Что смотреть: советует Михаил Ромм

Михаил Ромм
прославился не только как режиссер и сценарист, но и как педагог
. С 1938 года он преподавал во ВГИКе
, вел собственную мастерскую. А еще — читал лекции на Высших курсах сценаристов и режиссеров при студии «Мосфильм»
. Учениками Ромма были Андрей Тарковский
, Владимир Меньшов
, Григорий Чухрай
, Василий Шукшин
, Никита Михалков
, Андрей Кончаловский
и другие.
На лекциях Ромм подробно разбирал не только достоинства фильмов, но и их недостатки. Вместе со студентами он даже искал недочеты в собственных картинах.
Выступления Михаила Ромма перед студентами стали основой книги «Беседы о кинорежиссуре»: «Я получаю множество писем. <…> Каждый из пишущих ждет, что я ему отвечу сам, расскажу ему то, что знаю я — режиссер и кинодраматург. Поэтому я решил написать эту книгу. Я постараюсь рассказать в ней то, что думаю и знаю о работе режиссера в кино, о сценарии и вообще о кинематографе».
Портал «Культура.РФ» предлагает вам познакомиться с фильмами, которые нравились Михаилу Ромму. Чтобы выбрать их, мы изучали «Беседы о кинорежиссуре», а также мемуары «Устные рассказы», «О себе, о людях, о фильмах», статьи о кинематографе и лекции известного режиссера.

«Земля» Александра Довженко и «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера

Кадр из художественного фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (1928)
Кадр из художественного фильма Александра Довженко «Земля» (1930)
Кадр из художественного фильма Александра Довженко «Земля» (1930)
Странно мне сейчас сказать, но самое сильное на меня впечатление произвела картина «Земля»
Довженко
. И в особенности крупные планы. Я уже подзабыл «Землю» и даже не стал второй раз смотреть, но тогда, в тридцать третьем году, вспоминал какие-то статичные крупные планы, поразительные по эмоциональности, простоте, точности. Да нет, не простоте и не точности, поразительного своеобразия просто. Ну и вот это какое-то смутное ощущение от «Земли» было у меня идеалом, к которому я бы стремился, а пока решил работать на крупных планах. Да, еще была картина «Страсти Жанны д’Арк», которая потрясла меня. Вот из этого смутного начала и родился, значит, режиссер Ромм
.
Михаил Ромм. «Устные рассказы»

«Мать» Всеволода Пудовкина и «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925)
Кадр из художественного фильма Всеволода Пудовкина «Мать» (1926)
Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925)
Вероятно, не я один впервые понял, что кинематограф существует как великое и серьезное искусство, когда увидел на экране под сопровождение достаточно разбитого рояля сначала «Броненосец»
Эйзенштейна
, а вслед за тем — «Мать»
Пудовкина
. <…> В те годы мне больше понравилась «Мать». В «Броненосце» пленяла могучая сила нового искусства. Картина как бы скальпелем хирурга вскрывала события, с яростным темпераментом разымала их на части — она оперировала массами, как огромными многоголовыми живыми существами. «Мать» сразу легла на сердце как песня, как материнское слово, суровое и простое. Такой и должна быть правда. В «Матери» мы увидели сгусток фабричной России, сделанный серьезно, уважительно, с сыновней любовью. Мы увидели поразительных людей, живых и верных, как сама жизнь.
Михаил Ромм. Из статьи «Мать» («Беседы о кино»)

«Иваново детство» Андрея Тарковского

Кадр из художественного фильма Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962)
Кадр из художественного фильма Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962)
Кадр из художественного фильма Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962)
Что же касается «Иванова детства»
, то это в высшей степени экспрессивная картина, которая опирается на острый характер героя, раскрывающийся в необычайных обстоятельствах. Ее роднит с интеллектуальным кинематографом только то, что она заставляет зрителя догадываться, додумывать. Но этот признак — заставлять додумывать — общий признак современного искусства. Например, Хемингуэй… призывает читателя к соучастию в творческом процессе. К этому же зовет и фильм Тарковского
. В снах
фильм показывает, какой должна быть светлая реальность детства, а в реальности — каким не должно быть детство, изувеченное войной. Сопоставление этих планов фильма заставляет зрителя задуматься и сделать простой вывод о том, насколько гибельна война, как калечит она души и жизни. В этом же фильме есть эпизод о любви. Некоторые критики считают, что он неорганично, искусственно введен в ткань фильма. Между тем он раскрывает центральную мысль картины, подкрепляет ее. Тарковский как бы говорит зрителям: вот молодые люди, мужчина и женщина, им бы любить друг друга, и, если бы не война, все могло бы быть прекрасно — была бы любовь.
Михаил Ромм. Из интервью «Чтобы говорить о современности, надо всегда быть молодым!» газете «Советская культура», 1962 год

«Сорок первый» Григория Чухрая, «Сережа» Игоря Таланкина и Георгия Данелии

Кадр из художественного фильма Игоря Таланкина и Георгия Данелии «Сережа» (1960)
Кадр из художественного фильма Игоря Таланкина и Георгия Данелии «Сережа» (1960)
Кадр из художественного фильма Григория Чухрая «Сорок первый» (1956)
За последние годы, на мой взгляд, два наиболее блестящих дебюта в советской кинематографии — это «Сорок первый»
Чухрая
и «Иваново детство»
Тарковского
. Великолепным совместным дебютом был «Сережа»
Данелии
и Таланкина. Но это вовсе не означает, что среди однокурсников Чухрая, Данелия, Тарковского нет людей, которые еще выразят себя в режиссуре столь же крупно и ярко, а быть может, и еще крупнее, еще ярче.
Михаил Ромм. Из интервью «Чтобы говорить о современности, надо всегда быть молодым!» газете «Советская культура», 1962 год

Фильмы Сергея Герасимова

Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «У озера» (1969)
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1957)
Я, например, очень люблю Сергея Герасимова
, хотя сам работаю совсем в другой манере. Я ценю Герасимова за то, что это человек принципиальный, что он создал свой собственный стиль, выработал собственную яркую, индивидуальную манеру. Я ценю его также за то, что он умеет пропагандировать эту свою манеру, учить ей других, что он оказывает заметное влияние на многих молодых режиссеров.
Михаил Ромм. «Беседы о кинорежиссуре»

Фильмы Дэвида Уорка Гриффита

Кадр из художественного фильма Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость» (1916)
Кадр из художественного фильма Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» (1915)
Кадр из художественного фильма Дэвида Уорка Гриффита «Сломанная лилия» (1919)
Гриффита
называют отцом американского кино. <…> Увидев картины Гриффита «Водопад жизни» и «Сломанная лилия», я впервые понял, что кинематограф может быть подлинным искусством, причем искусством и жизненно правдивым и психологически тонким. <…> Это настоящие, серьезные картины, быть может, немножко сентиментальные на наш сегодняшний взгляд. Но в них есть своеобразные характеры, образы, вылепленные при помощи чисто кинематографических средств с большой тонкостью. Гриффит первый принципиально использовал главное оружие немого кинематографа — монтаж и крупный план .<…> Не менее замечательна работа Гриффита с актерами. Именно он прославил таких выдающихся американских актеров, как Лилиан Гиш и Ричард Бартелмесс. Гриффит добивался от актеров сдержанно точной и вместе с тем острой, выразительной работы, добивался тонкого изощренного психологического рисунка в немом действии. В области психологической драмы заслуги Гриффита огромны. Этот жанр, пожалуй, следует вести от него.
Михаил Ромм. «Беседы о кинорежиссуре»

«Малыш», «Новые времена», «Огни большого города» и «Великий диктатор» Чарли Чаплина

Кадр из художественного фильма Чарли Чаплина «Малыш» (1921)
Кадр из художественного фильма Чарли Чаплина «Огни большого города» (1931)
Кадр из художественного фильма Чарли Чаплина «Великий диктатор» (1940)
Я высоко ценю французского режиссера Рене Клера
, американцев Уайлера и Джона Форда. Все это превосходнейшие режиссеры, но среди ныне живущих только одного я считаю подлинным гением, это Чарли Чаплина
, хотя его картина «Король в Нью-Йорке» неудачна. Но пусть она даже совсем плоха, — человек, создавший «Малыша», «Новые времена»
, «Огни большого города», «Великого диктатора», наконец, создавший образ Чарли, — этот человек имеет право на любые неудачи.
Михаил Ромм. «Беседы о кинорежиссуре»

«Похитители велосипедов» Витторио Де Сика

Кадр из художественного фильма Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» (1948)
Кадр из художественного фильма Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» (1948)
Кадр из художественного фильма Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» (1948)
«Похитители велосипедов» — это короткий рассказ, однолинейный и предельно простой по построению. Содержание его можно изложить буквально в десяти словах. Но именно краткость, прозрачная ясность сюжета этой картины позволила режиссеру с такой подробностью проследить шаг за шагом поведение двух героев — мальчика и его отца — в течение одного дня их жизни. Картина поразила меня и смыслом своим, и глубокой человечностью, и необыкновенной подробностью кинематографического наблюдения. Герой ничем не примечателен — таких сотни тысяч: обыкновенный безработный, усталый, невеселый человек. Он ищет свой велосипед — вот и все. Но, следуя за ним шаг за шагом, вглядываясь в каждое его движение, мы постепенно начинаем понимать его, понимать его отношение к мальчику, его место в жизни, как понимаем очень близкого человека. Именно в этом сближении с героем и сосредоточена прелесть картины.
Михаил Ромм. Из статьи «Об итальянском неореализме»

«Машинист» Пьетро Джерми

Кадр из художественного фильма Пьетро Джерми «Машинист» (1956)
Кадр из художественного фильма Пьетро Джерми «Машинист» (1956)
Кадр из художественного фильма Пьетро Джерми «Машинист» (1956)
На первый взгляд строение этой картины более традиционно и вызывает литературные аналогии. Сила этой картины в глубоком исследовании двух характеров — машиниста и его жены. Если Максим Горький
сказал, что сюжет — это развитие характера, то сюжет «Машиниста» можно определить как историю крушения характера, который вошел в конфликт с жизнью, с товарищами, с семьей. Большой отрезок жизни проходит перед нами. Разворачивается сложная повесть о сложном человеке, глубоко исследуется судьба семьи, жизнь предстает перед нами со всеми своими странностями, с неожиданными и поразительно правдивыми поворотами. По глубине мысли, по развитию отношений между людьми картина эта приближается к роману — редчайший случай в кинематографе.
Михаил Ромм. Из статьи «Об итальянском неореализме»

«Рокко и его братья» Лукино Висконти

Кадр из художественного фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960)
Кадр из художественного фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960)
Кадр из художественного фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960)
Совсем недавно я видел вашу работу «Рокко и его братья». Это сильный фильм, мне он понравился. Я не люблю искусства «вполголоса». Искусство, как пища, должно быть либо горячим, либо холодным. Хороший горячий борщ, холодное мороженое. Теплыми бывают только помои. <…> Ваша картина горячая.
Отрывок из беседы Михаила Ромма и Лукино Висконти «Диалог о творчестве (Михаил Ромм — Лукино Висконти)», 1961 год

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна