Лекции

Лекции по истории искусств: знаменитые русские художники XIX — начала XX века

Карл Брюллов

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833

Лектор исходит из предположения о том, что наибольшие загадки таят те произведения искусства, мимо которых зритель в музее проходит поспешно, полагая, что о них уже все известно. Одним из таких знаменитых, но неоднозначных памятников является картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Созданная в эпоху расцвета русского романтизма, картина отразила и отзвук кантовско-шиллеровского рассуждения о «возвышенном» (превосходящем силы и масштаб человека), и традиционный интерес к Античности. В лекции разъясняется тайный «масонский смысл» ряда деталей, которые могли пониматься как мистические символы.


Александр Иванов

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Создавший, помимо большого полотна «Явление Христа народу» («Явление Мессии»), ряд живописных произведений, огромное количество первоклассных этюдов и уникальную серию «Библейских эскизов», Александр Иванов для многих остается художником одной картины. Казалось бы, нет уже белых пятен в его биографии и творчестве. Но личность автора одного из величайших произведений русской живописи по-прежнему подвергается анализу и интерпретациям, в зависимости от мировоззренческой позиции того или иного исследователя.


Константин Коровин

Константин Коровин. Гурзуф. 1914

Энергичный, талантливый, жизнелюбивый, многосторонний художник-импрессионист, обладавший также литературным даром. Его живопись, наряду с Серовым и Врубелем, вывела русское искусство из XIX в XX век. Его полотна висят в Третьяковской галерее, Русском музее и многих других. Уже в 14 лет мальчика определили в Московское училище ваяния и зодчества, впрочем — на архитектурное отделение, но уже через год он перешел на живописное и стал учиться у Саврасова и Поленова. Талантливый живописец быстро влился в художественную жизнь Москвы и стал видной фигурой в художественной жизни своего времени.


Александр Головин

Александр Головин. Пейзаж. Павловск. 1910

Москвич по происхождению, Александр Головин был одним из выдающихся мастеров петербургской сцены начала XX века наряду с Михаилом Врубелем и Константином Коровиным. Он писал картины, создавал монументальные произведения, произведения декоративно-прикладного искусства. Как большинство коллег по «Миру искусства», Головин обращался к книжной и прикладной графике. Как и Александр Бенуа, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Анна Остроумова-Лебедева, Мстислав Добужинский, он оставил интересные мемуары о своей эпохе.


Казимир Малевич

Казимир Малевич. Жницы. 1929

Более ста лет назад в России возникло новое художественное течение — супрематизм (от латинского слова supremus — «высший»). Его создателем был Казимир Малевич, великий русский авангардист. Творчество Малевича иногда разделяют на два этапа — до и после создания «Черного квадрата», самой известной картины русского искусства XX века. Многие художественные открытия, сделанные Малевичем, использовались и в других сферах, например в кинематографе.


Александр Самохвалов

Александр Самохвалов. С.М. Киров принимает парад физкультурников. 1935

Александр Самохвалов принадлежит к поколению художников, на чью долю пришлись не только тяготы военных и революционных лет, голод и разруха 1920-х, но и замечательный для русского искусства период бурного расцвета художественной жизни и творческого эксперимента. Становление художника, обретение им собственного творческого лица, формирование индивидуальной стилистики совпали с актуальным в те годы поиском нового большого стиля, нового изобразительного языка, который смог бы выразить грандиозность революционных перемен.

Смотрите также

Музы русских художников
Пять любимых женщин, вдохновивших российских живописцев на создание шедевров. И связанные с этим трагедии и драмы.
Жизнь Венецианова в пяти картинах: капуцины, карикатуры и Аполлон Бельведерский
Алексей Венецианов — создатель русской жанровой живописи.
Любовь в картинах русских художников
Вспоминаем самые нежные полотна русских живописцев о любви и цитируем стихи, написанные в год создания картины.