Картина в деталях: «Грачи прилетели» Алексея Саврасова

Алексей Саврасов, любитель лиричных пейзажей, учил молодых художников чувствовать природу. Живописец использовал сдержанные краски и писал обыденные для средней полосы России пейзажи, однако его особенные приемы делали полотна воздушными и поэтичными. Рассматривайте известную картину «Грачи прилетели» и узнавайте, как и где Саврасов ее создал.

Любовь к волжским пейзажам

Алексей Саврасов. Волга (фрагмент). 1874. Калужский музей изобразительных искусств, Калуга
Алексей Саврасов. Волга (фрагмент). 1874. Калужский музей изобразительных искусств, Калуга
До начала 1870-х годов Алексей Саврасов в основном работал в окрестностях Москвы, а после стал ездить в провинцию. Больше всего художнику пришлась по душе Волга — он побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, и на целых пять лет волжские пейзажи стали главным предметом его живописи. В первый год художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. В работе над картиной Саврасову помогал Василий Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.

Наброски к «Грачам» в селе Молвитино

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). Этюд. 1880-е годы. Частное собрание
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. Пейзаж с церковью (фрагмент). Эскиз к картине «Грачи прилетели». 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В декабре 1870 года у художника возник конфликт с училищем — его упрекнули в том, что у него мало учеников, и лишили казенной квартиры. Расстроенный Саврасов отпросился на полгода в отпуск, взял заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге» — скорее всего, от Третьякова — и в самый разгар занятий вместе с семьей уехал в Ярославль.
В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем», отправился на поиски нового пейзажа. Они привели живописца в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Там он и создал первые этюды, которые позже легли в основу «Грачей».
Дописанную уже в Москве картину еще до первой выставки заметил и купил Третьяков, чем сильно разочаровал императрицу Марию Александровну — она смогла приобрести только копию полотна.

Весенние этюды

Алексей Саврасов. Сокольники (фрагмент). 1882. Иркутский художественный музей имени В.П. Сукачева, Иркутск
Алексей Саврасов. Сокольники (фрагмент). 1882. Иркутский художественный музей имени В.П. Сукачева, Иркутск
«Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте», — говорил художник своим ученикам. Один из них, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино — изучать природу и писать делать пейзажные наброски. Вся мастерская в первые же весенние дни отправлялась за город.

Прозрачный воздух пейзажа

Алексей Саврасов. Ранняя весна (фрагмент). Вариант-повторение картины «Грачи прилетели». 1880-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Саврасов. Ранняя весна (фрагмент). Вариант-повторение картины «Грачи прилетели». 1880-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно.
Изображая линию горизонта, Саврасов использовал более светлые оттенки и размывал их, чтобы создать ощущение широкого и глубокого пространства.
«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу»

Мелкие детали и тонкие оттенки

Алексей Саврасов. Весна. Грачи прилетели. 1872. Частное собрание
Алексей Саврасов. Весна. Грачи прилетели. 1872. Частное собрание
Небо на «Грачах» затянуто облаками и написано в серо-голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов оставлял фрагменты холста, не покрывая его красками. Он использовал свой любимый прием: создавал «вертикаль» от земли к небу и изображал небесные блики и в проталинах на нижней части полотна.
«Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна»
Алексей Саврасов
Также старательно Саврасов проработал тончайший рисунок подтаявшего снега: где-то он потемневший, где-то — сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. В нижней части полотна на нем лежит легкая сетка теней от берез. На крыше дома художник изображает его желтовато-белым, а на бугре у забора — с проглядывающим розовато-золотистым отсветом.

Старинная русская архитектура на полотнах Саврасова

Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода (фрагмент). 1871. Частное собрание
Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода (фрагмент). 1871. Частное собрание
Неприметная сельская церквушка с шатровой колокольней, которая виднеется из-за берез, — это православная церковь Воскресения Христова в селе Молвитино (ныне — Сусанино), построенная в конце XVII века. Со свойственной ему реалистичностью в подходе к изображению предметов Саврасов пишет ее с облупившейся штукатуркой, обнажившейся кирпичной кладкой. Храм одновременно тянется к небу и приникает к земле. В «Грачах» возвышенное и приземленное идут рука об руку.
Художник любил старинную русскую архитектуру, видимо находя в ней ту же особую поэзию, которую он видел в природе. В том же 1871 году он написал Воскресенский собор Печерского монастыря — обитель, основанную еще в XIV веке, в которой хранились редчайшие рукописи и древняя икона Богоматери. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» вдохновила ученика Саврасова, Исаака Левитана, на полотно «Вечер. Золотой Плес».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна