Альфред Парланд

Годы жизни: 12 декабря 1842 - 1919
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Альфред Парланд занимался строительством и реставрацией храмов и соборов не только в Петербурге, но и в Пскове, Смоленске, Новгороде. 24 года архитектор потратил на возведение собора Спас на Крови — одного из символов Санкт-Петербурга.

Медалист Академии художеств

Альфред Парланд родился 12 декабря 1842 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника VI класса Александра Парланда. Дед Альфреда прибыл в Россию из Шотландии и был преподавателем при дворе Павла I
 — учил английскому языку будущего императора Александра I
. Отец архитектора, Александр, сделал в России блестящую карьеру в сфере торговли и был богатым судовладельцем. Но его процветающий бизнес сгубила Крымская кампания, в которой он потерял все парусные корабли. Мать Альфреда была дочерью владельца фабрики из Штутгарта.
Маленький Альфред поступил в 4-ю Ларинскую гимназию на шестой линии Васильевского острова. Позже он перешел в Штутгартскую Политехническую школу. В 1863 году будущего зодчего приняли в Императорскую Академию художеств
на архитектурное отделение. Во время обучения он принимал участие в разных конкурсах и выступал весьма успешно. В 1865 году Парланд разработал проект русского скотного двора для Всемирной выставки в Париже и получил за него Малую серебряную медаль. Через год — уже Большую серебряную медаль за проект народного театра вместимостью 2000 человек. В 1869 году Альфред представил проект главной железнодорожной станции в Санкт-Петербурге, который отметили наконец золотой медалью. Академию художеств Парланд закончил с Большой золотой медалью за дипломную работу — проект православной церкви. Благодаря этой награде в 1872 году он стал пансионером Академии художеств и получил возможность стажироваться за границей. Но Парланд был вынужден отказаться от поездки: его сестра осталась вдовой с пятью маленькими детьми, и Альфред взял племянниц на воспитание и содержание. Парланд брал частные заказы, разрабатывал проекты храмов для дворянских имений в провинции, чтобы заработать любые деньги для большой семьи. Также Парланд начал работать в Техническом комитете Министерства внутренних дел, где контролировал строительство храмовых зданий, занимался проектами православных храмов в усадьбах под Псковом, Новгородом, Смоленском. Занимался он и строительством церкви Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге.
В 1872–1874 годах, сразу после выпуска из Академии, Парланд работал под руководством главного архитектора Петергофа — Николая Бенуа
. В Петергофе юный зодчий построил богадельню, проектировал здания в Стрельне.

Путешествие из Петербурга в Европу

В 1875 году Парланд наконец-то сумел воспользоваться своим законным правом на обучение за границей. Он провел пять лет, путешествуя по Германии, Англии, Италии, Франции, побывал на родине деда в Шотландии. Из поездки, помимо бесценного опыта, он привез отчет «К истории античной архитектуры, декорации в Италии». Он до сих пор хранится в архиве Академии художеств. Вернуться из поездки Парланд должен был 1 мая 1880 года, но в 1879 году он написал ходатайство на имя президента Академии с просьбой продлить его пребывание в Европе еще на год. Просьбу рассмотрели и одобрили, но осенью 1880 года Парланд вернулся в Россию из-за смерти отца.
Вернувшись в Санкт-Петербург, Парланд представил чертежи и рисунки, созданные в поездке, и получил звание академика Императорской Академии художеств. Оно дало архитектору право преподавать, и Парланд начал заниматься со студентами Академии, работать на кафедре акварельного рисунка в училище барона Штиглица. В 1892 году он получил более высокую степень — профессора. В течение десяти лет Парланд читал лекции о древнеримской и древнегреческой архитектуре.
Храм Спаса на Крови. Фотография: Александр Макаров / фотобанк «Лори»
Храм Спаса на Крови. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Храм Спаса на Крови. Фотография: Baturina Yuliya / фотобанк «Лори»

Долгая история Спаса на Крови

Первого марта 1881 года император Александр II
возвращался из Манежа в Зимний дворец
по набережной Екатерининского канала, когда Николай Рысаков, террорист-народоволец, бросил бомбу под колеса кареты. Раздался взрыв, но император не пострадал. Он отказался уехать в сопровождении охраны — хотел увидеть преступника и узнать, что с ранеными. Когда император вышел из кареты, прогремел второй взрыв: бомбу под ноги императору бросил террорист Игнатий Гриневицкий. В тот же день Александр II скончался в Зимнем дворце.
На следующий день после трагедии, 2 марта, Городская дума направила вступившему на трон императору Александру III
письмо: «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Проект разработал архитектор Леонтий Бенуа. Часовню возвели буквально за месяц — она была освящена уже 17 апреля. Однако Александр III пожелал видеть на этом месте церковь.
Был объявлен конкурс на лучший проект нового храма в память об Александре II. 31 декабря 1881 года на суд специальной комиссии представили 26 анонимных проектов. Конкуренция была серьезной, ведь среди авторов были Леонтий Бенуа, Виктор Шретер, Иван Богомолов
и другие талантливые архитекторы. Лучшим признали проект Антония Томишко под патриотичным названием «Отцу Отечества». Вот только мнение Александра III с мнением комиссии не совпало. Ему нужен был проект храма в древнерусском стиле, который напоминал бы церкви XVII века, какие возводили в Ярославле и в Москве.
Пришлось объявить второй тур. 28 апреля 1882 года комиссия вновь приступила к оценке, на этот раз уже 31 проекта. И уже на этот конкурс Альфред Парланд отправил проект «Старина», разработанный в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни
 — архимандритом Игнатием (в миру Иваном Малышевым). Архимандрит был талантливым художником, в свое время учился в Академии художеств у Карла Брюллова
.
Александр III их проект принял, но работа над чертежами «исконно русской» церкви продолжалась почти пять лет. От замыслов архимандрита Игнатия мало что осталось, соавтором Парланда оказался уже сам Александр III, который постоянно вносил правки. В итоге окончательный проект храма Воскресения Христова, более известного как Спас на Крови
, был утвержден только 1 мая 1887 года.
Александр III хотел, чтобы участок набережной, где был убит его отец, оказался внутри храма и был вынесен в отдельный придел. К тому времени как началось возведение собора, фрагменты мостовой и чугунной ограды канала поместили в построенную ранее часовню на временное хранение. Причем саму часовню на тот момент уже давно перенесли с набережной на Конюшенную площадь.
Храм Спаса на Крови – вид крупным планом. Фотография: Зезелина Марина / фотобанк «Лори»
Храм Спаса на Крови. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Храм Спаса на Крови – архитектурные детали и художественные элементы фасада. Фотография: Зезелина Марина / фотобанк «Лори»

Строительство в четверть века

Первой и самой глобальной проблемой, с которой столкнулся Парланд, было расположение здания. Как возвести храм не то что на набережной — над самой водой? Передвинуть здание было нельзя — в этом случае тот самый участок набережной не оказался бы под сводами собора. Зодчий принял единственное возможное решение: изменить для этого береговую линию канала. Новая набережная оказалась как бы выдвинута в воду на целых восемь метров, и так под храмом появилась бетонная «подушка», на которую встал фундамент будущего здания.
На возведение здания из государственного бюджета выделили по тем временам колоссальную сумму — 3 миллиона 600 тысяч серебром. Еще миллион добавила царская семья. Недостающая сумма набралась из пожертвований: жители Петербурга несли в храм старинные иконы и деньги на строительство. Кавалергардский полк подарил будущей церкви серебряные лампады Фаберже
.
Лучшие материалы для строительства везли со всей страны — и не только. Стены храма были облицованы гранитом с острова Валаам
. Наличники выполнили из эстляндского мрамора. Внутри собора Парланд воссоздал участок мостовой, на которой был смертельно ранен император: над камнями набережной поднялась сень (в церковной архитектуре — навес над алтарем), поддерживаемая яшмовыми колоннами — тоже подарком императорской семьи. Эскизы иконостаса выполнил сам Парланд, а вырезали его итальянские мастера в Генуе, считавшиеся лучшими в мире. Оттуда же привезли уникальный цветной пол, мозаику из множества сортов итальянского мрамора. Орнаменты из камня набирали по чертежам Парланда.
Когда пришло время для оформления интерьеров, архитектор решил покрыть все пространство мозаикой, помня о неудачном опыте росписи Исаакиевского собора
. Тот еще не был достроен, а живопись уже начала гибнуть от сырости. Архитектурная комиссия зодчего поддержала — и была права: мозаика прослужила долго, даже несмотря на то, что собор стоял практически на воде.
Парланд хотел, чтобы все мозаичные панно в соборе были набраны по эскизам Виктора Васнецова
. Но в это время художник был занят росписью Владимирского собора в Киеве. К тому же Парланд понимал, что расписать пространство в 7 тысяч квадратных метров одному живописцу не под силу. Над оформлением работали 32 художника, включая самого Васнецова. За вдохновением Альфред и его товарищ, художник Андрей Рябушкин, отправились на целое лето в поездку по Ярославской области, где еще сохранились образцы древнерусской архитектуры. Образ Спасителя с западной стороны собора, указывающий на место, где погиб Александр II, создали по рисунку самого Парланда. Так — с открытыми глазами — лик Христа писали только мастера-богомазы на Руси. Чугунную ограду вокруг собора со стороны Михайловского сада
тоже отлили по рисункам Парланда.
Об освящении Спаса на Крови говорила вся столица, писали все газеты. На реализацию главного в своей жизни проекта Альфред Парланд потратил 24 года. 19 августа 1907 года к набережной причалила императорская яхта «Александрия», в полдень император Николай II
вошел в храм, и началась первая литургия.
После завершения работы над собором Альфред Парланд участвовал в реставрации Казанского собора
и Меншиковского дворца
. Его главное детище — Спас на Крови — пережило многое: в нем располагались и овощехранилище, и морг во время блокады Ленинграда
, и склад декораций Малого оперного театра
. Но Альфред Парланд этого уже не увидел: архитектор скончался в Петрограде в 1919 году, точная дата его смерти неизвестна.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна