Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Сергей Лемешев

Сергей Лемешев

Сергей Лемешев — выходец из бедной крестьянской семьи — уже к 30 годам стал известен всей стране. Долгие годы он выступал на сцене Большого театра со своей любимой ролью — партией Ленского из «Евгения Онегина». Тенор исполнил ее более 500 раз.

40 ВЕРСТ ПЕШКОМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ АРИЮ ЛЕНСКОГО

Сергей Лемешев родился в селе Старое Князево Тверской губернии в бедной крестьянской семье. У обоих его родителей — Якова Лемешева и Акулины Шкаликовой — были красивые, звучные голоса. Мать Лемешева пела в церковном хоре и считалась лучшей певицей в деревне.

Сергей рано остался без отца: ему еще не было и 10 лет, когда глава семьи скончался от чахотки. В 1914 году Лемешев окончил 4-й класс церковно-приходской школы и вместе с дядей отправился в Санкт-Петербург — обучаться сапожному делу. Но после начала Октябрьской революции вернулся в родную деревню и поступил вместе с братом Алексеем в местную художественно-ремесленную школу. Однажды ее директор Николай Квашнин услышал, как Сергей Лемешев пел. Он пригласил мальчика в гости и познакомил со своей женой, Евгенией Квашиной. У той было консерваторское образование, и она предложила учить Лемешева певческому мастерству и нотной грамоте. Именно в ремесленной школе Квашнина юный певец выучил арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», которая спустя годы стала его визитной карточкой.

Зимой 1919 года Лемешев пешком отправился в Тверь — за 40 верст. Он хотел выступать в центральном городском клубе самодеятельности. Руководитель клуба Николай Сидельников прослушал весь репертуар молодого певца: русские песни, арии Ленского, Надира и Левко. Сергей Лемешев выступил в клубе в первый же свой вечер в Твери. Его концерт так понравился публике, что молодого певца долго не отпускали со сцены. Однако на работу Лемешева не взяли, и ему пришлось отправиться домой.

Через полгода он вернулся в Тверь, но уже для того, чтобы поступить в кавалерийское училище. Параллельно Сергей Лемешев полтора года учился в музыкальной школе у Сидельникова — за это время они стали близкими друзьями. Частные уроки у Николая Сидельникова певец брал еще долго, даже когда стал знаменит.

СТУДЕНТ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ И УЧЕНИК СТАНИСЛАВСКОГО


Через полтора года, в 1921 году, Лемешев поехал поступать в Московскую консерваторию. Молодому певцу удалось стать студентом, хотя конкурс был огромный — на 25 мест подали более 500 заявок. В консерватории Лемешев попал в класс Назария Райского, известного вокального педагога.

«Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось столь мудрено, что и осилить-то почти невозможно. Я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык. И все же я был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете».

Сергей Лемешев


Сергей Лемешев не только занимался в классе Райского, который развивал его технику, но брал уроки у других педагогов — супругов Соколовых, Надежды Кардян, Людмилы Звягиной. Своим вторым университетом певец считал Большой театр. Там он услышал выступление Федора Шаляпина и Леонида Собинова, которого особенно любил: «У Леонида Витальевича Собинова была своеобразная, одному ему присущая манера образования звука. <...> И это придавало особое очарование его пению».

Первый сольный концерт Сергея Лемешева прошел в 1924 году на сцене Российского института театрального искусства. За него певец получил внушительный по тому времени гонорар — 175 рублей, на который он построил для матери и брата новую избу.

В этом же году Лемешева приняли в оперную студию Константина Станиславского.

«Под непосредственным руководством великого мастера русской сцены я приступил к изучению своей первой роли — Ленского. <...> Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта».

Сергей Лемешев


«АРТИСТ, ОЗАРЯЮЩИЙ СЧАСТЬЕМ»


В 1925 году Лемешев окончил консерваторию. На выпускном экзамене он пел две партии — Водемона из оперы Петра Чайковского «Иоланта» и Ленского. Вскоре певца пригласили в Свердловский оперный театр имени Анатолия Луначарского (сегодня — Екатеринбургский театр оперы и балета). Директор обещал молодому исполнителю главные роли, и Сергей Лемешев согласился. В Свердловске он проработал около года, затем два сезона солировал в Русской опере в Харбине, а в 1929–1931 годах пел в Тифлисском театре оперы и балета. Здесь его услышал оперный певец Александр Пирогов, он посоветовал молодому певцу попробовать свои силы в Большом театре.

В 1931 году Лемешев дебютировал на сцене Большого в роли Царя Берендея в опере «Снегурочка». После этого выступления его зачислили в труппу.

«Есть только один [артист], которого я особенно люблю — и не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем! Это — Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны».

Борис Хайкин, дирижер Большого театра


Долгие годы певец был одним из ведущих теноров Большого театра. За это время Лемешев исполнил множество партий: герцога в «Риголетто», Ромео в «Ромео и Джульетте», Фауста, Левко в «Майской ночи». Но коронной ролью певца оставалась партия Ленского в «Евгении Онегине» — за свою жизнь он исполнил ее 501 раз.

«Ленский целиком заполнил мою жизнь. Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества».

Сергей Лемешев


В 1939 году певец первый и последний раз снялся в кино. Он сыграл шофера Петю Говоркова в фильме «Музыкальная история». Несмотря на успех фильма, Сергей Лемешев на экране больше не появлялся. О съемках в кино он говорил: «На экране — не в театре, здесь ничего не исправишь».

КОНЦЕРТЫ С ОДНИМ ЛЕГКИМ

С началом Великой Отечественной войны основной состав Большого театра эвакуировали в Куйбышев, однако Лемешев, Сергей Обухов, Елена Катульская и Елена Степанова остались в Москве. Театр работал даже во время войны. Пока на сцене Ленский стрелялся с Онегиным, в небе разворачивалась своя дуэль — между советскими летчиками и немецкими бомбардировщиками. Генерал Иван Журавлев говорил Лемешеву: «Как это хорошо, что вы остались! Сейчас так важно, чтобы Большой театр работал. Ведь это символ нашего города. Символ непобедимости».

В октябре 1941 года Сергей Лемешев сильно простудился, у него началось воспаление легких. Болезнь прогрессировала, поэтому врачам пришлось «отключить» правое легкое. Лемешеву больше нельзя было петь, однако он упорно разрабатывал голос, и со временем врачи разрешили выходить на сцену.

«Поначалу я не мог петь, задыхался — ведь работало одно легкое. Врачи разрешили одно-два выступления в месяц, однако я приспособился и пел три-четыре спектакля в месяц до 1948 года».

Сергей Лемешев


К 1957 году Лемешев перестал гастролировать, но периодически возвращался на сцену Большого театра — вплоть до 1965 года. Он посвятил себя режиссуре и педагогике: руководил кафедрой оперной подготовки и кафедрой сольного пения в Московской консерватории, а также вел передачи на Всесоюзном радио и был руководителем его вокальной труппы.

В 1972 году певец дал юбилейный концерт. Несмотря на жару, больные легкие и недавний инфаркт, Лемешев в последний, 501-й раз исполнил свою любимую роль — партию Ленского. Зал аплодировал ему стоя.

Сергей Лемешев умер 26 июня 1977 года. Похоронили оперного певца на Новодевичьем кладбище.

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть