Армен Джигарханян

Годы жизни: 03 октября 1935 - 14 ноября 2020
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра, Театральный режиссер, Педагог
Содержание
Армен Джигарханян — советский и российский актер. Он с детства мечтал стать артистом и, хотя его не взяли в ГИТИС
, все-таки окончил театральный институт в Ереване и стал играть на сцене и в кино. За свою карьеру актер воплотил более 250 ролей, играл комических и лирических персонажей, злодеев и опасных бандитов, мудрых стариков и молодых ученых. А еще — преподавал во Всероссийском государственном институте кинематографии
и стал художественным руководителем, директором и президентом театра
, который носил его имя.

Актер из Армении

Армен Джигарханян в роли Захара Манагарова в художественном фильме Виктора Соколова «Здесь наш дом». 1973 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Василий Карячкин. Шарж на актера Армена Джигарханяна. 1966–1990. Государственный центральный музей кино, Москва
Армен Джигарханян в роли Хлудова в спектакле Андрея Гончарова «Бег». Театр им. В. Маяковского, Москва, 1978 год. Фотография: Виктор Великжанин и Людмила Пахомова / Фотохроника ТАСС
Армен Джигарханян родился в 1935 году в Ереване. Родной отец ушел из семьи, когда ребенку было несколько месяцев, мальчика воспитывали мать и отчим. Детство пришлось на военные годы
, семья жила в маленькой комнате. Одно из ярких воспоминаний будущего артиста — как плакала мама, когда потеряла хлебные карточки.
В семье говорили на русском языке, и Джигарханян пошел в ереванскую русскоязычную школу. С детских лет он хотел стать актером, о выборе профессии вспоминал:
Все очень просто. Я никогда не хотел быть никем другим. В моей семье не было никого близкого к искусству — ни со стороны отца, ни со стороны матери. Но после школы, не раздумывая, пошел в Ереванский театральный институт. Причем выбор мой был абсолютно четкий — быть именно актером, а не кинорежиссером, например…

Стихов на елке не читал, в школьной самодеятельности участия не принимал… Но все-таки вопреки этим классическим представлениям о том, что приводит человека на сцену, я стал артистом.
Армен Джигарханян. Из книги Левона Григоряна «Армен Джигарханян»
В 1953 году он окончил школу и собрался поступать в театральный вуз. Знакомые и учителя отговаривали Джигарханяна: профессия артиста считалась легкомысленной — ему советовали выбрать для учебы техническое направление. Вопреки советам будущий актер отправился в Москву — поступать в Государственный институт театрального искусства
на актерский факультет. На собеседовании комиссию смутил армянский акцент абитуриента, и его не приняли. Армен Джигарханян вернулся в Ереван, но мысли о карьере актера не оставил. Он устроился на киностудию «Арменфильм» осветителем, затем — ассистентом оператора. Параллельно готовился поступать в Ереванский художественно-театральный институт.
В 1954 году Армен Джигарханян попал на курс режиссера и драматурга Армена Гулакяна. Уже спустя несколько месяцев после начала учебы начинающий артист выступал на сцене Русского драматического театра им. К. Станиславского в Ереване, он подменял одного из актеров. Главным режиссером театра был сам Гулакян, так что студент без проблем совмещал занятия в институте и работу в театре. На втором курсе он вошел в постоянный состав труппы. В Русском театре Джигарханян служил 10 лет. На его сцене артист сыграл около 30 ролей, среди них Актер в пьесе «На дне»
Максима Горького
и Кудряш в «Грозе»
Александра Островского
.
Когда-то мой учитель Армен Гулакян определял задачу актера в каждой роли так: найти в ней загадку и не очень ее разгадывать. Человек без загадки — неинтересен.
Армен Джигарханян. Из книги Левона Григоряна «Армен Джигарханян»

«Я люблю сниматься»: кинороли Армена Джигарханяна

Армен Джигарханян в роли главаря банды «Черная кошка» по кличке Горбатый в многосерийном телевизионном фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Армен Джигарханян в роли Артема Манвеляна и Маргарита Терехова в роли Тани в художественном фильме Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!» (1965)
Армен Джигарханян (в центре) в роли штабс-капитана Петра Овечкина в художественном фильме 	Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968)
Во второй половине 1950-х артист стал сниматься в фильмах. В 1960 году вышел фильм «Обвал» киностудии «Арменфильм» о строительстве туннеля в горах, в котором Армен Джигарханян сыграл небольшую роль. Популярность у публики пришла к актеру после того, как на экраны вышла военная драма «Здравствуй, это я!» режиссера Фрунзе Довлатяна. В картине Джигарханян сыграл молодого ученого, физика-ядерщика, у которого во время войны погибла любимая девушка. Он снимался вместе с Роланом Быковым
, Натальей Фатеевой
и Маргаритой Тереховой
. Лента участвовала в программе кинофестиваля в Каннах
.
В 1967 году на экраны вышел фильм «Треугольник» — история о подростке, которого воспитывают пятеро кузнецов. В ленте актер воплотил образ пожилого кузнеца Мукуча, который работал на старой кузнице вместе с бригадой. В фильме он предстал с усами, которые позже стали характерной чертой его облика в кино. Вместе с Джигарханяном в ленте снимался актер театра и кино Фрунзик Мкртчян
.
Картины с участием актера выходили почти каждый год. В музыкальной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» он сыграл судью Криггса, ухажера донны Розы. В ленте «Тегеран-43» — киллера Ришара. В телефильме «Место встречи изменить нельзя», который снял Станислав Говорухин
, воплотил образ мрачного и опасного главаря банды «Черная кошка» по кличке Горбатый, который без сомнений «отправляет на небо» своих жертв. Его фраза «Есть у нас сомнения, что ты, мил человек, стукачок» ушла в народ.
Я люблю сниматься… и хочу сниматься. Не могу понять упреки типа «этот актер снимается слишком часто». Почему балерину все хвалят за то, что она по многу часов, с самого утра, стоит у станка и совершенствует свое мастерство. Тут каждому ясно, что длительные паузы для балерины смерти подобны: она должна танцевать ежедневно. В отношении кино почему-то торжествует прямо противоположная точка зрения: считается хорошим тоном, если актер снимается редко…
Армен Джигарханян. Из книги Анри Вартанова «Армен Джигарханян»
В фильме «Новые приключения неуловимых» киностудии «Мосфильм»
Джигарханян исполнил роль штабс-капитана Петра Овечкина. Действие ленты разворачивается во время Гражданской войны
в 1920-е годы. Главные герои — четверо смелых подростков, которые отправились в занятый белыми Крым, чтобы помочь Красной армии захватить полуостров. Овечкин — персонаж из лагеря белых, и ребята пытались его завербовать.
Также артист озвучивал мультфильмы: он подарил свой голос пирату Сильвестру из «Острова сокровищ» и волку в анимации «Жил-был пес»
. Когда актера пригласили в студию, выяснилось, что образ волка не подходит к его голосу, и персонажа полностью перерисовали. Реплики героя «Шо, опять?» и «Щас спою» стали крылатыми фразами.

Театральные сцены столицы

Слева направо: Татьяна Доронина в роли Маргарет, Армен Джигарханян в роли Большого Па и Светлана Немоляева в роли Мэй в спектакле Андрея Гончарова «Кошка на раскаленной крыше». Театр имени Вл. Маяковского, Москва, 1982 год. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС
Армен Джигарханян в роли Сократа в спектакле Андрея Гончарова «Беседы с Сократом». Театр имени Вл. Маяковского, Москва, 1975 год. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС
Армен Джигарханян в роли Стенли Ковальского и Светлана Немоляева в роли Бланш Дюбуа в спектакле Андрея Гончарова «Трамвай «Желание». Театр имени Вл. Маяковского, Москва, 1971 год. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС
В 1967 году режиссер Анатолий Эфрос
пригласил артиста в Московский театр имени Ленинского комсомола
. Джигарханян переехал из Еревана в Москву. Он играл в пяти спектаклях, в том числе исполнил роль Мольера в постановке по одноименному произведению Михаила Булгакова
. Но после того, как Эфрос покинул должность главного режиссера, Джигарханян перешел в труппу Театра имени Владимира Маяковского
, где проработал больше 20 лет.
В Театре Маяковского он стал одним из ведущих актеров. Играл в постановке
по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше», в которой исполнил роль главы семейства «Большого Па». В спектакле «Трамвай «Желание» артист исполнил главную мужскую роль — он воплотил образ продавца автозапчастей Стэнли Ковальски. По сюжету Ковальски жил в Новом Орлеане вместе с беременной женой, когда к ним приехала сестра супруги — Бланш. Он сначала отнесся к гостье настороженно, а затем враждебно, ее приезд стал поводом для ссор между супругами.
Актеру, который до этой роли играл в основном положительных персонажей, пришлось попробовать себя в новом амплуа — воссоздать противоречивый, грубоватый и вспыльчивый характер Ковальски. Главную женскую роль — Бланш — исполнила Светлана Немоляева
. Спектакль имел успех у публики, с этим актерским составом он шел в Театре Маяковского больше 20 лет.
Другая знаковая роль артиста — Сократ в постановке «Беседы с Сократом» по одноименной пьесе Эдварда Радзинского. Его поставил режиссер Андрей Гончаров, премьера прошла в 1975 году. На сцене установили лестницу-амфитеатр, действо сопровождал хор — так Гончаров стремился передать атмосферу античного театра. Джигарханян воплотил образ философа, веселого и мудрого, он выходил на сцену в старой ветхой тунике.
В другой пьесе Радзинского — «Театр времен Нерона и Сенеки» — актер сыграл жестокого и кровожадного императора Нерона. По сюжету произведения к Нерону привели его учителя Сенеку, которого обвиняли в заговоре против правителя. Артист передал образ человека, который истово увлечен и искусством, и насилием.
В 1990-е Джигарханян преподавал во ВГИКе
. Выпускники учебного заведения вошли в труппу «Театра «Д», позднее он стал называться Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна
. Артист работал художественным руководителем театра, в 2000-х — директором, и до самой смерти был его президентом.
Актер сам играл на сцене, первой его постановкой стал моноспектакль по пьесе Сэмюэля Беккета «Последняя лента Крэппа». Эта пьеса — воспоминания и размышления уставшего от жизни старика. Он всю жизнь записывал свои аудиодневники на магнитофонные ленты, а теперь слушает записи своего голоса из прошлого. Во время представления на сцене Джигарханян находился один. Чтобы ярче передать образ разочаровавшегося старика, артист даже снимал свои зубные протезы. О своем персонаже он говорил: «Я играю его без зубов».

Личная жизнь актера и его последние годы

Армен Джигарханян перед церемонией вручения Международной театральной премии имени Станиславского. Москва, 2010 год. Фотография: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС
Армен Джигарханян в роли Батура в многосерийном телевизионном фильме Александра Мохова и Антона Гойды «Последний янычар» (2014)
Армен Джигарханян во время сбора труппы театра «Ленком». Москва, 2002 год. Фотография: Константин Кижель / ИТАР-ТАСС
Армен Джигарханян был трижды женат. С первой супругой Аллой Ванновской он познакомился в Ереване, она работала актрисой в Русском драматическом театре. У них родилась дочь Елена. Пара распалась, а после ранней смерти Ванновской артист забрал дочь к себе. Со второй женой, актрисой Татьяной Власовой, Джигарханян прожил в браке почти 50 лет: они поженились в 1967 году, а развелись в 2015-м. Третьей женой стала пианистка Виталина Цымбалюк-Романовская, брак продлился около двух лет.
В последние годы жизни актер продолжал сниматься в кино, чаще всего он появлялся на экране в эпизодических ролях. За свою карьеру он исполнил более 250 ролей. Среди последних работ — исторический сериал «Последний янычар» и комедия «12 месяцев», озвучивание мультфильмов «Богатырша» и «Савва. Сердце воина». Артист участвовал в дубляже, в России его голосом говорит главный герой мультфильма «Вверх» Карл Фредриксен и персонаж Док Хадсон из трилогии «Тачки».
Армен Джигарханян умер в Москве в ноябре 2020 года в возрасте 85 лет, артист похоронен на Ваганьковском кладбище. В 2021 году на его могиле установили памятник, на котором фигура актера восседает на театральных подмостках.
Фильмы
Спектакли
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна