Илья Глазунов
Персона

Илья Глазунов

Годы жизни:
10 июня 1930 — 09 июля 2017
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Художник
Содержание

В детстве Илья Глазунов пережил блокаду Ленинграда и остался без родителей, но не бросил занятия живописью. Первая выставка художника прошла, когда он был еще студентом. Вскоре Глазунов стал известен в СССР и за рубежом как «Достоевский в живописи». За свою жизнь он создал около трех тысяч полотен, открыл собственную Академию и картинную галерею.

Илья Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье бывших дворян. Его отец Сергей Глазунов был историком и преподавал в Ленинградском университете. Мать будущего художника, Ольга Флуг, происходила из старинного рода. По легенде, его основали чешская княжна Либуше и ее супруг Пржемысл. Илья Глазунов был единственным ребенком. Жили Глазуновы бедно, часто им не хватало денег на еду.

Когда дядя Миша, брат отца, послал мне три рубля «на барабан и саблю»… отец просил меня повременить с покупкой «подарка от Михаила», а дать деньги матери на еду… <…> Помню, как однажды мама подала приемщику Торгсина три серебряных ложки. Приемщик в белом халате тут же согнул их дугой, положил на весы… бросил в ящик, в котором уже лежали портсигары с дворянскими монограммами, тарелки, брошки — все, как в сундуке Али Бабы. Дал купон на продукты. За него на соседнем прилавке нам выдали печенье и масло. «Это все?» — спросил я у мамы. «Да, все», — грустно ответила она. А мне так было жалко ложек с фамильной монограммой Флугов…
Илья Глазунов. Из книги мемуаров «Россия распятая»

С детства Илья Глазунов увлекался историей и живописью, а родители водили его в театры и музеи. В шесть лет мальчика отдали в художественную школу. Учился он хорошо, за некоторые работы получал награды. В журнале «Юный художник» написали о его картине «Вечер»: Глазунова хвалили за наблюдательность и правильно переданное настроение.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Отца Ильи Глазунова не призвали на фронт по состоянию здоровья, и семья осталась в Ленинграде. Вскоре началась блокада города. Позднее художник писал: «Все страшные дни Ленинградской блокады неотступно и пугающе-ясно, словно это было вчера, стоят непреходящим кошмаром в моей памяти». Отец и мать погибли, а его вывезли из Ленинграда по Дороге жизни через Ладожское озеро. Несколько лет Илья Глазунов жил в семье своего дяди в деревне Гребло, недалеко от Новгорода. Вместе с другими детьми он занимался хозяйством: «Эти годы, проведенные в деревенской глуши… стали на всю жизнь памятны мне как годы познания жизни русской деревни, а я, как все крестьянские дети, молотил лен, пас коров и ходил за дровами в дремучий, нескончаемый бор». В свободное время юный художник много рисовал и читал.

Летом 1944 года Илья Глазунов вернулся в Ленинград и поселился у своей тети Агнессы Монтеверде. В том же году он поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу. Об учебе Глазунов писал: «Все силы своей души отдал освоению азов искусства, подбодряя свою неуверенность радостью учебных побед». После школы он поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина (ЛИЖСА), где учился в мастерской Бориса Иогансона. Глазунов считался одним из лучших студентов — его картины часто отправляли на художественные конкурсы. В 1956 году он получил Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за работу «Поэт в неволе». На картине художник изобразил чешского журналиста Юлиуса Фучика.

Вскоре Глазунову предложили устроить выставку в Центральном Доме работников искусств в Москве. Художник согласился. Экспозиция открылась в феврале 1957 года. На ней Глазунов представил свои лучшие работы: иллюстрации к произведениям Федора Достоевского, портрет писателя, картины из цикла «Русь», зарисовки Ленинграда. Выставка стала популярной: ее посетили даже сотрудники посольства США и министр культуры СССР Николай Михайлов. Отзывы о творчестве Глазунова появились в советской и иностранной прессе. Американские газеты назвали выставку «ударом ножом в спину соцреализма», а советские хвалили художника за новые мотивы и тонкую передачу чувств.

Ленинградец Илья Глазунов, чья выставка сейчас открыта в ЦДРИ, по-настоящему молод — и потому, что ему 26 лет, и потому, что он охвачен молодой жаждой открытий и свершений… Одна из тем Глазунова — любовь. Глазунов пишет о любви снова и снова, во всем ее увлечении, тревогах, упоении, разлуках, замирании сердца, как писали о ней в русской поэзии. <…> Глазунов чуток к темам трагического звучания… Когда смотришь его работы этого плана, понимаешь, что страдания и утраты для него не пустое слово. Видимо, поэтому он умеет в ленинградском пейзаже подметить не только лирические и величавые черты, но и то, что созвучно таланту Достоевского и Блока.
Из статьи «Искания молодости» в «Литературной газете», 5 февраля 1957 года

В том же году выставку Глазунова обсудили на совещании в ЦК КПСС. Там выступил его учитель Борис Иогансон, который раскритиковал художника: «Молодой человек рассудил просто: «Если произведения формалистов — это искусство, а я без труда могу сделать штучки в этом роде не хуже, то почему и мне не прославиться!» И ведь не ошибся — прославился». Глазунова исключили из ЛИЖСА. Однако вскоре восстановили: за него вступился министр культуры Николай Михайлов.

Институт Глазунов закончил в том же 1957 году. Его дипломной работой должна была стать картина «Дороги войны», на которой художник изобразил отступление Советской армии во время Великой Отечественной войны. Художник писал: «Моя будущая картина виделась мне как великая народная трагедия». К защите Глазунова не допустили. Его картину критиковали за «пораженческие настроения» и «антисоветчину». Художнику пришлось в короткий срок переделывать свою работу первого курса «Рождение теленка». На защите он получил тройку. Ему не позволили выбирать место будущей работы и распределили в Ижевск, а затем в Иваново: преподавать черчение в ремесленных училищах. Однако туда художник не поехал — получил справку, что в его услугах не нуждаются.

Летом 1957 года Глазунов переехал в Москву. Там он участвовал во Всемирном фестивале молодежи и студентов — рисовал портреты иностранных гостей. В это же время художник познакомился с поэтами Евгением Евтушенко, Сергеем Михалковым, режиссером Тамарой Макаровой, итальянским критиком Паоло Риччи, который написал и издал за границей книгу о творчестве художника.

В конце 1950-х Глазунов жил бедно: чтобы заработать деньги на художественные материалы, он подрабатывал грузчиком на Рижском вокзале. В эти годы он иллюстрировал произведения Александра Куприна и Михаила Лермонтова, совершил несколько поездок по СССР — побывал в Великом Новгороде, Пскове и Суздале.

Известность пришла к Глазунову в начале 1960-х, когда он создал портреты гостей Московского международного кинофестиваля — режиссеров Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони и актрисы Джины Лоллобриджиды. Они пригласили Глазунова посетить Италию. В 1963 году он получил разрешение на выезд и вскоре отправился в свое первое путешествие за границу. В Риме прошла выставка работ Глазунова. В итальянских газетах художника называли «Достоевским в живописи».

Когда Глазунов вернулся в Москву, его пригласили на встречу с министром культуры Екатериной Фурцевой. По ее распоряжению художнику выделили мастерскую. Раньше Глазунов не мог претендовать на такое помещение: он не был членом Союза художников СССР.

В 1964 году Илье Глазунову предложили организовать его вторую персональную выставку в СССР. Площадкой для нее стало одно из подсобных помещений Манежа. На выставке Глазунов планировал показать около ста своих работ, в том числе портреты иерархов Русской православной церкви и картину «Дороги войны». Однако полотно в очередной раз посчитали антисоветским. Выставку закрыли через пять дней по требованию Московского союза художников. В газете «Вечерняя Москва» писали: «Как мыслит Глазунов свое участие в строительстве коммунизма? Уж не в виде ли портретов деятелей русского православного духовенства?»

Уже в следующем году Глазунова вновь пригласили за границу. Премьер-министр Дании Отто Енс Краг предложил ему написать портреты членов его семьи. За этим приглашением последовали другие — от королевской семьи Швеции, чилийских политиков. Побывал Глазунов и во Вьетнаме, где создал больше сотни работ. Они вошли в художественный альбом «Дни и ночи Вьетнама».

В 1967 году Глазунова приняли в Союз художников СССР. Участвовал он и в деятельности Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, занимался реставрацией. В эти же годы художник иллюстрировал произведения Алексея Толстого «Царь Борис» и «Дон Жуан». В 1968 году он совершил путешествие по Русскому Северу, где создал картины «Русский Север. Родина», «Северная твердыня» и «Кирилло-Белозерский монастырь».

В 1970-х Глазунова еще несколько раз приглашали за границу создать портреты политических деятелей. Он написал премьер-министра Индии Индиру Ганди, президента Финляндии Урхо Кекконена. Свои картины художник выставлял в Стокгольме, городах ФРГ и ГДР. В это время Глазунов получил и несколько правительственных наград: «Золотой знак» от Общества германо-советской дружбы, премию имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы и звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Илья Глазунов. Мистерия XX века (фрагмент). 1999. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, Москва

В 1977 году Глазунов создал одну из самых известных своих картин — «Мистерия XX века». На ней художник изобразил 74 человека, в том числе Николая II, Владимира Ленина, Иосифа Сталина. В левый нижний край холста Глазунов вмонтировал небольшое зеркало, чтобы каждый подошедший к полотну видел на нем и себя. Журналист Лев Колодный писал: «На одном холсте запечатлел важнейшие события XX века, вывел на арену истории главнейших актеров трагедии, которую они разыграли, представив как реальных лиц, так и символы, а также самого себя».

В том же году Глазунов показал «Мистерию XX века» на персональной выставке на Кузнецком Мосту. Картина вызывала недовольство партийных чиновников — на ней среди прочих персонажей был Александр Солженицын. Глазунову предложили изменить полотно и вместо писателя изобразить генсека Леонида Брежнева. Художник отказался. В газете International New York Times писали: «Не совсем понятно, зачем понадобилось Глазунову рисковать своим трудно заработанным успехом, посвятив два года своей жизни написанию монументальной работы, пока не принесшей ему ничего, кроме официального порицания». Глазунова предлагали выслать из СССР, но за него заступился Сергей Михалков. Художника отправили на Дальний Восток — зарисовывать строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Через год Глазунов провел новую выставку в Манеже. На ней он показал более 400 своих работ, среди которых были картины «За ваше здоровье», «Старик» и «Русская Венера». «Мистерию XX века» художнику выставлять не разрешили. Впервые картину показали публике в 1991 году.

В 1956 году Илья Глазунов познакомился с художницей, студенткой искусствоведческого факультета Ленинградского государственного университета Ниной Виноградовой-Бенуа. Она происходила из династии Бенуа и была родственницей Зинаиды Серебряковой. В том же году Глазунов и Виноградова-Бенуа поженились. Вместе они работали над декорациями к операм «Князь Игорь» Александра Бородина и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, балету «Маскарад» Арама Хачатуряна.

Как я был счастлив, что она, сидя рядом со мной в мастерской, восторженно и проникновенно рассматривала мои работы… Я видел ее профиль, похожий на римскую камею, и ощущал великую духовность ее натуры, свойственную многим представителям столь славной для истории России семьи Бенуа. <…> Мое сердце сжимается от нежности, на глаза наворачиваются слезы. Словно я слышу ее голос: «Я всю жизнь отдаю тебе… мое назначение любить тебя и быть преданной. Ты говорил однажды, что никогда, ни на ком не сможешь жениться — ты воин и должен быть свободен в своих действиях. Я знаю, что мой долг и смысл моей жизни — это служение тебе.
Илья Глазунов. Из книги мемуаров «Россия распятая»

Глазунов и Бенуа прожили в браке 30 лет. У супругов родилось двое детей: сын Иван и дочь Вера, которые стали художниками.

В 1986 году Нина Виноградова-Бенуа погибла. Следствие признало ее смерть самоубийством. Глазунов не верил в эту версию — он считал, что жену убили. Художник писал: «Лишить меня моей нерушимой стены — неукротимой, нежной, волевой и неистовой Нины — было мечтой многих черных людей и тайных сил».

В конце 1990-х Илья Глазунов познакомился со своей второй женой, Инессой Орловой, которая вскоре возглавила картинную галерею художника. Вместе они прожили до смерти Глазунова в 2017 году.

В 1979 году Глазунову присвоили звание народного художника РСФСР. А еще через год по заказу ЮНЕСКО он выполнил живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» в Штаб-квартире организации.

В 1980-х Глазунов преподавал в Московском государственном художественном институте им. Сурикова, где возглавил мастерскую портрета. Студентов он учил тщательно прорабатывать детали картин, изучать технику старых мастеров, в том числе иконописцев. Лев Колодный писал: «Студенты мастерской портрета стали постоянными читателями библиотеки… Изучали добытую на стороне религиозную литературу. Постигали искусство иконы. Выглядели в студенческом потоке так, что с первого взгляда можно было определить: «Вот идет студент Глазунова».

Продолжил Глазунов и ездить за границу. Он посетил страны Латинской Америки, побывал в Никарагуа, где создал цикл работ «Никарагуанский дневник». По приглашению Фиделя Кастро Глазунов приехал на Кубу и написал его портрет.

Илья Глазунов. Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию (фрагмент). 1980. Штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж, Франция

Вскоре художник посетил Италию, где ему позировал президент Алессандро Пертини. В прессе Глазунова критиковали за то, что он часто изображал политических лидеров. Художник писал: «В портретах я стараюсь запечатлеть лик эпохи. <…> Нет неинтересных лиц, как нет неинтересных людей». В эти же годы Глазунов работал над циклом «Поле Куликово», который посвятил 600-летию Куликовской битвы. По поручению Министерства культуры СССР в 1981 году он основал Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

В 1987 году Глазунов создал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ). Ректором этого учебного заведения он был до своей смерти. По замыслу художника в Академии должны возрождать традиции русской реалистической школы, заниматься исторической и религиозной живописью.

К тысячелетию Крещения Руси Глазунов создал полотно «Вечная Россия». На нем он изобразил историю России в виде крестного хода, в котором участвовали знаменитые деятели искусства, науки и политики.

В 1989 году по заказу правительства Глазунов занимался оформлением комнат посольства СССР в Мадриде. В 1990-х он реставрировал помещения Московского Кремля, в том числе Петровский и Русский залы и кабинет Президента России. Не оставил Глазунов и живопись: он создал картины «Великий эксперимент», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Христос в Гефсиманском саду». Художник в очередной раз побывал в Италии и на этот раз нарисовал портрет папы Римского Иоанна Павла II.

В 2004 году в Москве открыли галерею Ильи Глазунова. В ней выставили свыше 700 картин художника. Всего же он создал больше трех тысяч полотен. Продолжал работать Глазунов до своей смерти. В 2000-х он создавал пейзажи Русского Севера, портреты политиков.

Последняя выставка Глазунова прошла в 2011 году в Конногвардейском манеже Санкт-Петербурга. На ней он показал свои картины «Изгнание торговцев из Храма», «И снова весна», «Раскулачивание» и серию пейзажей. Умер художник 9 июля 2017 года. Похоронили Илью Глазунова на Новодевичьем кладбище в Москве.