Свахи на Руси

Феклы Ивановны, Устиньи Наумовны, Домны Платоновны, Акулины Гавриловны… Почтенные матроны, про которых в народе говорили «сваха лукавая — змея семиглавая», но в таком важном деле, как поиски семейного счастья, — обойтись не могли. Ни барышни, ни крестьянки. О мастерицах навести мосты в делах семейных узнаем с Натальей Летниковой.

«Не выбирай, жених, невесты — выбери сваху»

Иван Куликов. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (фрагмент). 1909. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Константин Маковский. Сваха (фрагмент). 1900-е. Частное собрание
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора (фрагмент). 1777. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Красноречие, ловкость, обходительность. Умение расписать, увлечь, обаять. Длинный список свахиных добродетелей и талантов — залог успеха важного предприятия. Превознести достоинства жениха или невесты, о недостатках тактично умолчать… В случае если жених к невесте неожиданно нагрянет — догнать, перегнать, обеспечить достойный прием.
Сваха — центр деловой и рекламной информации. Досконально знала все население близлежащих окрестностей — холостых и «на выданье», была осведомлена о материальных вопросах и замысловатых традициях для пользы дела. К примеру, отправляясь на сватовство — связать кушаком ножки стула, чтобы свадьба «лучше вязалась».

Вокруг да около

Клавдий Лебедев. Боярская свадьба. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Пимоненко. Сваты (фрагмент). 1892. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, Краснодар
Николай Петров. Смотрины невесты (фрагмент). 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Говорить о предстоящем бракосочетании напрямую не полагалось, чтобы не сглазить. Вот и наводили «тень на плетень». Невеста то «садочек», то «гусочка»… на что фантазии хватало — лишь бы сбить с толку «нечистую силу». Сваха садилась напротив двери да ноги ставила на половице, ведущей к выходу из дома, чтобы сватовство прошло удачно.
Родители, даже если выдать дочку замуж были не прочь, сначала непременно отказывали. Первое сватовство — «запрос», как правило, оставляли без ответа. Выигрывали время, чтобы жениха узнать, да и вдруг получше найдется, про сватовство прознав. Задача свахи — «уговорить», но не переусердствовать: «Христа ради невест не выдают».
Отказывать напрямую было тоже не принято. Отговорка должна была выглядеть веско: мол, дочка еще не выросла, но если совсем недосуг оправдания выдумывать — просто возвращали принесенный гостями свадебный каравай нетронутым.

Чтобы не сглазить…

В столь серьезном деле — куда ж без суеверий и традиций. Постные дни — среда и пятница — были негласными выходными от всех околосвадебных дел. И уж, конечно, и помыслить невозможно о брачных хлопотах 13-го числа.
Опасаясь чужих глаз, свататься ходили после захода солнца, подъезжали через задний двор. Уж если и откажут, так и не стыдно будет: в темноте кто куда ходил — не разберешь. Отправляясь за положительным ответом, следовало хранить молчание и разговоров по дороге не вести. Подойдя к нужной двери, прикоснуться плечом к косяку, лишь после этого — стучать.
Войдя в дом — перекреститься на образа. Обычай, которому на Руси следовали не только перед свадьбой. Пока сваха вела разговоры, родственники жениха старались незаметно дотронуться до ножки стола.
Традиции общие и в каждой губернии свои. В Симбирске сватья садились под матицу — балку; в Вологодской губернии — не забывали погреметь печной заслонкой; в Архангельской — приложить руки к печке
, а в Курской — связать вместе кочергу и метлу. В Алтайском крае сваха — авакуда
 — не только вела дело до свадьбы, но и помогала невесте переехать в дом жениха и даже менять прическу — девичью на женскую.

У вас товар…

Константин Маковский. Под венец. 1890. Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов, Московская область
Николай Петров. Сватовство чиновника к дочери портного. 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Сватовство майора (фрагмент). 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Невеста перед сватами — само смирение. Хранила молчание, трижды меняя наряд. Поила чаем, ходила павой. Умница и красавица в идеале должна быть еще и мастерицей. Проявить свои таланты перед сватами — хороший тон. На испытаниях будущей супруге предстояло поразить гостей.
К примеру, кружевницы
считались невестами перспективными, демонстрировали ловкость рук, перебрасывая коклюшки. А мастерицы, которые делали филимоновскую игрушку или дымку
, слыли невестами богатыми. Начинали девочки лепить глиняные фигурки лет с семи, а деньги от их продажи на приданое шли. В общем, «выбирай невесту не в хороводе, а в огороде» или за рукоделием.
Обсуждали девушку, даже если хорошо знали, из вежливости — за порогом. Отправлялись на совещание в сени или на крыльцо. Будущая теща подносила жениху стакан с напитком. Коли выпьет — свадьбе быть, а если только пригубит — даже надеяться не стоит. Лишь сваты за порог, женщины со стороны невесты старались связать ухваты и кочережки вместе — притянуть удачу в деле.

У нас купец

Красота красотою, мастерство мастерством, а практическую сторону вопроса никто не отменял. Родственники невесты отправлялись в дом жениха — на осмотр хозяйства. Много ли скотины? В достатке ли хлеба? Хватает ли посуды? Изучали самым пристальным образом. Случалось, что после подробного осмотра до свадьбы дело не доходило. Если жених оказывался совсем несостоятельным.
Прообраз брачного контракта — рядная запись, или роспись, составлялась в дворянских семьях. Здесь вместо свахи за дело брался подьячий. А уж что написано пером, расторгается только через суд. Не свахино это дело — от праздничных столов, да за судебные дела. Свадебный переполох
куда приятнее.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна