Что смотреть: советует Андрей Тарковский

В 1963 году Высшие режиссерские курсы и Высшие сценарные курсы объединились в Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров. С самого первого набора там преподавал
Андрей Тарковский
. Он читал целому потоку студентов циклы лекций «Основы кинорежиссуры», «Литературный и экранный образ». Стенограмму лекций 1978–1979 годов подготовил его ученик — кинорежиссер Константин Лопушанский. Позже их издали в виде учебных пособий «Уроки режиссуры» и «Лекции по кинорежиссуре».
Портал «Культура.РФ» выбрал несколько фильмов, которые встречаются в этих сборниках, и привел высказывания режиссера о кинолентах и их создателях.

«Назарин» Луиса Бунюэля

Кадр из художественного фильма Луиса Бунюэля «Назарин» (1959)
Кадр из художественного фильма Луиса Бунюэля «Назарин» (1959)
Кадр из художественного фильма Луиса Бунюэля «Назарин» (1959)
Давайте вспомним какой-нибудь символ
в фильме. Ну, скажем, у Бунюэля. Несмотря на то, что он очень боится и остерегается символов и очень правильно делает. В фильме «Назарин» у него есть такой последний кадр. (Ну, вы знаете этот прекрасный фильм и едва ли не самый лучший, я очень люблю эту картину.) Там проводится параллель между героем, бывшим священником, попом-расстригой по-русски, и Иисусом. Люди приносят в жертву этого человека. Они от него требуют того, что можно было требовать только от Иисуса. И в конце концов все-таки толкают его на смерть. Последний эпизод такой: уже арестованного героя ведут по пыльной дороге два карабинера, ему очень хочется жить. И, видя это, женщина берет ананас и дает ему в руки. Он берет его и вдруг страшно пугается. Как бы что-то наконец понимает. И уже не оглядываясь, очень четко уходит по этой дороге, к определенной цели. Тот, кто знаком с Евангелием, тот знает, что когда Иисус шел на Голгофу, то женщина напоила его водой. Бунюэль использует эту параллель и напоминает зрителю, что он может воспринимать героя в этом смысле. Это очень точная деталь. Она действует совершенно потрясающе даже на тех, кто не знает Евангелие. Но это символ. Тем не менее это символ.

«Андалузский пес» Луиса Бунюэля

Кадр из короткометражного художественного фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1929)
Кадр из короткометражного художественного фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1929)
Кадр из короткометражного художественного фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1929)
А вот другой пример. Немая картина Бунюэля «Золотой век» или его же «Андалузский пес»
. Там образ на образе, причем «Андалузский пес» — это, я бы сказал, чисто сюрреалистическая картина. Там есть кадры, допустим, как человек, привязанный веревкой за рояль, тащит его по интерьеру, а в раскрытом рояле лежит дохлый осел. И это не выглядит претенциозным… Потому что здесь это образ, а не метафора.

«Персона» Ингмара Бергмана

Кадр из художественного фильма Ингмара Бергмана  «Персона» (1966)
Кадр из художественного фильма Ингмара Бергмана  «Персона» (1966)
Кадр из художественного фильма Ингмара Бергмана  «Персона» (1966)
Сколько раз я смотрел картину Бергмана «Персона», столько раз она мне казалась картиной о совершенно разных, о противоположных вещах, каждый раз я ее воспринимал совершенно по-разному. Сначала мне показалось, что это или плохая картина, или я ничего не понимаю в ней. Однако потом я решил, что так и должно быть. Это тот мир, в котором мы находим близкое себе и этими аспектами соприкасаемся с миром художника. Другого способа нет. Рассчитывать на то, что мы можем совпасть буквально, как совпадают персонажи этого фильма, нам не приходится, к счастью, ибо тогда у нас не было бы возможности оценивать произведение по-своему, а у произведения отняли бы возможность существовать как часть природы, как часть истины, т. е. существовать совершенно независимо от того, что навязывает ему автор с одной стороны, а зритель — с другой.

«Шепоты и крики» Ингмара Бергмана

Кадр из художественного фильма Ингмара Бергмана «Шепоты и крики» (1972)
Кадр из художественного фильма Ингмара Бергмана «Шепоты и крики» (1972)
Кадр из художественного фильма Ингмара Бергмана «Шепоты и крики» (1972)
В фильме Ингмара Бергмана «Шепоты и крики» есть эпизод, о котором я часто вспоминаю. Две сестры, приехавшие в отчий дом, где умирает их третья сестра, оставшись наедине, вдруг ощущают прилив родственной близости, ту человеческую тягу друг к другу, которую не подозревали в себе еще за минуту до этого. И тут же возникает щемящее ощущение пробужденной человечности, которое тем более волнует, что в фильмах Бергмана такие мгновения мимолетны, скоротечны. Люди в его фильмах ищут и не могут найти контакта. И в «Шепотах и криках» сестры тоже так и не могут простить друг другу, не могут примириться даже перед лицом смерти одной из них. Но чем больше они истязают и ненавидят друг друга, тем острее, разительнее впечатление, которое производит сцена их душевного порыва.

«Дневник сельского священника» Робера Брессона

Кадр из художественного фильма Робера Брессона «Дневник сельского священника» (1950)
Кадр из художественного фильма Робера Брессона «Дневник сельского священника» (1950)
Кадр из художественного фильма Робера Брессона «Дневник сельского священника» (1950)
Пример истинного кинематографиста для меня Робер Брессон. «Дневник сельского священника» я считаю великим фильмом. Брессон делает картины, когда у него возникает к тому потребность. Замыслы диктует ему его совесть художника, его идея. Он творит не для себя, не для признания, не для похвал. Не думает о том, поймут его или нет, как оценит его пресса, станут или не станут смотреть его фильм. Он повинуется лишь неким высшим и объективным законам искусства, он чужд всех суетных забот, и трагическое пушкинское «поэт и чернь» от него далеко. Поэтому картины Брессона обладают простотой, благородством, поразительным достоинством. Брессон единственный, кто, сумев выдержать испытание славой, остался самим собой.

«Мушетт» Робера Брессона

Кадр из художественного фильма Робера Брессона «Мушетт» (1967)
Кадр из художественного фильма Робера Брессона «Мушетт» (1967)
Кадр из художественного фильма Робера Брессона «Мушетт» (1967)
Считается, например, что для того, чтобы организовать ритм картины, необходимо иметь какой-то быстрый эпизод, а затем медленный, и чередование таких эпизодов рождает якобы то ощущение единства ритмического, которое и называется кинематографом монтажным. Вот тут-то и оказывается, что ничего подобного. Это никакого отношения не имеет к кинематографу. Вы видели фильм «Мушетт». Я не видел там ни одного кадра, ни одной сцены, которая чередовалась бы по этому принципу. Каждый кадр снят монотонно одним и тем же человеком. Можно подумать, что эти кадры снимались одним и тем же человеком одновременно, будто в этот момент стояло шестьсот камер, играло шестьсот двойников и снималось шестьсот двойников. Настолько эти кадры едины, настолько они наполнены одним и тем же ритмом, одним и тем же чувством. Там нет ни минуты, ни секунды фальши.

«Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)
Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)
Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)
Есть фильм, который предельно далек от принципов непосредственного наблюдения, — это «Иван Грозный»
Эйзенштейна
. Фильм этот не только в своем целом представляет иероглиф, он сплошь состоит из иероглифов, крупных, мелких и мельчайших, в нем нет ни одной детали, которая не была бы пронизана авторским замыслом или умыслом. <…> Тем не менее картина эта удивительно сильна своим музыкально-ритмическим построением. Чередование монтажных кусков, смена планов, сочетание изображения и звука — все это разработано так тонко, так строго и так закономерно, как разрабатывает себя только музыка. Поэтому «Иван Грозный» и действует так убедительно: во всяком случае на меня эта картина именно своим ритмом произвела совершенно ошеломляющее, завораживающее действие.

«8 1/2» и «Сладкая жизнь» Федерико Феллини

Кадр из художественного фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1960)
Кадр из художественного фильма Федерико Феллини «8 1/2» (1963)
Кадр из художественного фильма Федерико Феллини «8 1/2» (1963)
Вот «8 1/2»
, на мой взгляд, не устарела, потому что там Феллини
сосредотачивается на внутренних, личных проблемах, а не узурпирует право судьи и морализует по поводу современного ему общества. Если бы Толстой
не был так талантлив, то его «Анна Каренина»
никуда бы не годилась, ибо что может быть банальнее сюжета этого романа. Что может быть банальнее флоберовской «Мадам Бовари»? Тем не менее это взято в таком соотношении к внутреннему миру собственному, что это уже приобретает форму и образ самого автора.

В «Сладкой жизни» само время берется в аспекте преходящем, сиюминутном, актуальном. В каком-то смысле это картина, претендующая на актуальность. Видимо искусство не может к этому тяготеть, и, если произведение все-таки не способно перебороть в себе любую актуальность, любую сиюминутность и не может превратить эту проблему в проблему вечную, тогда эта актуальность заставит состариться картину. Картина умрет вместе с потерей актуальности. Кстати, и философские концепции в фильме устаревают, потому что всегда видно что иллюстрируется, откуда взято и т. д.

«Тени» Джона Кассаветиса

Кадр из художественного фильма Джона Кассаветиса «Тени» (1958)
Кадр из художественного фильма Джона Кассаветиса «Тени» (1958)
Кадр из художественного фильма Джона Кассаветиса «Тени» (1958)
Или, к примеру, другой фильм — «Тени» Кассаветиса
, уникальная картина. Это импровизация в прямом смысле. Драматургия фильма возникла в результате отснятых эпизодов, а не наоборот. Здесь каждая ступенька в развитии действия антисхематична. Первоначальная схема была разрушена свойствами самого материала. Итак, никакой драматургии (в традиционном понимании), а все «стоит на ногах». Все монтируется, ибо все кадры — одной породы.

«Двадцать дней без войны» Алексея Германа

Кадр из художественного фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1976)
Кадр из художественного фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1976)
Кадр из художественного фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1976)
В этой картине, несмотря на отсутствие цельности, есть совершенно поразительные куски, которые говорят о том, что перед нами, конечно, кинематографист. Я назвал бы десяток прославленных мастеров, которые ему в подметки не годятся, несмотря на то, что он еще многого не умеет. Причем даже не столько он, сколько его сценарист.

В этой картине есть поразительные места. Например, эпизод — митинг на заводе, в Ташкенте. Ну, я не знаю, это такого класса эпизод, на таком уровне сделано, что просто диву даешься, как это вообще могло родиться у человека, который даже не видел войны. Дело не в том, знает он войну или нет, а в том, что он чувствует и как разрабатывает это.

Автор: Евгения Ряднова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна