Парфюмеры имперской России

В XIX веке отечественная парфюмерная продукция успешно конкурировала с ведущими европейскими производителями. Духами и одеколонами, произведенными в России, пользовались члены императорской семьи
, парфюмерия получала престижные награды на международных выставках. О том, кто создавал продукцию, известную миллионам людей в России и за границей, читайте в нашем материале.

Альфонсо Ралле и автор «Chanel №5»

Рекламный лист «Парфюмерные изделия А. Ралле и Ко». 1889. Ярославский художественный музей, Ярославль
Фабрика Альфонсо Ралле. Москва, 1867 год. Музейное объединение «Музей Москвы», Москва
Флакон духов «Chanel №5». Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, Чердынь, Пермский край
Родоначальником отечественного парфюмерного дела в России считается француз Альфонсо Ралле. В 1843 году он открыл в районе Бутырок небольшое производство по изготовлению свечей. Очень скоро Ралле накопил достаточный капитал, чтобы расшириться, — так производство скромных размеров стало парфюмерной фабрикой «А. Ралле и Ко». До этого времени в Российской империи не было масштабного производства парфюмерии.
Дело быстро разрасталось, и уже в 1855 году любой желающий мог зайти в фирменный магазин «А. Ралле и Ко» и купить духи, одеколоны, мыло, пудру для лица, помады для волос и губ. Весомым преимуществом товаров была их доступная цена — в сравнении с французскими. Компоненты для них доставлялись из Франции и Италии, а вот состав разрабатывался в России, тут же находилось и производство. Вскоре Ралле стал официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества, а затем двора шаха Персидского и князя Черногорского.
Альфонсо Ралле был главным «носом» своей фабрики — нередко он сам и создавал парфюмерные композиции. Например, именно Ралле придумал духи для морозной погоды «Парфюм де фурор»: пара капель таких духов, нанесенных на кожу или одежду в зимнее время, давали легкую хрустальную нотку. Они быстро стали популярными среди дам из высшего общества, которые сбрызгивали ими перчатки, меховые воротники и шляпы из зимнего гардероба.
В 1856 году у Альфонсо Ралле появилось два компаньона — фабрика превратилась в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Поскольку один из партнеров был владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, то туалетные воды, одеколоны и духи начали разливать в оригинальные флаконы. Благодаря изысканным бутылочкам, которые изящно смотрелись на дамских туалетных столиках, доходы товарищества возросли. В 1913 году капитал компании составлял два миллиона рублей, а в ее штат входило 1500 рабочих.
В 1857 году здоровье Альфонсо Ралле ухудшилось, и он перестал быть главой компании. Вскоре совет директоров возглавил русский полуфранцуз Эдуард Бо, а 1898 году сюда же пришел работать его сын — Эрнест Бо. Именно он в 1920 году создал формулу легендарных духов «Chanel №5» — уже во французской эмиграции. Он стал известным французским парфюмером, однако его дорога к парфюмерному Олимпу началась в Москве.

Адольф Сиу: конфеты, шоколад и парфюм

Шантеклер. Цесарка. Конфетная обертка. Кондитерская фабрика Товарищества «Сиу и Ко». 1908–1917 годы. Ярославский художественный музей, Ярославль
Календарь рекламный кондитерской компании «Сиу и Ко». 1897. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода», Александров, Владимирская область
Флакон духов «Свежее сено». 1930–1950 годы. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесский, Ярославская область
В середине XIX века в Москву приехал молодой француз Адольф Сиу — он устроился работать по контракту на одно из парфюмерных производств. В 1855 году Сиу накопил достаточно денег, чтобы открыть свое собственное дело — небольшую кондитерскую
. Дела быстро пошли в гору — уже через несколько лет пирожные, печенье, шоколад и торты от «Сиу и Ко» ели в лучших московских кофейнях и кафе. К тому времени контракт Сиу закончился, и появившийся капитал позволил ему открыть дело своей мечты — парфюмерное производство. Духи выпускались под той же «кондитерской» маркой «Сиу и Ко».
В отличие от большинства конкурентов, Сиу сосредоточился на выпуске элитной парфюмерии. При этом его ароматы могла позволить себе девушка даже со скромным достатком — принцип его коммерческой деятельности гласил: «Высокое качество — низкая цена». Более бюджетные духи отличались от элитных не качеством, а стоимостью упаковки: один и тот же аромат был закупорен либо во флакон из чеканного серебра, либо в скромный бутылек из стекла. К тому же он сделал ставку не на сладкие и удушающие ароматы, а на производство легких и холодных композиций. Такие духи выбирали элегантные женщины с тонким вкусом.
Яркий пример коммерчески успешного парфюма, покорившего сердца тысяч дам по всей стране, — духи «Снегурочка». Скромный и звонкий запах был воплощением молодости и чистоты. Но настоящая парфюмерная сенсация произошла, когда торговый дом «Сиу и Ко» выпустил аромат «Свежее сено». Его композиция раскрывалась нотами свежескошенной травы и полевых цветов.
К началу XX века парфюмерное производство «Сиу и Ко» достигло своего расцвета: на тот момент торговый дом производил более 120 разновидностей духов и 40 видов одеколона. Компания также выпускала подарочные наборы, в которые, помимо флакона с духами, входил одеколон, кусочек мыла и пудра. И все они были с одинаковым ароматом. Обороты фабрики (включая кондитерское направление) достигли четырех миллионов рублей в год.
В Москве компания «Сиу и Ко» открыла несколько красивых бутиков, а в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве и многих других городах работали официальные представительства. Огромные партии парфюмерных товаров «Сиу и Ко» доставлялись даже в Персию и Китай.

Генрих Брокар и духи «Красная Москва»

Плакат «Товарищество «Брокар и Ко» мыло и крем «Малакодерм». 1910-е. Государственный исторический музей, Москва
Лист рекламный товарищества «Брокар и Ко». XX век. Ейский историко-краеведческий музей имени В.В. Самсонова, Ейск, Краснодарский край
Духи «Красная Москва». 1972 год. Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Ставрополь
Француз и потомственный парфюмер Генрих Брокар приехал в Россию в 1861 году по приглашению своего товарища парфюмера Гика, который собирался открывать здесь производство ароматов. Поначалу Россия Брокару не понравилась, но очень скоро он понял, что это золотое дно для предприимчивого парфюмера: в то время парфюмерные производства можно было пересчитать на пальцах одной руки.
Через два года работы у Гика Брокару улыбнулась удача — он придумал метод получения концентрированных духов, запатентовал его во Франции и получил вознаграждение в размере 25 тысяч франков. Этого было достаточно, чтобы открыть собственное дело.
Великая империя Брокара началась с 60 кусков детского мыла, рецепт которого он также придумал сам. Чтобы обогнать конкурентов и увеличить продажи, мадам Брокар предложила мужу изготавливать мыло в виде игрушек, кубиков с буквами и фигурок животных. Новинка имела оглушительный успех, продажи взлетели и через пару лет у Брокара было достаточно денег, чтобы начать производить духи.
Но к началу 1870-х годов у него уже были сильные конкуренты: «А. Ралле и Ко» и «Сиу и Ко». В борьбе за место на рынке парфюмер разместил в журналах объявление о начале продажи подарочных наборов в честь открытия второго фирменного магазина на Биржевой улице. В наборы, стоимость которого составляла всего 1 рубль, входили духи высшего сорта, одеколон, помада для волос, крем, туалетный уксус, вазелин, пудра, пуховка, саше, помада и мыло. До трех часов дня магазин продал более 2000 наборов. Это был успех. С тех пор Брокар стал одним из самых известных и успешных производителей парфюмерии в России.
После смерти Брокара в 1900 году предприятие перешло к его вдове и сыновьям, которым удалось добиться звания поставщика Двора Его Императорского Величества. К 300-летию Дома Романовых в 1913 году «Брокар и Ко» создали духи «Любимый букет Императрицы», которые после революции 1917 года получили название «Красная Москва».

Александр Остроумов: любимый парфюмер артистической элиты

Мыло №850 «Метаморфоза». До 1918 года. Ногинский музейно-выставочный центр, Ногинск, Московская область
Веер рекламный «Товарищества А.М. Остроумова в Москве». 1913. Московский музей-усадьба Останкино, Москва
Банка с крышкой для крема «Метаморфоза». 1930-е годы. Государственный исторический музей, Москва
Из числа аптекарей вышло немало талантливых парфюмеров. Одним из таких был Александр Остроумов, который начинал свой путь в качестве простого провизора, но достиг невероятных высот в деле создания ароматов.
Именно Остроумов изобрел крем «Метаморфоза», который в дореволюционной России был одним из популярнейших косметических средств. Благодаря ему Остроумов разбогател и начал производить духи. Вскоре ароматы «Товарищества А.М. Остроумова» продавались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и Ташкенте, Одессе, Варшаве и многих других городах. Теперь компания Остроумова стояла в одном ряду с ведущими отечественными производителями косметики и парфюмерии.
Духи и одеколоны Остроумова пользовались большим спросом в артистических кругах. В числе их поклонниц были балерины Тамара Карсавина
и Мария Петипа, певицы Антонина Нежданова
, Елена Степанова, Надежда Плевицкая, актриса Вера Пашенная и многие другие. Он бесплатно присылал им на дом большие коробки с лосьонами, кремами, пудрой, а они, в свою очередь, рекламировали ее в салонах высшего света.
Особой любовью дам пользовались духи «Идеал» и «Виолетт», одеколон «Альпийский ландыш» и «Наполеон». Актриса Императорских театров Раиса Рейзен вспоминала: «Если бы Наполеон душился остроумовским «Наполеоном», Жозефина никогда бы ему не изменяла». А оперная певица Евгения Попелло-Давыдова даже посвятила ароматам Остроумова стихи:
«Вы спрятали в граненом хрустале
Волнующую гамму ароматов,
И ею дамы, так сдается мне,
Мужьям устроят много шах и матов»

Автор: Дарья Лёгкая
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна