Вера, Надежда, Любовь и София: самые красивые русские портреты
Ко дню «вселенских бабьих именин» — дню ангела Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, — которые празднуются 30 сентября, вспоминаем, насколько популярны были эти имена в Российской империи, и разглядываем самые красивые портреты их обладательниц. Вопрос изучала София Багдасарова.
На самом деле дочерей святой Софии (чье имя означает «премудрость») звали по-гречески: Пистис, Элпис и Агапе. Но когда славянские земли были обращены в христианство, священные тексты для новообращенных переводили с греческого на церковнославянский язык. Почему-то эти три женских имени тоже оказались переведенными — такой же чести удостоилось только мужское имя «Лев» (в оригинале «Леон»).
Однако, хотя на страницах русских святцев эти три «говорящих» имени можно было встретить уже давно, в реальную жизнь они проникли достаточно поздно — в XVIII веке. Причем обратили на них внимание в первую очередь в аристократической среде.
![Илья Репин. Осенний букет. Портрет Веры Репиной (дочери художника). 1892. ГТГ](https://cdn.culture.ru/c/551027.average.jpg)
![Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887. ГТГ](https://cdn.culture.ru/c/551029.average.jpg)
![Константин Маковский. Портрет Веры Бахрушиной. 1890-е](https://cdn.culture.ru/c/551030.average.jpg)
Самая знаменитая Вера в русском искусстве — это девочка с персиками кисти Серова, юная Верушка Мамонтова. Поэтические образы мы находим в творчестве Ильи Репина, в семье которого так звали жену и дочь: он писал их неоднократно. Хороши красавицы Веры конца XIX — начала XX века: Бахрушина (жены основателя Театрального музея), написанная модным портретистом Константином Маковским; супруга художника Судейкина (которая бросит его ради Игоря Стравинского), а также знаменитая балерина Фокина, чей портрет кисти Зинаиды Серебряковой был в 2005 году продан на «Сотбис».
![Илья Репин. Отдых. Портрет Веры Репиной (жены художника). 1882. ГТГ](https://cdn.culture.ru/c/551031.average.jpg)
![Зинаида Серебрякова. Портрет Веры Фокиной. 1919. Сотбис](https://cdn.culture.ru/c/551032.average.jpg)
![Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1910-1920-е](https://cdn.culture.ru/c/551033.average.jpg)
Интерес к трем понятным «русским» именам возник, когда закончилось «немецкое засилье». В 1742 году на престол взошла «дщерь Петрова» императрица Елизавета — патриотизм вошел в моду. Кроме того, «Вера, Надежда и Любовь» звучало очень наглядно. В допетровское время это, наоборот, отпугивало, но в эпоху, для которой аллегория была обычным придворным языком, оказалось очень уместным.
![Петр Федотов. Портрет Надежды Жданович. 1849. ГРМ](https://cdn.culture.ru/c/551037.average.jpg)
![Ксавье де Местр. Портрет Надежды Пушкиной. 1800-е](https://cdn.culture.ru/c/551038.average.jpg)
![Борис Кустодиев. Портрет Надежды Комаровской. 1925. Музей-квартира И. Бродского](https://cdn.culture.ru/c/551040.average.jpg)
Портрет институтки Надежды Жданович кисти Федотова — пожалуй, наиболее узнаваемый образ обладательницы этого имени в русском искусстве. А вот самой красивой из них в русской истории считалась «прекрасная креолка», «арапка» — мать Пушкина. Сохранилась ее любительская миниатюра кисти Ксавье де Местра (дяди ее будущей невестки). Ее младшая современница фрейлина Надежда Соллогуб, запечатленная Петром Соколовым, станет предметом влюбленности Пушкина — в числе легиона прочих красавиц. Какая-то безымянная фрейлина той же поры стала возлюбленной великого князя Михаила Павловича — и матерью его внебрачного ребенка, меценатши и благотворительницы Половцевой. Выбрать лучшее среди изображений певицы Надежды Забелы кисти ее мужа Михаила Врубеля, пожалуй, затруднительно. Константин Коровин обожал писать свою жену — актрису Надежду Комаровскую, но передать ее графичную пластику лучше удалось Борису Кустодиеву.
![Петр Соколов. Портрет Надежды Соллогуб. 1830-е](https://cdn.culture.ru/c/551052.average.jpg)
![Михаил Врубель. Портрет Надежды Забелы-Врубель. 1904](https://cdn.culture.ru/c/551050.average.jpg)
![Мишель Горджиани. Портрет Надежды Половцевой. 1869](https://cdn.culture.ru/c/551051.average.jpg)
Читайте также:
Хотя среди купцов и крестьян можно было встретить крещеных так девочек, но очень редко. В XVIII–XIX веках этими именами, считавшимися достаточно аристократическими, в основном называли дочерей, рожденных в дворянских, благородных, а затем интеллигентных семьях. Неудивительно, что среди портретов, которые писали русские художники, часто можно встретить их обладательниц. Ведь у них были деньги заказывать их лучшим мастерам — Матрены или Глаши не могли себе позволить подобное.
![Алексей Ягодников. Портрет Любови Лихачевой с сыном. 1852. ГТГ](https://cdn.culture.ru/c/551065.average.jpg)
![Андрей Соколов. Портрет Любови Гауш. 1900-е. Симферопольский художественный музей](https://cdn.culture.ru/c/551064.average.jpg)
![Владимир Боровиковский. Портрет Любови Кушелевой с сыновьями. 1804. Частная коллекция](https://cdn.culture.ru/c/551066.average.jpg)
Портретов Любовей, вопреки статистике, меньше всего, и хрестоматийных картин мы среди них не найдем. Жаль: например, изображение Лихачевой с младенцем, написанное забытым мастером Алексеем Ягодниковым, вполне заслуживает известности — такое оно трогательное. Из ранних портретов можно упомянуть образ Леонтьевой — внучки Суворова и племянницы Платона Зубова. Примечательна картина с изображением графини Кушелевой с сыновьями: работы Боровиковского так редко попадают в продажу, что, когда в 2014 году ее выставил «Кристис» за 100 тысяч долларов, картину в итоге купили за пять миллионов долларов. А в начале ХХ века как на подбор это имя носили жены художников Бродского, Бакста и Гауша.
![Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской. 1913. Государственный музей русского искусства, Киев](https://cdn.culture.ru/c/551071.average.jpg)
![Неизвестный художник. Портрет Любови Леонтьевой. 1830-е. ГМЗ «Ростовский Кремль»](https://cdn.culture.ru/c/551072.average.jpg)
![Леон Бакст. Портрет Любови Гриценко. 1903. ГТГ](https://cdn.culture.ru/c/551073.average.jpg)
Популярность имен все росла, и в 1902 году «Вера» была номер 14 в списке имен по популярности, «Надежда» — номер 20, а «Любовь» — номер 29. Любопытно, что мода на имя «Вера» стала такой широкой, что в 1854 году им впервые крестили девочку из императорской семьи, которая была весьма консервативной в выборе святых покровителей. «Пусть она будет моей верой!» — будто бы воскликнул император Николай I, узнав о рождении дочери у своего сына Константина. «Надежда» появилась среди Романовых только в 1898 году, а Любовей у них не было.
![Джордж Хейтер. Портрет Софьи Потоцкой. 1831. ГЭ](https://cdn.culture.ru/c/551077.average.jpg)
![Жан-Луи Вуаль. Портрет Софьи Паниной. 1791. ГТГ](https://cdn.culture.ru/c/551078.average.jpg)
![Жан-Лоран Монье. Портрет Софьи Строгановой. 1808. ГРМ](https://cdn.culture.ru/c/551079.average.jpg)
Больше всего портретов Софий — трудно выбирать. Напудрена и нарумянена Панина — племянница екатерининского фаворита Алексея Орлова. Прекрасная полячка Потоцкая, рассказавшая Пушкину сюжет «Бахчисарайского фонтана», украшена виноградными листьями. Приятельницей великого поэта была Бобринская (на акварели Петра Соколова), а вот жениться на ней подумывал Жуковский. В ту же эпоху жила Строганова — ее портрет кисти Монье так изящен, что и не догадаешься, что матерью красавицы была «усатая княгиня» Голицына, прототип пушкинской «Пиковой дамы». Это имя носила жена Ивана Крамского, изображенная им за чтением (также они назовут и дочь, но красотой она пошла не в мать). В малороссийском наряде позировала Репину дочь генерала Драгомирова — любопытно, что есть похожий портрет с другого ракурса, который одновременно писал его ученик Серов.
![Илья Репин. Портрет Софьи Драгомировой. 1889. ГРМ](https://cdn.culture.ru/c/551084.average.jpg)
![Петр Соколов. Портрет Софьи Бобринской. 1827. ГЭ](https://cdn.culture.ru/c/551086.average.jpg)
![Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Крамской. 1863. ГТГ](https://cdn.culture.ru/c/551085.average.jpg)
Имя матери, София, в отличие от дочерей, использовалось на Руси издавна — недаром древнейшие сохранившиеся храмы страны, в Киеве и Новгороде, были посвящены Премудрости Божией — то есть Софии. Им называли дочерей и Рюриковичи, и цари из династии Романовых: помимо знаменитой царевны Софьи Алексеевны (сестры Петра Великого), так звали еще одну царевну, ее тетку, а также нескольких великих княгинь, включая легендарную Софью Палеолог. В Российской империи имя использовалось повсеместно, и среди аристократок-именинниц этого дня, пожалуй, лидировало.
Смотрите также