Средневековый русский город: как все было устроено

Города Древней Руси состояли из трех основных частей. В центре на возвышенности обычно стояла крепость. У ее стен начинался посад, там находились дома большинства горожан. Неподалеку располагался торг, где ремесленники продавали свои изделия, а купцы — диковинки из дальних стран. Читайте, когда на Руси появились города, как их строили и укрепляли и где селились князья, дьяконы и холопы.

Что такое кремль и детинец

Первые города на Руси возникли в IX веке, одними из древнейших считаются Ладога, Псков и Суздаль. Число поселений быстро росло, к XIII столетию их насчитывалось уже около 300. Города обычно возникали на месте деревень, которые располагались поблизости: со временем маленькие селения сливались в одно более крупное. Кроме того, люди селились неподалеку от военных крепостей и крупных монастырей, именно так появился Сергиев Посад в Подмосковье.
Именно крепость и отличала город от сельских поселений. В древности ее называли «детинец» или «днешний град»: дне- обозначает «внутри», словосочетание можно перевести как «внутренний город». Позже укрепленную часть стали называть кремлем. По одной из версий, слово происходит от «кром», что обозначало «край, граница». По другой — от греческого «кремнос», «крутая гора».
Крепость строили с учетом местности. Например, защитой служили природные возвышенности: чаще всего кремль ставили на высоком холме или у обрывистого оврага. Если же место было ровным, сооружение возводили неподалеку от топких болот или реки.
На таких излюбленных местностях, на крутых высоких мысах, при слиянии рек и речек или глубоких оврагов основывались все древние русские города, как и малые городки, находившие в этом расположении местности немалую защиту и оборону в опасных случаях.
Историк Иван Забелин
Для дополнительной защиты крепость окружали рвами и стенами, которые ставили на земляные насыпи. До XIII века укрепления строили из дерева, однако они не были долговечными, разрушались во время пожаров. Позднее стены стали возводить из камня. Первые каменные крепости возникли в Пскове и Новгороде. В правление Дмитрия Донского, в середине XIV века, появился московский белокаменный кремль.
В древности все горожане жили на защищенной территории крепости. Со временем, когда численность населения выросла, люди начали селиться за пределами стен. Тогда кремли становились ядром, а у города появлялись новые районы. На территории кремля размещалась княжеская резиденция — постоянная или временная, а также главные храмы города, дома знати. Там же жили слуги княжеской семьи или знатных горожан.

Посад — «подол кремля»

Снаружи у крепостных стен стояли дома торговцев и ремесленников, эту часть называли посадом. По своим размерам посад иногда в несколько раз превышал площадь кремля. Если неподалеку была река, то улицы посада тянулись к ней, потому что горожанам требовалась вода, в том числе для ремесел. Историк Забелин писал о Москве: «С устройством города к нему мало-помалу стало тесниться и окрестное население, стало садиться вблизи его стен, водворяя таким образом зародыш будущего обширного Посада».
В народе район крепости часто называли горой за его положение на возвышенности. Посад же, как правило, находился в низине, которую горожане звали подолом.
Подолом Кремля издревле называлась низменная набережная часть кремлевской местности, которая в первоначальное время была значительно обширнее, чем теперь.
Историк Иван Забелин
Когда на город нападали враги, жители посада прятались за крепостными стенами. Например, в 1382 году к Москве подступил хан Золотой Орды Тохтамыш. Горожане заперлись в кремле, а свои деревянные дома у стен — сожгли. Они успешно оборонялись несколько дней, и только с помощью хитрости неприятелю удалось войти в город.
Посады возводили по похожим планам. Дома обычно выходили фасадами на улицу, а сад и огород разбивали во дворе позади. Если случались пожары и набеги врагов, посад отстраивали заново по прежней планировке. Здесь жили в основном ремесленники, так что многие улицы называли по профессиям их обитателей: Гончарная, Кожевническая, Кузнецкая — или же по именам первых жителей и известных горожан. Так, улица Добрыня в Великом Новгороде с древности зовется в честь местного воеводы.
В крупных городах вокруг посада строили дополнительную крепостную стену для защиты. Обычно она охватывала не весь район, а только часть и могла соединяться со стеной детинца. В Москве такими укреплениями были Белогородская стена и Китай-город.

Торг — самый крупный городской рынок

Попасть в крепость можно было через несколько ворот. Около главных, с внешней стороны крепостной стены, обычно размещался рынок. К нему тянулись улицы посада и основные дороги. На рынке собиралось множество людей: сюда приходили сами горожане и крестьяне из окрестных деревень, здесь бывали купцы из других городов и даже стран. На торговой площади глашатаи выкрикивали для народа новости, указы князей и информацию о преступниках.
Крестьяне везли на торг хлеб, мясо, рыбу и другие продукты. И здесь же покупали изделия резчиков, столяров и гончаров — металлические инструменты, посуду, бочки и многое другое. В деревнях обычно жили свои мастера, но их работа, как правило, была менее искусной, поэтому селяне часто ездили за товаром в город.
На древнерусском рынке торговали оптом, продукты измеряли возами и кадками. Ярмарки, где товары можно было купить поштучно, появились только в XVI веке. Иногда в поселениях кроме главного торга работали и рынки поменьше. Обычно на них продавали что-то одно: мясо, рыбу, сено, изделия из железа.
В крупные города купцы привозили диковинки из удаленных регионов и других стран: дорогие ткани, украшения, оружие, алкогольные напитки, специи и фрукты. Здесь же они покупали товары на экспорт. Из России на продажу везли мех куницы, белки и соболя, а также мед и воск для свечей.

Князья, ремесленники и холопы: кто жил в городах

В городах жили представители разных сословий: наемные рабочие, бояре, князья со своим двором. Но самой многочисленной прослойкой городского населения были ремесленники, а среди них особенно много было кузнецов. Они обычно селились у ворот, которые в народе так и звали — кузнечными. Ремесленники специализировались на разных изделиях. Одни ковали доспехи, щиты и мечи, другие производили посуду, третьи — инструменты, например топоры, вилы и косы. Кузнецы-ювелиры создавали украшения, утварь из драгоценных металлов и камней, вазы и элементы одежды. Обычно ремесленники работали вместе с подмастерьями — детьми и подростками, которых набирали из других семей. Младшим поручали подготовительную работу, часто тяжелую и грязную.
В городах жили и холопы — так на Руси называли тех, кто не имел личной свободы и считался собственностью хозяина. Холопами становились пленные, преступники и должники. Невольники часто убегали. Если местные власти отыскивали их, то возвращали хозяевам.
Князья устанавливали свое право вылавливать в городе холопов и сель­чан, бежавших из их владений. Но как это можно было сделать с пришлыми из далеких княжеств и городов? В большом городском центре, где население разбросано по посадам и слободам, труд­но было установить, кто из пришлых ремесленников был ранее холопом или крестьянином, а мешать росту город­ского населения, конечно, не входило в интересы князя.
Михаил Тихомиров. «Древняя Москва»
Беглые холопы оседали на посаде. Со временем они находили работу, осваивали ремесло, становились кузнецами, гончарами, плотниками. Или же пополняли ряды нищих, просили милостыню и жили на подаяния — неимущих в городах звали сиротами или убогими.

Почетные горожане

Еще одно многочисленное сословие средневекового города — духовенство. В больших городах было много церквей, порой их количество доходило до нескольких десятков. Во время пожаров и вражеских набегов в каменных храмах хранили ценные товары, провизию и городские реликвии. Как отмечает историк Михаил Тихомиров, горожане на строительство таких церквей собирали большие деньги, в том числе потому, что видели в них убежище от огня и грабежа.
В каждом храме был свой штат: священники, дьяконы, пономари, другие служители, а также их семьи. При крупных соборах находились библиотеки, в которых работали писцы. Как правило, церковные люди жили неподалеку, несколько дворов составляли небольшую слободу.
Уважаемыми горожанами считались купцы, особенно те, кто торговал с дальними странами. Они объединялись в группы, которые имели вес и в политике: к их мнению прислушивались даже князья. К тому же торговцы порой тоже сражались и участвовали в ополчениях — ведь они владели доспехами и оружием и умели защитить себя и свои товары в поездках по далеким странам.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна