Любовная магия: как в старину вызывали страсть

В старину в народе ходило множество суеверий
о любви. Сильную внезапную привязанность считали болезнью или порчей, а значит, от нее якобы можно было избавиться — самому или с помощью знахаря
. До наших дней дошли тексты заговоров
и описания обрядов, которые, по поверьям, связывали людей взаимными чувствами или, напротив, сеяли между ними раздор.

Кто колдовал на любовную тоску

Валерий Пустошкин. Разговор на вечерние темы. Сваха (фрагмент). 2011. Частное собрание
Марк Шагал. Свадьба. Венчание (фрагмент). 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Сомов. Встреча в парке. 1919. Частное собрание
В деревнях и городах люди издавна верили в любовную магию. Считалось, что особыми ритуалами и заговорами
можно разжечь страсть в сердце любого человека. Девушки с помощью чар мечтали стать привлекательными и желанными для возлюбленного, замужние женщины старались вернуть супруга, а на свадебном пиру обряды
проводили, чтобы обеспечить молодым счастливую жизнь. Но обращались к магии нечасто: если не удавалось добиться расположения обычными методами, например через сваху
.
Мистические ритуалы иногда проводили сами, а иногда обращались к колдунам и знахарям
. К ним ходили даже знатные и состоятельные горожане. Этнограф XIX века Михаил Забылин писал:
Старые архивы богаты актами по части ведовских дел. Порывшись в них, мы находим, что в Москве в XVII веке жили бабы-ворожейки, к которым приезжали даже боярские жены просить помощи против ревности или холодности мужей, а также советоваться о любовных интригах или о способах извести супругов.
Из книги «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Свидетельства о любовном колдовстве сохранились в фольклоре и в письменных источниках, например в описании судебных дел. В России чародейство считалось преступлением «против Бога». Ворожеек и тех, кто хранил тетради с заговорами, судили. Большинство таких осужденных были мужчинами: вероятно, именно они чаще наводили чары на любовь.
К любовному чувству в прошлые века относились как к опасной болезни, которая может довести до безумия и даже смерти. Когда девушка впервые испытывала сильную привязанность, она могла решить, что ее приворожили, на нее наслали «тоску» или порчу. Знахари лечили любовь наравне с бессонницей
и нервными недугами
, это называлось «отсушка». Другой повод для отворота — неверность мужа: тогда колдовали на охлаждение чувств между супругом и любовницей. По поверьям, подобными темными делами могли заниматься и недоброжелатели, такой отворот якобы вносил разлад между супругами или женихом и невестой.

Заговоры из «колдовских» тетрадей

Марк Шагал. Ноктюрн (Ночная сцена) (фрагмент). 1947. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Борис Кустодиев. Красавица. 1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рябушкин. На гулянке (фрагмент). 1899. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
В народе ходили тексты заговоров в рукописных и печатных сборниках, в «волшебных» тетрадях и на отдельных листках. Церковь к колдовству относилась плохо: книги изымали и уничтожали. Но при этом купить подобные сборники было легко: грамотные люди в городах переписывали тексты и затем дешево продавали всем желающим. Заговоры и описания обрядов также входили в лечебники
 — книги с приметами, суевериями
и наставлениями на все случаи жизни. Иногда их называли молитвами, не всегда читатели могли отличить магические тексты от духовных.
А на море на Океане есть бел горюч (то есть светящийся. — Прим. сост.) камень Алатырь
, никем не ведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу (на такую-то) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясны, в ее щеки румяны, в ее белу грудь, в ее ретиво сердце, в утробу, в ее руки и ноги. Будь ты, сила могуча, в (такой-то) красной девице неисходно; а жги ты, сила могуча, ее кровь горючую, ее сердце кипучее на любовь к (такому-то) полюбовному молодцу.
Из книги Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Сюжеты разных магических текстов были похожи. Начинались они, как правило, со слов «встану я, благословясь», затем — «выйду в чистое поле», «в подвосточную сторону», «к синему морю»: «Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами, в чистое поле, погляжу и посмотрю по восточную сторону; под восточной стороной стоит есть три печи».
В поле или у моря
ожидал посредник, который доставлял «тоску» и «сухоту» к нужному человеку. Посредниками могли быть разные персонажи: птица
белый кречет или стрела, бесы или сатана, огненная стрела или зарницы-сестрицы. Реже за помощью обращались к Богородице
и святым. Затем в тексте описывали страдания: возлюбленная должна была мучиться от разлуки, не спать, не есть, бледнеть, чернеть и сохнуть, гореть огнем или биться, словно в лихорадке.
Подьте вы, сымайте тоску и великую печаль с гостей, с властей, со кручинных, но тюремных людей, солдат-новобранцев и с малых младенцев, которые титьку сосали и от матерей осталися; наложите ту тоску и телесную сухоту, великую печаль на рабу Божию (имярек).
Пак бы о мне, рабе Божием Н., сердцем кипела, кровью горела, и не могла бы без меня, раба Божия Н., ни жить, ни быть, ни дня дневать, ни часа часовать, ни питием отпиться, ни думьем отдуматься, и ни в парной бане отпариться.
Заговор завершался библейской формулой: «Тем моим словам и речам ключевые слова: аминь, аминь, аминь».

Заколдованные предметы и пища

Иван Куликов. Убор невесты (фрагмент). 1907. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область
Константин Сомов. Отдых на закате (фрагмент). 1922. Частное собрание
Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание
Заветные слова читали не только во время ритуалов, также с их помощью заговаривали предметы, волосы или телесные жидкости. Например, девушка парилась в бане, собирала пот и подмешивала его в тесто для пирога
, а затем угощала возлюбленного. По другому обычаю, мужчина трижды промакивал пот со лба платком, а затем вытирал им женщину.
Заговоры также читали над вещами любимого или его пищей — в этих случаях часто использовали зеркала, соль или пряники. Михаил Забылин так описывал обряд: «Колдун вынимает пряник и, приняв таинственный вид, начинает, поводя глазами и расширяя по временам ноздри, заговаривать на этот пряник: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Стану я, раб Божий Н., благословясь, пойду, перекрестясь…»
Любовь можно было заполучить, если прочитать магические слова над кольцом или крестом, а затем носить заговоренные предметы всегда при себе. Еще существовал обряд «любовные яблоки»: следовало разрезать фрукт пополам, написать на бумаге имя и вложить записку в середину. После яблоко нужно было положить на солнце: считалось, что как плод сохнет под лучами, так и возлюбленный будет сохнуть от чувства.
Из приворотных растений
готовили отвары, травы добавляли в еду, тайно пришивали к одежде и подкладывали в постель. Особенно ценились любисток и папоротник. Еще одно средство описывалось так: нужно найти дуб и березу, которые срослись, и взять щепки из места, где деревья
соединяются, а затем приготовить из них отвар. Такое зелье, считалось, поможет парню и девушке влюбиться друг в друга.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна