Григорий Мясоедов
Персона

Григорий Мясоедов

Годы жизни:
19 апреля 1834 — 31 декабря 1911
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Художник

Григорий Мясоедов — один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Сорок лет он входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. Его творчество — это воплощение основополагающих принципов передвижников.

«Живое» искусство

Григорий Мясоедов был образцовым выпускником Императорской Академии художеств. Только лучшие из лучших удостаивались чести по окончании учебного заведения стажироваться за границей. На средства из государственной казны художник побывал в Париже, Флоренции, Риме, Испании, познакомился с главными памятниками мировой художественной культуры и актуальным искусством Европы того времени. Вторая половина XIX века — время расцвета критического реализма во Франции, Италии, Германии. Главной своей задачей художники считают правдивое изображение повседневной жизни страдающих и обездоленных людей. На примере европейских живописцев Мясоедов убеждается в необходимости приблизить искусство к зрителю. В своем творчестве он решает противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма. Так рождается идея создать объединение передвижников.

Основная цель объединения прописана в первом пункте устава: «Доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства».

Художник-гражданин

Григорий Мясоедов родился в семье обедневшего дворянина из Тульской губернии, во владении которого было небольшое поместье. Будущий художник не понаслышке был знаком с трудностями простой крестьянской жизни, так как положение его семьи мало отличалось от жизни рабочих. В нужде провел он и студенческие годы:

«Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…»

Расцвет либеральных идей общества совпал с внутренними убеждениями Мясоедова. «Правдивый минор, отвечающий всей нашей жизни» привлекает его куда больше, чем безжизненные сюжеты академизма. Так родились его многочисленные работы на крестьянские темы: «Земство обедает» (1872, Третьяковская галерея), «Опахивание» (1876, Русский музей), «Дорога во ржи» (1881, Третьяковская галерея).

Мясоедов был активным общественным деятелем и невероятно разносторонним художником. Помимо жанровых картин, в его творчестве встречаются пейзажи (Крым и Юг Украины), исторические картины («Бегство Григория Отрепьева», 1862, Третьяковская галерея) и, конечно, портреты («Портрет И.И. Шишкина», Картинная галерея им. К.А. Савицкого). Кроме того, Мясоедов писал и на религиозные темы (храм Спаса на Сенной).

Реализм и психологизм

По словам архитектора Василия Стасова, одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще. Например, в работе «Дорога во ржи» (1881, Третьяковская галерея) усталый путник, обращенный спиной к зрителю, медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. Однако не только его фигура является главным персонажем в этой работе. С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок — любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен: это некий архетип. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.

Другой важной составляющей творчества Мясоедова и других передвижников была гипертрофированная передача, как правило, тяжелого психологического состояния персонажей картины. Это отчетливо видно в работе «Земство обедает» (1872, Третьяковская галерея). Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут. Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле. Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики — он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом.

На 1870–80-е годы приходится период расцвета в творчестве художника. Его «Бегство Григория Отрепьева» (1862, Русский музей) отмечают большой золотой медалью, а за картину «Заклинание» мастер удостаивается звания академика. Это время активного участия Мясоедова в передвижных выставках — не только в качестве художника, но и их идеолога.

«Здравствуй, мое одиночество…»

По воспоминаниям современников, Григорий Мясоедов был человеком незаурядным, остроумным, но в то же время слишком прямолинейным, его хлесткие высказывания часто обескураживали собеседников.

Он был рьяным сторонником реализма и категорически отвергал какие бы то ни было новые веяния в искусстве, в частности импрессионизм. Публика же принимала искания молодых художников с восторгом.

«Будучи новатором в молодости, он превратился в старости в консерватора, яростного защитника устоев передвижничества».
Яков Минченков в своей книге «Григорий Григорьевич Мясоедов»

Григорий Мясоедов считал, что картинам в духе импрессионизма нет места на выставках передвижников. Столь категоричная позиция привела к расколу в объединении. Главным оппонентом Мясоедова становится Илья Репин, потребовавший роспуска совета правления передвижников по причине его неспособности больше отвечать потребностям объединения и излишнего ретроградства. В результате все члены правления демонстративно покидают совет, предоставляя Мясоедову право возглавлять его в одиночестве.

В 1876 году, не выдержав такого удара, художник оставляет Товарищество. С этого времени искусствоведы отмечают начало спада в его творчестве. Художник пишет пейзажи, пробует работать в графической технике, создавать театральные декорации и эскизы к спектаклям. Но фактически для него это время отверженности.

«Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоем с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, — высказывался Мясоедов. — Здравствуй, мое одиночество, пойдем со мной в гости, мое одиночество».

Григорий Мясоедов умер 30 декабря 1911 года в своем имении под Полтавой. В истории искусства художник навсегда останется одним из основоположников важнейшего явления в отечественной живописи — передвижничества.

Смотрите также

Эль Лисицкий
Архитектор
Художник
Россия
1890–1941
Роберт Фальк
Художник
Россия
1886–1958
Вера Мухина
Скульптор
Художник
Россия
1889–1953
Василий Поленов
Художник
Россия
1844–1927