он успел попробовать свои силы и в преподавательской деятельности. В 1922 году Крутикова вместе с другими художниками направили в Москву продолжить образование в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).

В Москве уже опытный преподаватель и талантливый организатор Георгий Крутиков познакомился с архитектором Николаем Ладовским. Одновременно с учебой во ВХУТЕМАСе он работал в его психотехнической лаборатории и первом авангардном архитектурном объединении — ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). На ее базе студенты проектировали Международный Красный стадион, Крутикову принадлежала модель главных ворот. В 1925 году макет стадиона взял Гран-при на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. В 1928 году в Международной выставке печати в Кельне по эскизам Крутикова выполнили Ленинский уголок и центральную установку «Структура СССР».

«Нам не нужны советские Жюль Верны»

Все это время Крутиков интересовался астронавтикой, полетами в стратосферу, переписывался с Константином Циолковским и даже пытался сконструировать салон дирижабля. Он считал, что будущее за кинетической архитектурой — домами, которые смогут двигаться. Так в 1928 году появился его дипломный проект «Город будущего», который вызвал общественный резонанс в архитектурном сообществе.

Крутиков предложил привязывать промышленные здания к земле — на горизонтальную поверхность; а на вертикальную, парящую в воздухе, — жилье. Сообщение между «летающими городами» предполагалось выполнять с помощью универсальных жилых кабин, напоминающих аэростаты Циолковского, которые двигаются по земле, воде и воздуху. Сторонники считали проект весомым явлением в архитектурном авангарде, а противники — чрезмерной фантазией.

Жизнь, конечно, обгоняет самые фантастические мечты. Но строится, развивается жизнь по законам и изобретениям техники, а не по сюжету романа Жюль Верна. Верно, что вчерашняя фантазия романиста может стать и становится уже действительностью. Но фантазировать можно в романах. А если такого «романиста» пустить на строительство, то в результате получится действительно не постройка, а плохой приключенческий роман с… уголовным концом.
«Советские Жюль Верны. ВХУТЕМАС готовит строителей, а не фантазеров», газета «Постройка», 1928 год

Сам Крутиков не сомневался в своей идее: он полагал, что атомная энергия в будущем могла бы с легкостью поднимать здания ввысь.

Охрана памятников и реставрация Москвы

В 29 лет Георгий Крутиков окончил архитектурный факультет Высшего художественно-технического института (он был основан на базе ВХУТЕМАСа в 1926 году). Будучи архитектором и научным сотрудником Мосстроя и Гипрогоры, Крутиков выполнил конкурсные проекты маяка — памятника Христофору Колумбу, города-коммуны «Автострой», Большого театра в Свердловске. Затем перешел в Архитектурно-проектную мастерскую Моссовета №3, где работал под руководством советского архитектора Ивана Фомина.

Многие здания 1930-х годов Крутиков построил в стилистике постконструктивизма: его вдохновляли формы и детали классических архитектурных ордеров, которые он умело вписывал в авангардные проекты. В это время Георгий Крутиков вместе с архитектором из команды Ладовского разработал проект станции метро «Парк культуры имени Горького» (сегодня «Парк культуры»). Под руководством Крутикова построили надземный и подземный вестибюли станции. Также появились семь московских школ и жилой дом в Новоспасском переулке.

В 1939 году Крутиков заочно окончил аспирантуру при Академии архитектуры. Его пригласили в Комиссию по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры. В 1930–40-е годы в Москве проходила масштабная перестройка: прокладывали широкие транспортные магистрали, строили мосты и метрополитен, увеличивали значимые в городе площади и улицы. В ходе этой сталинской реконструкции пострадало много исторических строений, хотя они и находились под государственной охраной. В 1940 году Георгий Крутиков выступил на VII пленуме правления Союза советских архитекторов СССР, где доказал, что с 1917 по 1940 год в Москве уничтожили половину памятников русской архитектуры.

Необходимо обратить внимание органов охраны памятников на полное отсутствие элементарных мер по популяризации ценных архитектурно-исторических памятников Москвы. Необходимо установить на каждом охраняемом архитектурно-историческом памятнике Москвы мемориальную доску с обозначением названия памятника, даты его возникновения, его строителей и его архитектурно-исторической ценности, а также адреса госоргана, на охране которого он состоит.
Из выступления Георгия Крутикова на VII пленуме правления Союза советских архитекторов СССР

После Великой Отечественной войны Крутиков продолжил свою деятельность в сфере охраны памятников: он разработал проекты реставрации Новоспасского монастыря, Крутицкого подворья, Печатного двора, Славяно-греко-латинской академии. Чтобы снести какое-либо здание, нужна была подпись Крутикова, но он до конца боролся за сохранение каждого из них.

В начале 1950-х годов Крутикова уволили с должности заместителя начальника Инспекции по государственной охране памятников архитектуры. В 1958 году у него случился сердечный приступ. Георгия Крутикова не стало 3 марта.

Смотрите также

Павел Сюзор
Архитектор
Россия
18 апреля 1844 — 21 июля 1919
Адам Менелас
Архитектор
Великобритания
22 июня 1753 — 31 августа 1831
Владимир Татлин
Архитектор
Художник
Россия
28 декабря 1885 — 31 мая 1953
Эль Лисицкий
Архитектор
Художник
Россия
22 ноября 1890 — 30 декабря 1941