Антонина Нежданова

Годы жизни: 16 июня 1873 - 26 июня 1950
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Исполнитель
Содержание
Антонина Нежданова пела на одной сцене с Энрико Карузо и Федором Шаляпиным; Бернард Шоу считал ее «лучшим творением природы», а Сергей Рахманинов посвятил ей свой знаменитый «Вокализ». Однако на заре своей карьеры она не раз слышала, что ей не стоит связывать жизнь с искусством.

Голос хороший, но петь не умеет

Детство Антонины Неждановой прошло под звуки музыки. Пели и ее родители, и приходящие в гости друзья, и крестьяне украинского села под Одессой, где она родилась. Пела и она сама. Сначала дома вторила колыбельным своей няни, а в семь лет уже солировала в сельском хоре, собирая восторженные отзывы соседей.
Во время обучения в женской гимназии в Одессе Нежданова параллельно посещала музыкальное училище, но по настоянию родителей бросила его, чтобы сосредоточиться на получении среднего образования.
Окончив гимназию, она получила место учительницы в Одесском девичьем училище. Нежданова мечтала профессионально заниматься музыкой, регулярно посещала театр, оперу, пела в гостях у друзей. Не всегда эти выступления доставляли ей радость: «Однажды на вечере у знакомых, где присутствовал один из приезжих столичных артистов, я спела какой-то романс и была страшно огорчена, услышав от артиста, что голос у меня хороший, но петь я не умею».
Антонина Нежданова могла бы проработать в этом училище всю жизнь, если бы не случайная поездка в Петербург. Ее хорошие знакомые ехали в столицу и предложили Неждановой присоединиться. Ради интереса там она выступила перед одной консерваторской преподавательницей, но та, как пишет в своих воспоминаниях Нежданова, «нашла мой голос небольшим по диапазону и по силе, учиться пению не советовала. <…> В конце концов, она дает совет продолжать работу в училище и петь, как умею, только для собственного удовольствия».
Одесские друзья посоветовали Неждановой не сдаваться и ехать в Москву, чтобы попробовать поступить в консерваторию. К сожалению, свободных мест в учебном заведении не было. Однако профессор Мазетти, знаменитый итальянский преподаватель, в виде исключения принял Нежданову в свой класс. «Это будет чаровница», — сказал он после прослушивания.

«Теперь это не одна Нежданова, а десять»

Многие исследователи творчества Антонины Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха. Когда Нежданова поступила в консерваторию, ее музыкальный диапазон был невелик, но благодаря ежедневным упражнениям с Мазетти она смогла его расширить. Ее педагог учил и бережному отношению к голосу. Хоть Нежданова и занималась ежедневно без выходных, петь она могла не более двух-трех часов в день, с обязательными перерывами между упражнениями. Как вспоминает Нежданова: «Благодаря настойчивости и усидчивой работе мне удалось сделать очень многое — в конце учебного года сказались большие успехи в моем пении. Голос мой окреп, повысился в тесситуре и увеличился в силе и объеме. Высокие ноты прибавлялись не сразу, а по одной-две ноты в течение года. К концу первого учебного года появилось у меня си. Второй и третий год я дошла до высокого ми, а когда я стала уже артисткой Большого театра
, появились у меня фа и фа-диез — предельные ноты для колоратурного сопрано, которые были необходимы для исполнения арии Царицы ночи из «Волшебной флейты».
Антонина Нежданова. Фотография: belcanto.ru
Умберто Мазетти
Антонина Нежданова
Услышав, как увеличился мой голос и в диапазоне, и в силе, какую я приобрела технику, все говорили: «Теперь это не одна Нежданова, а десять».
Она стала первой ученицей Консерватории, ей аккомпанировал тогда преподававший там Александр Скрябин
, который очень любил ее голос. Любил его и Сергей Рахманинов
. Позднее он посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нем нет слов, он сказал: «Ваш голос выразит все лучше, чем слова».
Антонина Нежданова. «Вокализ» (Сергей Рахманинов)
00:00

Примадонна Большого театра

В 1902 году Нежданова с золотой медалью окончила Консерваторию. Тогда же она попробовала получить место в Большом театре. На прослушивании Нежданова исполнила арию Антониды из «Ивана Сусанина»
. Несмотря на то что она очень понравилась дирекции театра, ей было отказано. Но вскоре она все же стала артисткой Большого. В театре неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды, про Нежданову вспомнили и попросили выручить. Зрители приняли молодую артистку очень хорошо, и она была приглашена в труппу. Первой ее партией стала Джильда в опере «Риголетто».
«Начало моей деятельности в Большом театре как артистки, таким образом, оказалось вполне удачным. Режиссеры театра стали часто меня назначать петь в опере «Иван Сусанин», кроме того, прибавились еще партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила»
, Джульетты в опере «Ромео и Джульетта». Во второй половине сезона 1902/03 года я пела в тех же спектаклях и учила партию Маргариты из оперы «Фауст»
.
Антонина Нежданова
Стоит заметить, что ради получения новых ролей Нежданова не изменяла своим принципам и не соглашалась на партии, которые были ей не по голосу, например Венеры в опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе».
Антонина Нежданова в образе Антониды из оперы «Иван Сусанин»
Антонина Нежданова в образе Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
Антонина Нежданова в образе Джильды из оперы «Риголетто»
Среди других исполненных ею партий на сцене Большого театра — Татьяна в «Евгении Онегине»
, Розина в «Севильском цирюльнике»
, Лакме в одноименной опере Делиба, Снегурочка в опере Римского-Корсакова
, Шамаханская царица в «Золотом петушке»
, Марфа в «Царской невесте»
. Последнюю она, как и многие критики и исследователи ее творчества, считала своей самой большой творческой удачей: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю ее моей лучшей, коронной ролью… На сцене я жила настоящей жизнью. Я глубоко и сознательно изучила весь облик Марфы, тщательно и всесторонне продумала каждое слово, каждую фразу и движение, прочувствовала всю роль от начала и до конца. Многие детали, характеризующие образ Марфы, появлялись уже на сцене во время действия, и каждый спектакль приносил что-нибудь новое».
На сцене Большого театра она в разное время выступала вместе с Леонидом Собиновым
, Федором Шаляпиным
, Петром Словцовым.
Нежданову активно приглашали выступать и на сцене других театров — миланского Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен-опера и многих других. Она отказывала всем, отдавая предпочтение работе в России. Лишь раз, в 1912 году, она выступила на сцене Гранд-опера в Париже, исполнив партию Джильды в «Риголетто». Ее партнерами на сцене были Энрико Карузо и Титта Руффо.

Голос, который полюбил Владимир Ильич

Революцию Нежданова встретила с энтузиазмом, хотя теперь в ее работе появились некоторые сложности: «Теперь нам, артистам, приходилось завоевывать любовь и популярность у нового слушателя, у нового зрителя. <…> Помню первые концерты в клубах для рабочих: слушать какую-нибудь арию из оперы, или романс, или монолог из драмы им часто было неинтересно. Как-то В.И. Качалов в одном из таких концертов в антракте спросил у кого-то из публики, нравится ли ему концерт, на что тот искренне, простосердечно ответил: «Ничего, терпим!» В концертах для рабочих я старалась петь по возможности простые произведения, но не раз замечала, что колоратурные вещи, пассажи, стаккато, трели вызывали смех; слушатели, не стесняясь, хохотали во время исполнения «арии с колокольчиками» из оперы «Лакме», вероятно, думая, что голосом выделываются какие-то акробатические фокусы специально, чтобы смешить. Только «Соловей» Алябьева вызывал восторг. <…> Я пела произведения Даргомыжского
, Глинки
, Варламова, Гурилева, из западных композиторов — Бетховена, Моцарта».
Антонина Нежданова в образе Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»
Антонина Нежданова в образе Волховы из оперы «Садко»
Антонина Нежданова в образе Виолетты из оперы «Травиата»
В числе поклонников таланта Неждановой были первые лица государства. «Берегите свое горлышко, свой голосок, его Владимир Ильич очень любил», — говорила ей Надежда Крупская.
В советское время она продолжала петь в Большом: исполнила партии Царевны Лебеди («Сказка о царе Салтане»
), Ольги («Русалка»), Параси («Сорочинская ярмарка»). Помимо оперных партий, Нежданова также исполняла камерные вокальные сочинения, народные песни. С 1936 года она стала преподавать, сначала в Оперной студии имени Станиславского, потом в Московской консерватории
. Нежданова написала книгу воспоминаний, где в том числе поделилась своими мыслями о вокальном искусстве.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна