Арсений Мещерский

Годы жизни: 1831 - 26 ноября 1902
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Арсения Мещерского часто называли таинственным художником: многие факты его биографии остаются неизвестными для исследователей. Мещерский жил во второй половине XIX века, не принадлежал к популярным тогда движениям вроде передвижников, всю жизнь провел в сени Императорской Академии художеств. Он посвятил себя жанру пейзажа и писал скромные, но необычайно детализированные виды русской природы.

Вольный слушатель Академии художеств

Арсений Мещерский. Швейцарские горы (фрагмент). 1863. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Арсений Мещерский. Горная река (фрагмент). 1871. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Арсений Мещерский. Водопад (фрагмент). 1867. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Арсений Мещерский появился на свет в 1831 году под Вышним Волочком, в Тверской губернии. В его биографии много неизвестного: искусствоведы не выяснили, когда он точно родился и кем были его родители. Возраст тоже вызывал споры — часто годом рождения указывали 1834-й. Но сам Мещерский в сообщении к коллекционеру Николаю Собко писал: «Я уроженец Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, родился в 1831 году в крестьянской семье». В то же время ученые выдвинули несколько теорий, согласно которым Мещерский имел отношение к дворянскому роду с той же фамилией. Опровержений или подтверждений этой гипотезы не нашлось по сей день.
О детстве и отрочестве будущего художника информация тоже не сохранилась. Часть историков искусства считали, что рисованию Мещерский учился с ранних лет. Некоторые источники сообщали, что он окончил Вышневолоцкое уездное училище, а также изучал «Методику, или теорию, рисования», «Правила рисования цветов» и другие работы о живописи, которые написал директор Нюрнбергской академии Иоганн Прейслер.
Арсений Мещерский. Пейзаж с камнями (фрагмент). 1878. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Рязань
Арсений Мещерский. В горной долине зимой (фрагмент). 1876. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Рязань
Арсений Мещерский. Лесное озеро (фрагмент). 1878. Самарский областной художественный музей, Самара
В 1854 году Арсений Мещерский попал в Академию художеств. Он поступил туда как вольный слушатель и три года занимался у мастера исторической живописи Федора Бруни, пейзажиста Сократа Воробьева и портретиста Тимофея Неффа.
Уже через год после начала обучения две работы молодого художника попали на академическую выставку. А руководство Академии вручило ему Малую серебряную медаль за «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». На основании этого факта искусствоведы предполагали, что Мещерский имел хорошие навыки рисовальщика, когда пришел в Академию. В 1857 году он получил еще одну награду: картину «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» отметили Большой серебряной медалью. Но на постоянное место в Академию Арсений Мещерский не поступал и учебу не закончил.

Поездки по Европе и известность в России

Арсений Мещерский. Этюд (фрагмент). XIX век. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Арсений Мещерский. Этюд (фрагмент). XIX век. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Воронеж
Арсений Мещерский. После бури (фрагмент). XIX век. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Вместо того чтобы окончить курс, Мещерский в 1857 году уехал в Швейцарию. Там художник учился у Александра Калама, мастера эпического альпийского пейзажа, почетного члена-корреспондента Императорской Академии художеств. Его работы покупали для того, чтобы их копировали студенты. С внимательным и чутким наставником у Мещерского сложились хорошие отношения. Он перенял у Калама многие приемы и постепенно выработал собственный стиль. Например, Александр Калам призывал не писать с натуры, а запоминать разные виды и дофантазировать пейзажи, а еще — обращал особое внимание учеников на мастерство рисунка.
В поездке художник много работал. В 1858 году он решил участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль от Академии художеств. Однако первая попытка не удалась: совет отклонил картину «Вид в Савойе» и не позволил Арсению Мещерскому соревноваться с другими учениками. Через год его пейзаж «Швейцарский вид» попал на очередную академическую выставку и там заслужил признание. Мещерскому присудили высшую награду, звание классного художника и право на пенсионерство — путешествие за рубеж, которое оплачивала Академия.
Арсений Мещерский. Казбек. Снеговые горы (фрагмент). Последняя четверть XIX века. Самарский областной художественный музей, Самара
Арсений Мещерский. Камни (фрагмент). XIX век. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Арсений Мещерский. Вид усадьбы Остафьево (фрагмент). 1880. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник снова выбрал Швейцарию. Туда он поехал через Крым, Турцию, Грецию и Италию. Он снова отправился в мастерскую своего учителя Александра Калама, много работал, посылал картины в Россию. В 1860 году Мещерский отправил на родину «Вид в Оберланде» и «Вид Женевы» — их экспонировали на ближайшей академической выставке. В 1861-м в Россию отправились полотна «Закат солнца» и «Вид на Южном берегу Крыма». Еще через три года публика впервые увидела в Санкт-Петербурге семь картин Арсения Мещерского — «Вид в Крыму», «Бурю в Альпах» и швейцарские пейзажи.
За время жизни в Европе художник посетил не только Швейцарию. Он выезжал в Германию, бывал в Дрездене, в знаменитой городской галерее знакомился с полотнами старых мастеров — Рафаэля, Вермеера, Рубенса.
Арсений Мещерский. Пейзаж с прибрежными камнями (фрагмент). 1881. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Рязань
Арсений Мещерский. Закат (фрагмент). 1881. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Арсений Мещерский. Пейзаж с рекой (фрагмент). 1886. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
В 1864 году Мещерский отправился к островам Зеленого Мыса на корабле «Александр Невский», после чего вернулся в Петербург. Большую часть времени он проводил в городе, иногда выезжал в Финляндию, на Кавказ и в Прибалтику. Его карьера продвигалась — полотна «Утро на Южном берегу Крыма» и «Вид в окрестностях Луги», которые художник написал в Европе, принесли ему статус академика пейзажной живописи.
Ученые не нашли точных сведений, какие обстоятельства свели Арсения Мещерского и императорскую семью. Но в 1867 году он поехал в кругосветное путешествие вместе с великим князем Алексеем Александровичем, младшим сыном Александра II.
Арсений Мещерский. Дерево (фрагмент). XIX век. Забайкальский краевой художественный музей, Чита
Арсений Мещерский. Прибрежный пейзаж. Швейцария (фрагмент). XIX век. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Арсений Мещерский. Святой Иероним (фрагмент). XIX век. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Петергоф, Санкт-Петербург
Следующая известная точка в биографии художника — 1876 год, когда он получил звание профессора за произведение «Вид у истоков Риона». Тогда же художник стал председателем правления Общества выставок художественных произведений. Его организовали члены Академии художеств в противовес деятельности передвижников. Их представления о живописи и ее задачах серьезно отличались: академисты ценили облагороженные изображения и вечные сюжеты, а передвижники писали реалистичные полотна, посвященные социальным проблемам. Руководители Академии пытались договориться с лидерами Товарищества о совместных выставках, но потерпели неудачу и решили собрать свое общество. Устав подписали Василий Верещагин, Николай Ге, Михаил Клодт. Мещерский вошел в состав первого правления и долго поддерживал товарищей.
В 1870-х — начале 1880-х Арсений Мещерский продолжал писать картины и постоянно экспонировал их на мероприятиях Общества выставок художественных произведений. В этот период его полотна пользовались успехом у публики. Их покупали для частных собраний члены императорской семьи и коллекционеры. Художник был постоянно занят и получал много заказов.

«Портретист деревьев»

Арсений Мещерский. Сосна. Этюд (фрагмент). 1896. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого, Севастополь
Арсений Мещерский. Пейзаж с озером (фрагмент). 1870-е. Частное собрание
Арсений Мещерский. Лес (фрагмент). 1876. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Арсений Мещерский не говорил о себе как о живописце — он называл себя «рисовальщиком природы» или «портретистом деревьев». Оба определения отражали его отношение к творчеству. Художник считал основой мастерства рисунок: он тщательно изучал и прорабатывал форму объектов, а не цветовое решение полотна. Мещерский заботливо прописывал каждую деталь, например фактуру листвы, отсюда и определение «портретист деревьев». Внимание к нюансам стало отличительным знаком его полотен.
Мещерский работал в разных техниках. Он писал маслом, а еще использовал акварель и сепию — светло-коричневое сухое вещество, похожее на пастель, с эффектом мягкого карандаша. В молодости художник придерживался академического стиля, то есть соблюдал правила классицистской живописи: следил, чтобы рисунок был правильным и точным, выбирал гармонично выверенные типы композиций и писал несколько идеализированно.
Арсений Мещерский. Зима. Ледокол (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Арсений Мещерский. Зимний пейзаж (фрагмент). 1884. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Воронеж
Арсений Мещерский. Заготовка льда (фрагмент). 1870-е. Частное собрание
В 1870-е он отошел от этого направления и стал писать более экспрессивные, живые романтические пейзажи. Его работы стали популярнее: полотна в новом стиле критики и публика принимали охотнее. В одной из статей современники так оценивали картины зрелого Мещерского:
Пейзажи… г. Мещерского… считаем мы лучшими из выставленных… Высокопоэтичным вышел эффект зимнего пейзажа «На Рионе»… — все приятно нежит глаз в этом произведении, что называется, искусно выдержанном.
Один из основных мотивов в творчестве художника — зимняя природа и лесные чащи. Он нечасто обращался к экзотической природе, предпочитал неяркие среднерусские виды. Эта тенденция усилилась после 1879 года. Тогда Мещерский перенес серьезную пневмонию, его здоровье ослабло, появились приступы удушья. Из-за болезни и долгого восстановления Арсений Мещерский редко выезжал за пределы Петербурга, лишь выезжал зимовать на побережье Крыма и в южную Италию. После пневмонии он стал еще чаще писать среднерусскую природу, перешел к реалистичным пейзажам.

Последние годы жизни художника

Арсений Мещерский. Горное озеро (фрагмент). 1887. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого, Севастополь
Арсений Мещерский. Побережье Нарвского залива. Пейтгоф (фрагмент). 1886. Ярославский художественный музей, Ярославль
Арсений Мещерский. Гористый берег (фрагмент). 1892. Тюменское музейно-просветительское объединение, Тюмень
В 1883 году работы Арсения Мещерского впервые выставили вне академических «сборных» мероприятий — вместе с произведениями портретиста Ивана Макарова. В прессе об экспозиции писали: «Почтенный профессор поместил на выставку до 20 картин и свыше 15 этюдов, писанных с натуры, или, лучше сказать, 15 портретов данных местностей». Через год Мещерский представил свои полотна на выставке передвижников — хотя он никогда не входил в объединение и не общался близко с его участниками. Этот опыт он повторил в 1885-м — публика увидела пейзажи «Февральское утро» и «Утро в Малороссии».
В 1886 году Мещерский получил орден Святой Анны третьей степени с формулировкой «за особые труды на художественном поприще». В начале 1890-х Арсений Мещерский участвовал в организации Петербургского общества художников и возглавил его. Тогда же он вступил в Общество русских акварелистов. А еще помогал коллегам — занимался делами Общества для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения.
В конце десятилетия Арсений Мещерский вновь стал путешествовать: он посетил Турцию, гору Афон, острова в Греции, вернулся в Швейцарию и Италию.
Арсений Мещерский. Морской берег (фрагмент). 1889. Тюменское музейно-просветительское объединение, Тюмень
Арсений Мещерский. Вид Иверского монастыря на Афоне (фрагмент). 1900. Тверская областная картинная галерея, Тверь
Арсений Мещерский. Морской пейзаж (фрагмент). 1900. Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Челябинск
В 1900 году прошла его единственная прижизненная персональная выставка. Несмотря на плохое самочувствие в начале 1900-х, художник постоянно писал и оставил незаконченные произведения. Арсений Мещерский умер от астмы 26 ноября 1902 года в Санкт-Петербурге. Автор некролога в газете «Новое время» писал, что «скончался… профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга… Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».
Работы, которые Мещерский написал в последние месяцы, выставили уже без него. Публика увидела их на Весенней выставке в Академии художеств.

Главное изображение: Арсений Мещерский. Вырезка из неустановленного дореволюционного издания. До 1917 года. Фотография: Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна