Арсений Мещерский
Годы жизни: 1831 - 26 ноября 1902
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Арсения Мещерского часто называли таинственным художником: многие факты его биографии остаются неизвестными для исследователей. Мещерский жил во второй половине XIX века, не принадлежал к популярным тогда движениям вроде передвижников, всю жизнь провел в сени Императорской Академии художеств. Он посвятил себя жанру пейзажа и писал скромные, но необычайно детализированные виды русской природы.
Вольный слушатель Академии художеств
Арсений Мещерский появился на свет в 1831 году под Вышним Волочком, в Тверской губернии. В его биографии много неизвестного: искусствоведы не выяснили, когда он точно родился и кем были его родители. Возраст тоже вызывал споры — часто годом рождения указывали 1834-й. Но сам Мещерский в сообщении к коллекционеру Николаю Собко писал: «Я уроженец Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, родился в 1831 году в крестьянской семье». В то же время ученые выдвинули несколько теорий, согласно которым Мещерский имел отношение к дворянскому роду с той же фамилией. Опровержений или подтверждений этой гипотезы не нашлось по сей день.
О детстве и отрочестве будущего художника информация тоже не сохранилась. Часть историков искусства считали, что рисованию Мещерский учился с ранних лет. Некоторые источники сообщали, что он окончил Вышневолоцкое уездное училище, а также изучал «Методику, или теорию, рисования», «Правила рисования цветов» и другие работы о живописи, которые написал директор Нюрнбергской академии Иоганн Прейслер.
В 1854 году Арсений Мещерский попал в Академию художеств. Он поступил туда как вольный слушатель и три года занимался у мастера исторической живописи Федора Бруни, пейзажиста Сократа Воробьева и портретиста Тимофея Неффа.
Уже через год после начала обучения две работы молодого художника попали на академическую выставку. А руководство Академии вручило ему Малую серебряную медаль за «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». На основании этого факта искусствоведы предполагали, что Мещерский имел хорошие навыки рисовальщика, когда пришел в Академию. В 1857 году он получил еще одну награду: картину «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» отметили Большой серебряной медалью. Но на постоянное место в Академию Арсений Мещерский не поступал и учебу не закончил.
Поездки по Европе и известность в России
Вместо того чтобы окончить курс, Мещерский в 1857 году уехал в Швейцарию. Там художник учился у Александра Калама, мастера эпического альпийского пейзажа, почетного члена-корреспондента Императорской Академии художеств. Его работы покупали для того, чтобы их копировали студенты. С внимательным и чутким наставником у Мещерского сложились хорошие отношения. Он перенял у Калама многие приемы и постепенно выработал собственный стиль. Например, Александр Калам призывал не писать с натуры, а запоминать разные виды и дофантазировать пейзажи, а еще — обращал особое внимание учеников на мастерство рисунка.
В поездке художник много работал. В 1858 году он решил участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль от Академии художеств. Однако первая попытка не удалась: совет отклонил картину «Вид в Савойе» и не позволил Арсению Мещерскому соревноваться с другими учениками. Через год его пейзаж «Швейцарский вид» попал на очередную академическую выставку и там заслужил признание. Мещерскому присудили высшую награду, звание классного художника и право на пенсионерство — путешествие за рубеж, которое оплачивала Академия.
Художник снова выбрал Швейцарию. Туда он поехал через Крым, Турцию, Грецию и Италию. Он снова отправился в мастерскую своего учителя Александра Калама, много работал, посылал картины в Россию. В 1860 году Мещерский отправил на родину «Вид в Оберланде» и «Вид Женевы» — их экспонировали на ближайшей академической выставке. В 1861-м в Россию отправились полотна «Закат солнца» и «Вид на Южном берегу Крыма». Еще через три года публика впервые увидела в Санкт-Петербурге семь картин Арсения Мещерского — «Вид в Крыму», «Бурю в Альпах» и швейцарские пейзажи.
За время жизни в Европе художник посетил не только Швейцарию. Он выезжал в Германию, бывал в Дрездене, в знаменитой городской галерее знакомился с полотнами старых мастеров — Рафаэля, Вермеера, Рубенса.
В 1864 году Мещерский отправился к островам Зеленого Мыса на корабле «Александр Невский», после чего вернулся в Петербург. Большую часть времени он проводил в городе, иногда выезжал в Финляндию, на Кавказ и в Прибалтику. Его карьера продвигалась — полотна «Утро на Южном берегу Крыма» и «Вид в окрестностях Луги», которые художник написал в Европе, принесли ему статус академика пейзажной живописи.
Ученые не нашли точных сведений, какие обстоятельства свели Арсения Мещерского и императорскую семью. Но в 1867 году он поехал в кругосветное путешествие вместе с великим князем Алексеем Александровичем, младшим сыном Александра II.
Следующая известная точка в биографии художника — 1876 год, когда он получил звание профессора за произведение «Вид у истоков Риона». Тогда же художник стал председателем правления Общества выставок художественных произведений. Его организовали члены Академии художеств в противовес деятельности передвижников. Их представления о живописи и ее задачах серьезно отличались: академисты ценили облагороженные изображения и вечные сюжеты, а передвижники писали реалистичные полотна, посвященные социальным проблемам. Руководители Академии пытались договориться с лидерами Товарищества о совместных выставках, но потерпели неудачу и решили собрать свое общество. Устав подписали Василий Верещагин, Николай Ге, Михаил Клодт. Мещерский вошел в состав первого правления и долго поддерживал товарищей.
В 1870-х — начале 1880-х Арсений Мещерский продолжал писать картины и постоянно экспонировал их на мероприятиях Общества выставок художественных произведений. В этот период его полотна пользовались успехом у публики. Их покупали для частных собраний члены императорской семьи и коллекционеры. Художник был постоянно занят и получал много заказов.
«Портретист деревьев»
Арсений Мещерский не говорил о себе как о живописце — он называл себя «рисовальщиком природы» или «портретистом деревьев». Оба определения отражали его отношение к творчеству. Художник считал основой мастерства рисунок: он тщательно изучал и прорабатывал форму объектов, а не цветовое решение полотна. Мещерский заботливо прописывал каждую деталь, например фактуру листвы, отсюда и определение «портретист деревьев». Внимание к нюансам стало отличительным знаком его полотен.
Мещерский работал в разных техниках. Он писал маслом, а еще использовал акварель и сепию — светло-коричневое сухое вещество, похожее на пастель, с эффектом мягкого карандаша. В молодости художник придерживался академического стиля, то есть соблюдал правила классицистской живописи: следил, чтобы рисунок был правильным и точным, выбирал гармонично выверенные типы композиций и писал несколько идеализированно.
В 1870-е он отошел от этого направления и стал писать более экспрессивные, живые романтические пейзажи. Его работы стали популярнее: полотна в новом стиле критики и публика принимали охотнее. В одной из статей современники так оценивали картины зрелого Мещерского:
Пейзажи… г. Мещерского… считаем мы лучшими из выставленных… Высокопоэтичным вышел эффект зимнего пейзажа «На Рионе»… — все приятно нежит глаз в этом произведении, что называется, искусно выдержанном.
Один из основных мотивов в творчестве художника — зимняя природа и лесные чащи. Он нечасто обращался к экзотической природе, предпочитал неяркие среднерусские виды. Эта тенденция усилилась после 1879 года. Тогда Мещерский перенес серьезную пневмонию, его здоровье ослабло, появились приступы удушья. Из-за болезни и долгого восстановления Арсений Мещерский редко выезжал за пределы Петербурга, лишь выезжал зимовать на побережье Крыма и в южную Италию. После пневмонии он стал еще чаще писать среднерусскую природу, перешел к реалистичным пейзажам.
Последние годы жизни художника
В 1883 году работы Арсения Мещерского впервые выставили вне академических «сборных» мероприятий — вместе с произведениями портретиста Ивана Макарова. В прессе об экспозиции писали: «Почтенный профессор поместил на выставку до 20 картин и свыше 15 этюдов, писанных с натуры, или, лучше сказать, 15 портретов данных местностей». Через год Мещерский представил свои полотна на выставке передвижников — хотя он никогда не входил в объединение и не общался близко с его участниками. Этот опыт он повторил в 1885-м — публика увидела пейзажи «Февральское утро» и «Утро в Малороссии».
В 1886 году Мещерский получил орден Святой Анны третьей степени с формулировкой «за особые труды на художественном поприще». В начале 1890-х Арсений Мещерский участвовал в организации Петербургского общества художников и возглавил его. Тогда же он вступил в Общество русских акварелистов. А еще помогал коллегам — занимался делами Общества для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения.
В конце десятилетия Арсений Мещерский вновь стал путешествовать: он посетил Турцию, гору Афон, острова в Греции, вернулся в Швейцарию и Италию.
В 1900 году прошла его единственная прижизненная персональная выставка. Несмотря на плохое самочувствие в начале 1900-х, художник постоянно писал и оставил незаконченные произведения. Арсений Мещерский умер от астмы 26 ноября 1902 года в Санкт-Петербурге. Автор некролога в газете «Новое время» писал, что «скончался… профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга… Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».
Работы, которые Мещерский написал в последние месяцы, выставили уже без него. Публика увидела их на Весенней выставке в Академии художеств.
Главное изображение: Арсений Мещерский. Вырезка из неустановленного дореволюционного издания. До 1917 года. Фотография: Государственный музей А.С. Пушкина, Москва