Что смотреть: советует Эльдар Рязанов

В 2013 году Эльдар Рязанов
составил список из десяти своих любимых фильмов для путеводителя «650 фильмов, изменивших мир». Над книгой работали критики, которые писали для журнала «Афиша» в разные годы.
Кадр из художественного фильма Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979)
Кадр из художественного фильма Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1968)
Кадр из художественного фильма Якова Протазанова «Бесприданница» (1936)
Еще Рязанов рассказывал о картинах, которые произвели на него впечатление, в мемуарах «Неподведенные итоги» и «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги». Он считал, что у качественного фильма обязательно должен быть смысл и мораль. А хороший режиссер, по его мнению, это образованный человек с четко выраженной общественной позицией. Рязанов писал:
Время меняется в том числе и потому, что создаются книги, фильмы, спектакли, указывающие на наши недостатки, просчеты, ошибки. <…> Иногда человек чувствует верно, но не может четко сформулировать свои ощущения, мысли. Для этого и существует искусство — помогать людям разбираться в трудной обстановке, ориентироваться в том, что хорошо, а что скверно. Искусство должно, как мне кажется, проповедовать высокую нравственность, но делать это неназойливо, иногда — весело, всегда — эмоционально, заразительно, одним словом, незаметно для зрителя. Когда человек чувствует указующий перст, это, как правило, отталкивает его от произведения…
Портал «Культура.РФ» предлагает вам познакомиться с картинами, которые нравились Эльдару Рязанову. Чтобы выбрать их, мы изучили мемуары режиссера, его интервью и статьи, а также путеводитель «650 фильмов, изменивших мир».
«Осенний марафон» Георгия Данелии
«В огне брода нет»
Глеба Панфилова
: «Глеб — уникальный, серьезный, вдумчивый, штучный режиссер».
«Бесприданница»
Якова Протазанова
: «Бережное и вместе с тем свободное отношение к классическому тексту, умение отсечь сугубо театральное и извлечь кинематографическое, переложение обильных диалогов на язык действия — вот чем можно охарактеризовать сценарий. Режиссером был подобран замечательный актерский ансамбль. Сейчас бы мы сказали: ансамбль, состоящий из звезд. <…> Надо прибавить к этому виртуозную работу оператора и художника, работу, в которой точно воспроизводился купеческий быт, а поэтичность пейзажей подчеркивала трагичность происходящего. Музыка Чайковского
наполняла каждую клетку картины могучим нервным зарядом. Вот и получилось произведение высочайшего художественного уровня. <…> Все компоненты фильма настолько безукоризненны, что, соединившись, образуют шедевр. А шедевр — это новаторство, хотя бы потому, что шедевр всегда уникален»
(из мемуаров «Неподведенные итоги»).
Фильмы Сергея Эйзенштейна
: «Мне хочется рассказать, пока еще помню, о замечательном режиссере, человеке и педагоге — Сергее Михайловиче Эйзенштейне. Так случилось, что этот гений режиссуры, всемирно известный постановщик, два года преподавал нам во ВГИКе
предмет под названием «Теория режиссуры»… Наиболее «теоретизированным» режиссером, которого увлекали поиски новых форм киноискусства, был, конечно, Сергей Эйзенштейн. Его интересовала не только практика, т. е. съемки, но и обогащение киноязыка, приемы воздействия на кинозрителя. Он подходил, как ученый, к таким проблемам, как руководить зрительским сознанием путем киномонтажа, его интересовало освоение актерской профессии так называемыми натурщиками, т. е. обычными людьми; он размышлял о взаимодействии цветного и черно-белого кино. Увлекался ракурсами и многим другим. И главное — размышлял об этом в своих статьях…»
(из мемуаров «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги»).
Фильмы Василия Шукшина
: «Самым значительным представителем авторского кинематографа, его вершиной я считаю гениального Чарли Чаплина
. Второго такого явления в киноискусстве пока не было. Чаплин одновременно и автор сценариев своих фильмов, и постановщик, и исполнитель главных ролей, и композитор. В советском киноискусстве назову Василия Шукшина. Прекрасный писатель, тонкий, правдивый режиссер, чувствовавший и любивший деревню, понимавший крестьянский характер. Уникальный, народный по сути своей, а не по званию артист, проникавший в душевные глубины своих персонажей. Шукшин был художником поразительной честности, всем своим нутром сознающим нужды и настроения народа, подлинный, многогранный самородок»
(из мемуаров «Неподведенные итоги»).

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна