Любовная магия: как в старину вызывали страсть
В старину в народе ходило множество суеверий о любви. Сильную внезапную привязанность считали болезнью или порчей, а значит, от нее якобы можно было избавиться — самому или с помощью знахаря. До наших дней дошли тексты заговоров и описания обрядов, которые, по поверьям, связывали людей взаимными чувствами или, напротив, сеяли между ними раздор.
Кто колдовал на любовную тоску
В деревнях и городах люди издавна верили в любовную магию. Считалось, что особыми ритуалами и заговорами можно разжечь страсть в сердце любого человека. Девушки с помощью чар мечтали стать привлекательными и желанными для возлюбленного, замужние женщины старались вернуть супруга, а на свадебном пиру обряды проводили, чтобы обеспечить молодым счастливую жизнь. Но обращались к магии нечасто: если не удавалось добиться расположения обычными методами, например через сваху.
Мистические ритуалы иногда проводили сами, а иногда обращались к колдунам и знахарям. К ним ходили даже знатные и состоятельные горожане. Этнограф XIX века Михаил Забылин писал:
Старые архивы богаты актами по части ведовских дел. Порывшись в них, мы находим, что в Москве в XVII веке жили бабы-ворожейки, к которым приезжали даже боярские жены просить помощи против ревности или холодности мужей, а также советоваться о любовных интригах или о способах извести супругов.
Из книги «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Свидетельства о любовном колдовстве сохранились в фольклоре и в письменных источниках, например в описании судебных дел. В России чародейство считалось преступлением «против Бога». Ворожеек и тех, кто хранил тетради с заговорами, судили. Большинство таких осужденных были мужчинами: вероятно, именно они чаще наводили чары на любовь.
К любовному чувству в прошлые века относились как к опасной болезни, которая может довести до безумия и даже смерти. Когда девушка впервые испытывала сильную привязанность, она могла решить, что ее приворожили, на нее наслали «тоску» или порчу. Знахари лечили любовь наравне с бессонницей и нервными недугами, это называлось «отсушка». Другой повод для отворота — неверность мужа: тогда колдовали на охлаждение чувств между супругом и любовницей. По поверьям, подобными темными делами могли заниматься и недоброжелатели, такой отворот якобы вносил разлад между супругами или женихом и невестой.
Читайте также:
Заговоры из «колдовских» тетрадей
В народе ходили тексты заговоров в рукописных и печатных сборниках, в «волшебных» тетрадях и на отдельных листках. Церковь к колдовству относилась плохо: книги изымали и уничтожали. Но при этом купить подобные сборники было легко: грамотные люди в городах переписывали тексты и затем дешево продавали всем желающим. Заговоры и описания обрядов также входили в лечебники — книги с приметами, суевериями и наставлениями на все случаи жизни. Иногда их называли молитвами, не всегда читатели могли отличить магические тексты от духовных.
А на море на Океане есть бел горюч (то есть светящийся. — Прим. сост.) камень Алатырь, никем не ведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу (на такую-то) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясны, в ее щеки румяны, в ее белу грудь, в ее ретиво сердце, в утробу, в ее руки и ноги. Будь ты, сила могуча, в (такой-то) красной девице неисходно; а жги ты, сила могуча, ее кровь горючую, ее сердце кипучее на любовь к (такому-то) полюбовному молодцу.
Из книги Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Сюжеты разных магических текстов были похожи. Начинались они, как правило, со слов «встану я, благословясь», затем — «выйду в чистое поле», «в подвосточную сторону», «к синему морю»: «Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами, в чистое поле, погляжу и посмотрю по восточную сторону; под восточной стороной стоит есть три печи».
В поле или у моря ожидал посредник, который доставлял «тоску» и «сухоту» к нужному человеку. Посредниками могли быть разные персонажи: птица белый кречет или стрела, бесы или сатана, огненная стрела или зарницы-сестрицы. Реже за помощью обращались к Богородице и святым. Затем в тексте описывали страдания: возлюбленная должна была мучиться от разлуки, не спать, не есть, бледнеть, чернеть и сохнуть, гореть огнем или биться, словно в лихорадке.
Подьте вы, сымайте тоску и великую печаль с гостей, с властей, со кручинных, но тюремных людей, солдат-новобранцев и с малых младенцев, которые титьку сосали и от матерей осталися; наложите ту тоску и телесную сухоту, великую печаль на рабу Божию (имярек).
Пак бы о мне, рабе Божием Н., сердцем кипела, кровью горела, и не могла бы без меня, раба Божия Н., ни жить, ни быть, ни дня дневать, ни часа часовать, ни питием отпиться, ни думьем отдуматься, и ни в парной бане отпариться.
Заговор завершался библейской формулой: «Тем моим словам и речам ключевые слова: аминь, аминь, аминь».
Заколдованные предметы и пища
Заветные слова читали не только во время ритуалов, также с их помощью заговаривали предметы, волосы или телесные жидкости. Например, девушка парилась в бане, собирала пот и подмешивала его в тесто для пирога, а затем угощала возлюбленного. По другому обычаю, мужчина трижды промакивал пот со лба платком, а затем вытирал им женщину.
Заговоры также читали над вещами любимого или его пищей — в этих случаях часто использовали зеркала, соль или пряники. Михаил Забылин так описывал обряд: «Колдун вынимает пряник и, приняв таинственный вид, начинает, поводя глазами и расширяя по временам ноздри, заговаривать на этот пряник: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Стану я, раб Божий Н., благословясь, пойду, перекрестясь…»
Любовь можно было заполучить, если прочитать магические слова над кольцом или крестом, а затем носить заговоренные предметы всегда при себе. Еще существовал обряд «любовные яблоки»: следовало разрезать фрукт пополам, написать на бумаге имя и вложить записку в середину. После яблоко нужно было положить на солнце: считалось, что как плод сохнет под лучами, так и возлюбленный будет сохнуть от чувства.
Из приворотных растений готовили отвары, травы добавляли в еду, тайно пришивали к одежде и подкладывали в постель. Особенно ценились любисток и папоротник. Еще одно средство описывалось так: нужно найти дуб и березу, которые срослись, и взять щепки из места, где деревья соединяются, а затем приготовить из них отвар. Такое зелье, считалось, поможет парню и девушке влюбиться друг в друга.
Автор: Маргарита Ковынева
Смотрите также