10 интересных фактов о Нижегородской ярмарке

Еще в XVI веке Нижний Новгород стал крупным торговым центром России. Первая городская ярмарка располагалась у стен Макарьевского Желтоводского монастыря. А после пожара 1816 года торг переместился на Стрелку Волги и Оки. В XIX — начале XX века Нижегородская ярмарка была крупнейшей в Российской империи. Из-за масштабов ее даже называли «карманом России» и «базаром Европы с Азией». Вместе с проектом «Нижний 800» рассказываем, как был устроен главный торг страны, откуда сюда привозили чай, где на ярмарке знакомились и к кому ходили фотографироваться.

Главный ярмарочный дом — высокотехнологичный «торговый дворец» XIX века

В 1820-х годах инженер-механик Августин Бетанкур и архитектор Огюст Монферран построили в Нижнем Новгороде целый торговый городок: Спасский Староярмарочный собор, Главный ярмарочный дом, торговые ряды. До наших дней сохранилась только церковь в стиле русского ампира.
К концу XIX века Главный ярмарочный дом начал ветшать, и его решили полностью перестроить. Для этого нижегородские чиновники объявили конкурс, на который прислали более двадцати проектов. Жюри возглавили популярные в те годы архитекторы Иероним Китнер и Константин Быковский. Первую премию они отдали проекту Карла Треймана, Александра фон Гогена и Алексея Трамбицкого. По их замыслу, фасад Главного ярмарочного дома должен был напоминать Московский кремль, а центральная башня — перекликаться с архитектурой Гостиного двора.
Здание возвели очень быстро: 22 июня 1889 года заложили первые камни фундамента, а 15 июля 1890 года в новом Главном ярмарочном доме уже принимали посетителей. При этом постройку оснастили инженерными новшествами того времени: системой отопления, вентиляцией, электричеством, телефоном. А еще здесь была устроена новейшая противопожарная система с собственным ярмарочным пожарным депо и отрядами при нем.
Главный ярмарочный дом стал одним из крупнейших торговых пассажей Российской империи. На его первом этаже работало около семидесяти магазинов, на втором располагались администрация ярмарки, ресторан, банк, почта. А еще здесь устроили богато декорированный Гербовый зал, где проводили собрания.
Для современников здание стало «торговым дворцом» XIX века, символом прогресса и масштаба российской коммерческой деятельности тех лет. Нижегородский губернатор Николай Баранов в торжественной речи к открытию ярмарки особенно отметил, что здание построили без помощи иностранных специалистов: «В доме этом все русское: труд и материалы — русские, строители — Шипов, Бугров, Башкиров, Курбатов и другие, проект — русских талантливых архитекторов, исполнители — русские люди».

Посетителей ярмарки было больше, чем жителей Нижнего Новгорода

Ярмарка функционировала не более двух месяцев в году: официально она открывалась 15 июля и закрывалась 25 августа, хотя торговля часто продолжалась и в начале сентября. За сезон Нижегородскую ярмарку посещало около миллиона человек. А вот в самом городе в конце XIX века проживало не более девяноста тысяч человек.

«Базар Европы с Азией»: гости со всего мира

Каждый год на ярмарку приезжали около семисот купцов из Европы и Азии. А еще в Нижний Новгород привозили товары из США, стран Латинской Америки и Африки.
Ярмарка влияла на развитие промышленности и торговли по всей России. Цены, которые устанавливали продавцы здесь, использовали как ориентир даже на иностранных рынках. В то же время Нижегородская ярмарка официально не входила в состав города и управлялась как отдельная административная единица. Однако доходы от торговли напрямую влияли на экономику Нижнего Новгорода и губернии. Краевед и историк Николай Храмцовский отмечал:
Эта ярмарка — базар России, меновой двор Европы с Азией, Вавилонский Столп, к которому стекаются пятьдесят племен европейских и азиатских — дает движение внешней торговли нашей и развивает нашу фабричную промышленность.

Ярмарочный водопровод и другие технологические новшества

В 1869 году на ярмарке появился собственный автономный водопровод, который подавал чистую воду в торговые ряды, гостиницы и административные здания. Это была одна из первых подобных систем в России. В самом Нижнем Новгороде тогда централизованного водоснабжения не было. К автономному водопроводу был подключен и чугунный фонтан перед Главным ярмарочным домом.
В начале XX века здесь построили фильтровальную станцию с новейшими на тот момент фильтрами американской фирмы «Джуэль», а в 1911 году, в разгар эпидемии холеры, впервые в России провели хлорирование воды — важное новшество для борьбы с инфекциями.

Модная линия Нижегородской ярмарки — место знакомств

Центральная улица ярмарки, Модная линия, была не только торговым, но и светским центром Нижнего Новгорода. Она располагалась за Главным ярмарочным домом, на месте нынешнего Ярмарочного проезда. В торговых лавках Модной линии можно было купить практически все: от шпилек и булавок до дорогих украшений, французских шелковых материй и готовых платьев.
Здесь назначали свидания, обсуждали новости, встречали гостей, заводили знакомства. Краевед Андрей Мельников отметил: «Не проходит ни одной ярмарки, которая не давала бы случаев к совершению свадеб». Часто у Модной линии собиралось до ста карет и колясок.

Нижегородская ярмарка — главный чайный центр России

До 1860-х годов чай был основным товаром на Нижегородской ярмарке. Его везли из Китая через Кяхту Иркутской губернии. Даже ярмарочная пристань, на которой хранили чай, получила название Сибирской.
Считали чай цибиками — так называли обтянутые кожей ящики, в каждый из которых помещалось до двух пудов чая, то есть примерно тридцать пять килограммов. Чай поступал несортированным, и специальные оценщики Нижегородской ярмарки проводили дегустации, определяли качество и цену напитка. Торги начинались в первых числах августа.
Продажи чая в первой половине XIX века сильно влияли на общий оборот ярмарки. Ситуация изменилась в 1860-х годах. Тогда открылся Суэцкий канал — кратчайший водный путь между Индийским океаном и Средиземным морем. Теперь доставлять азиатские товары было куда проще и дешевле через порты. К тому же в 1862 году в Россию разрешили ввозить кантонский чай из Европы. Так называли недорогой напиток, который выращивали в китайском Кантоне (сейчас Гуанчжоу). Он был хуже по качеству и быстрее портился, чем тот, что ввозили через Кяхту.
Во второй половине XIX века Нижегородская ярмарка окончательно перестала быть центром чайной торговли в России. Однако этот напиток все еще был популярен у гостей ярмарки. Автор заметок о ярмарке Александр Милюков писал: «В этой тишине, при порциях чаю решаются большие сделки и обмениваются огромные суммы денег». В память о чайной торговле прошлого на современной территории ярмарки есть беседка в виде чайной бабы — тряпичной куклы в пышных юбках, которую надевали на заварник для сохранения температуры напитка.

Рекламные новшества: от знаменитостей до черного пиара

Купцы постоянно изобретали новые способы продвигать свой товар. Например, на одной из лавок было написано, что шубу от этого продавца носит знаменитый уроженец города Максим Горький. Ярмарка в конце XIX века была крупнейшим меховым рынком России, где продавали все виды пушнины: от волчьих шкур до соболей. Для контроля качества меха работала специальная экспертная комиссия — в нее входили торговцы из Москвы и Лейпцига.
Торговцы активно использовали витрины, афиши, уличные представления и даже нанимали зазывал, чтобы выделиться среди множества конкурентов.
Привлекая внимание посетителей ярмарки, нижегородец разыгрывал своего рода представление, состоящее из шуток, прибауток, закличек и т. д. Зазывая покупателя, торговцы учитывали пол, возраст и социальный статус. Человек в чиновническом, студенческом или офицерском мундире независимо от возраста именовался «господин», купец или приказчик — «хозяин», женщина среднего или пожилого возраста — «матушка», молодая девушка-дворянка — «барышня», крестьянка или горожанка — «сестрица» или «красавица», служанка — «доченька».
Историк Михаил Кудрявцев, статья «Нижегородская ярмарка как школа рекламы, черного пиара и самозащиты потребителей: анализ исторического опыта (XIX — начало ХХ в.)
Здесь придумали оптовые скидки и подарки для покупателей. В то же время на ярмарке впервые появились элементы того, что сегодня называют черным пиаром: конкуренты распространяли слухи, устраивали провокации. А еще тут можно было купить подделку: чаще всего недобросовестные торговцы выдавали китайский чай за индийский, более дорогой. А иногда они использовали название чужого, но более успешного бренда. Только добавляли у себя на вывесках слова «филиал» или «под маркой», чтобы избежать преследований законных владельцев.

Ярмарка — центр культурной жизни Нижнего Новгорода XIX века

Ярмарка была не только торговым, но и культурным центром Российской империи. Здесь работали театры, цирки, проходили концерты, народные гуляния. Съезжались артисты со всего мира — в 1903 году выступал даже иллюзионист Гарри Гудини. Уильям Грэшем в книге «Правда и вымысел о Гарри Гудини» поведал: «Целыми днями Гарри бродил по лабиринтам торговых рядов. По вечерам чужеземцы восхищались человеком, который мог освободиться от наручников и цепей и таинственно выходил (возможно, не без помощи колдовства) из заколоченного ящика, утыканного гвоздями».
Цирковые шатры на ярмарке соседствовали с театральными сценами. Ставили и комедии, и трагедии. Особенно популярны были оперные спектакли. Главной площадкой был Большой ярмарочный театр. Он располагался рядом с Главным ярмарочным домом и вмещал до двух тысяч зрителей. А еще действовал собственный ипподром, где проходили скачки, работали карусели. Поэтому многие горожане приезжали сюда вовсе не за товаром, а за развлечениями.

Фотографическая линия и первые фотоателье

На Нижегородской ярмарке действовала своя фотографическая линия — в летнее время на ней работали ателье и портретные павильоны. Свои мастерские держали известные специалисты своего времени. Например, фотограф наследника престола Александра Александровича — будущего Александра III — Михаил Настюков открыл здесь ателье раньше, чем в Москве. У него обучались другие известные фотографы Российской империи — Андрей Карелин и Максим Дмитриев. Они не только делали на заказ портреты посетителей, но и снимали сам торг: аттракционы, магазины, представления. Их работы дают представление о том, как выглядела ярмарка в XIX веке.

Первые киносеансы в России

Братья Луи и Огюст Люмьеры провели первый публичный киносеанс в 1895 году. А уже через год их фильмы «Прибытие поезда», «Выход с завода», «Кормление младенца» и «Политый поливальщик» показывали на Нижегородской ярмарке. Это были первые в Российской империи киносеансы. Их организовал французский антрепренер Шарль Омон, который открыл тут «Театр концерт-паризьен» — шатер для показов. Одним из первых его посетил Максим Горький, а потом опубликовал рецензию в газете «Нижегородский листок»:

И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание.
Вскоре сеансы начали проводить и в других павильонах, в цирке Никитиных и на Самокатной площади. В начале XX века кино стало одним из главных развлечений ярмарки.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна