«В том, что русское кино редко смотрят, виноваты и мы»

Мы встретились с актером Евгением Цыгановым еще до того, как в Москве ввели режим самоизоляции, — и поговорили о том, почему он играет в разных театрах, зачем ему своя музыкальная группа и что такое быть взрослым.
Актер и режиссер Евгений Цыганов
Актер и режиссер Евгений Цыганов
— О вашей роли в недавней премьере «Пинтер для всех/Легкая боль//» в театре «Около дома Станиславского», критик написал: «Цыганов, играя старика, как будто обнуляется и заново ищет собственную природу». Это действительно так?
— Ну, это просто слова… В этом спектакле я играю и старика, и в то же время не старика. Это для меня не новый опыт, я играю старика в «Безумной из Шайо» в «Мастерской Фоменко». Там у меня старческий грим, седина и так далее. В «Легкой боли» мы отказались от грима, хотя были мысли что-то обозначить, но мы поняли, что он не нужен. Можно было, в принципе, и возраст не играть, но тогда совсем непонятно, что это за история. Сегодня тема смерти и страха смерти, затронутая в этом спектакле, волнует, как никогда.
— Почему вы уже второй сезон играете в театре «Около» в спектаклях Юрия Погребничко?
— В жизни многое определяют какие-то совпадения, стечение обстоятельств. Я не был лично знаком с Юрием Николаевичем Погребничко, но был знаком с его творчеством и театром «Около». Ходил на спектакли еще со школьных времен, знал о тренингах Алексея Левинского по биомеханике. В «Легкой боли» есть фраза: «Я уже много лет изучаю структуру пространства и времени». Пространство вокруг театра «Около» как-то связано с моей жизнью. Неподалеку ГИТИС. Не буду предаваться ностальгическим воспоминаниям, где тут покупали портвейн, и сокрушаться, что убрали «Рюмочную». Но для меня это пространство имеет значение, и театр «Около» связан с важным для меня временным отрезком двадцатилетней, если не больше, давности. Юрий Николаевич подобные путешествия исследует. Общаясь с Погребничко, я нахожу в нем что-то сродни моему мастеру, Петру Наумовичу Фоменко. Петр Наумович говорил: «Сейчас везде есть курсы скорочтения — интересно, есть где-нибудь курсы, где учат читать медленно?» Юрий Николаевич умеет так же медленно читать текст, вчитываясь в каждую букву.
Сцена из спектакля Кирилла Пирогова «Чайка» (2020)
Сцена из спектакля Кирилла Пирогова «Чайка» (2020)
— В «Мастерской Фоменко» вы тоже встретились с новым режиссером. Чем интересен для вас проект Дмитрия Крымова с рабочим названием «Дон Жуан. Игра в оперу», который он репетирует в «Мастерской»? Как работается с Крымовым?
— Спектакли Дмитрия Анатольевича, которые я видел (а я видел далеко не все), приводили меня в какой-то детский восторг. Узнав, что Крымов будет ставить в «Мастерской Фоменко», я обрадовался за театр, вне зависимости от того, буду я участвовать в постановке или нет. Когда он меня позвал, я подумал: надо же, я только что всем рассказывал, какой замечательный спектакль «Сережа», и даже внутренне немного боялся какого-то разочарования… Среда, созданная Крымовым, для меня новое и загадочное пространство, там совсем нет чего-то привычного, на что можно опереться. Поэтому для меня, как для артиста, это новый и дико интересный опыт.
— «Чайка», поставленная Кириллом Пироговым в «Мастерской Фоменко», совсем не похожа на эксперимент: это классическая, традиционная постановка без экстремальных режиссерских находок. Почему вы решили сыграть в ней Тригорина?
— Как говорил Петр Наумович Фоменко: все находки — в бюро находок. Я видел разные постановки Чехова. Со временем забываются придумки, приемы, решения, остается только общее движение мысли, какие-то ощущения и сделанные для себя открытия. И я подумал, что сейчас нужна вот такая чистая работа, построенная исключительно на тексте Антона Павловича. Ну и, помимо прочего, у меня в этом спектакле замечательные партнеры.
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Бесприданница» (2020)
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Бесприданница» (2020)
— Не хотите сами что-нибудь поставить? С премьеры вашего спектакля «Олимпия» в «Мастерской Фоменко» прошло уже много времени.
— К сожалению или к счастью, репертуар «Мастерской Фоменко» разросся, сложно вписаться в него. Мы довольно редко играли «Олимпию», в том числе и по этой причине. Поставить что-то на стороне пока не получается: много работаю как актер. Только что разобрались с Пинтером, идут репетиции с Крымовым, намечается какое-то кино, у меня есть музыкальная группа.
— Раньше она называлась «Гренки», а теперь — «POKAPRЁT». Ее состав изменился? И где вы предпочитаете выступать?
— Да, изменился. В группу «POKAPRЁT» перекочевал фаготист из «Гренок» Андрей Муравкин и стал гитаристом. А так в «Гренках» играли шесть человек, в основном актеры и режиссеры, в группе «POKAPRЁT» сейчас четыре человека. И мы меньше занимаемся актерским представлением, а больше музыкой. Играем в основном в Москве и в Питере, где нашей дружественной площадкой со времен «Гренок» является клуб «Грибоедов». Были с концертами в Таллине, Казани, Германии. И для себя определили, что концерт, сыгранный в Кёльне, на сегодняшний день самый дерзкий.
Сцена из спектакля Петра Фоменко и Кирилла Пирогова «Безумная из Шайо» (2020)
Сцена из спектакля Петра Фоменко и Кирилла Пирогова «Безумная из Шайо» (2020)
— Дерзкий — это как?
— Знаете, когда играют концерты, обычно составляют плейлист, что после чего играть. Потом в какой-то момент ты перестаешь это делать и говоришь: «Давайте по настроению — что захотим, то и сыграем». А в Кёльне мы играли песни, которых у нас просто нет. Импровизировали, что-то сочиняли на ходу, джеймовали. Возникло общее настроение, которое имеет отношение к музыке, которой мы занимаемся, мощный энергетический выброс. Ради таких моментов, собственно говоря, мы и собрались. Мы это называем «пока прёт».
— Вы не раз снимались у одних и тех же режиссеров. Сыграли в трех фильмах Алексея Учителя, в двух фильмах и у Валерия Тодоровского, и у Андрея Эшпая. Что-то меняется в работе, когда спустя годы снова встречаешься с тем же режиссером?
— Ну да, мы же меняемся. Тодоровский в «Оттепели» и Тодоровский в «Одессе», Учитель в «Прогулке» и сейчас в фильме «47» — это разные режиссеры, как и Эшпай в «Детях Арбата» и в «Многоточии». Знаете, эти повторные сближения немножечко опасны. Мы же открылись, друг про друга что-то поняли, про характер каждого из нас. Нет, бывают, конечно, картины, после которых остается память, как здорово мы работали, и хочется повторить этот опыт. Но повторить все равно не получится. Все будет совершенно по-другому. Понятно, что все в идеале хотят снять что-то гениальное, заработать деньги и собрать все «ветви». Но, как говорил герой Боба Фосса в фильме «Весь этот джаз», кино — это такое сволочное дело…
Сцена из спектакля Федора Малышева «Души» (2020)
Сцена из спектакля Федора Малышева «Души» (2020)
— А теперь про отношения «режиссер — актер» вы можете рассказать уже и как режиссер, который с другой стороны камеры.
— Да. Я снял небольшой фильм под названием «Мятежный». 20-минутную черно-белую немую историю, такой оммаж кинематографу прошлого века, как он воспринимался мною с момента, когда я стал смотреть фильмы в Музее кино у Наума Ихильевича Клеймана. Кстати, подумал сейчас, что было бы здорово этот фильм посвятить Клейману.
— В «Мятежном» сыграли реальные метростроевцы, в фильме снимался ваш сын. Снимать непрофессионалов и детей сложнее, чем актеров?
— Приглашая сниматься непрофессиональных артистов, ты понимаешь, на что идешь. И когда собираешься снимать детей, должен понимать, что ребенок может и отказаться. Например, мой ребенок, когда нужно было его снимать, сказал: «Это не мое, папа, я понял» — и не пошел на площадку. И я не нашел никаких аргументов… Поэтому у меня в картине два бегающих мальчика превращаются в одного. Снимая кино в первый раз, чувствуешь себя как человек, который впервые ведет машину или встал на лыжи: он максимально собран, напрягает ненужные группы мышц и потом очень устает. Но это достаточно азартная история.
— А ваш сын отказался сниматься? Сколько ему лет?
— Тогда было восемь, сейчас девять. Он познакомился там с девочкой, они играли в компьютерные игры, и, видимо, он понял, что интереснее провести день с симпатичной девчонкой, а не бегать у папы на площадке в драной одежде и что-то там из себя изображать.
— Готовясь к интервью, пересматривала «Одессу» Тодоровского. Ощущение, что в фильме, где герои оказались в городе, закрытом из-за холеры на карантин, предсказано то, что может произойти сейчас.
— У меня не было возможности посмотреть этот фильм на премьере, я был на съемках. Читал отзывы, весьма и весьма обидные. Но, посмотрев «Одессу», понял, что это хорошее кино: важная тема, интересный киноязык и история прекрасно передана атмосферно и визуально. Я говорю это безотносительно, не потому, что снимался в «Одессе». Сегодня мы понимаем, что в картине есть предчувствие беды, которая охватила весь мир. Удивительно, но факт.
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня» (2020)
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня» (2020)
— Вы рассказывали, как на Венецианском кинофестивале зрители после просмотра фильма Соррентино аплодировали стоя. Будут ли в России так же воспринимать отечественные картины? Смотреть русские сериалы?
— Не думайте, что я брюзжу по поводу российской публики. Просто в тот вечер в Венеции была такая атмосфера. Я знаю, например, что после показа фильма Ани Меликян «Про любовь» на «Кинотавре» тоже были долгие овации. В том, что русское кино редко смотрят, виноваты и мы, те, кто это кино делает. Думаю, должен выйти десяток фильмов, которые зритель увидит и скажет: «Круто! Я такое кино люблю, его сняли вот наши ребята!» И захочет еще сходить.
Русские сериалы уже смотрят. Только не по телеку, а на онлайн-платформах, где работают толковые и смелые продюсеры. Сейчас авторские сериалы снимают и Борис Хлебников, и Пётр Буслов, и Гай Германика и многие другие. Сейчас мы начали снимать сериал для Ivi Original с Владимиром Щегольковым по его же сценарию, и мне этот сценарий очень нравится.
— Что было труднее всего, когда вы играли женщину в фильме «Человек, который удивил всех»? Что чувствуешь, играя женщину?
— А что чувствуешь, когда играешь ежика? Или коробок спичек? У Михаила Чехова есть фраза: для того, чтобы сыграть коробок спичек, на него просто надо очень долго смотреть (улыбается). Я понял, особенно когда снимали в ноябре в холода, как непросто актрисам бегать по лесу в платьишке и колготочках… Мальчикам теплее. И еще понял… Но это же не про мозги история.
— Вы часто выкладываете свои фотографии в инстаграме, ведете аккаунт в фейсбуке. Вам хочется это делать, или это одна из необходимых составляющих успеха и популярности?
— В аккаунте на фейсбуке я могу открыто высказать свое мнение, типа: «Все — негодяи». Его могут перепостить, написать: «Цыганов всех обвинил в том, что они негодяи». А могу только для друзей, тех, кого знаю лично, написать: «Ребята, у меня сегодня, между прочим, Соне 11 лет. Поздравляйте меня немедленно!» И друзья со всего мира отвечают: «Женька, привет! Обними от меня…» Что касается инстаграма, я довольно много путешествую и часто фотографирую. У меня в телефоне накапливаются десятки тысяч кадров. Думаете, я их буду когда-нибудь пересматривать? А так, если получилась интересная фотография, выкладываю ее. Аккаунт называется tsyganovpictures. И там я делюсь фотографиями, которые снял. Стараюсь не выкладывать фотографии из своей личной жизни, но, если получилась забавная или удачная картинка, могу поделиться ею. Иногда пишу в сториз: «Ребята, у нас тогда-то концерт». И у моих подписчиков есть возможность узнать, где и когда намечается концерт или какое-то мероприятие. В общем, в соцсетях есть и безусловная польза.
Актер и режиссер Евгений Цыганов
Актер и режиссер Евгений Цыганов
— И последний вопрос. Когда вы повзрослели? Когда заработали первые деньги, поступили в институт, получили профессию?
— Надеюсь, что я не повзрослел. У меня нет интереса взрослеть, это ребенку хочется поскорее стать взрослым. Что такое взрослый?
— Наверное, это человек, который берет на себя ответственность.
— Меня так воспитали родители, что я ответственность беру на себя и никуда ее не перекладываю. Но все-таки быть взрослым — это что-то другое. Боюсь ставить себя в один ряд с такими людьми, но думаю, что и к Крымову, и к Погребничко, и к Петру Наумовичу Фоменко понятие «взрослый» не относится.
Фотографии предоставлены пресс-службой театра «Мастерская П.Н. Фоменко»
Беседовала Ольга Романцова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна