Публикации раздела Музыка

Гений киномузыки

Александр Зацепин — гений киномузыки, написавший песни и мелодии более чем к 120 фильмам и мультфильмам.

Хитов в его музыкальной кинокопилке не счесть. И главное, что это песни на все времена, они не устаревают, их слушают, поют, под них проживают лучшие моменты своей жизни.

Александр Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске. После школы поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Из института был призван в армию и там самостоятельно освоил несколько музыкальных инструментов.

В 1956 году Александр Сергеевич окончил Алма-Атинскую консерваторию. Его дипломной работой был балет «Старик Хоттабыч», который вскоре поставили в Театре оперы и балета в Алма-Ате. А Зацепин устроился работать на студию «Казахфильм», где и состоялся его дебют в качестве кинокомпозитора. Он написал музыку к фильму «Наш милый доктор». Но популярность к нему пришла позже, уже в Москве, когда он начал сотрудничать с режиссером Леонидом Гайдаем и написал знаменитые мелодии к его фильмам «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», а затем и к «Бриллиантовой руке». Также он работал с Гайдаем на фильмах «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди». Впоследствии композитор с удовольствием вспоминал сотрудничество с Леонидом Гайдаем:

«У него чрезвычайно много эксцентрики, которую я люблю. Когда мы начали делать наш первый фильм, «Операцию «Ы», мне, как всегда, дали сценарий, по которому я должен был написать музыкальную экспликацию номеров. Там были лаконичные и понятные ремарки — что, в каком жанре нужно сделать: «здесь галоп», «здесь марш», «здесь полька» и так далее. Я довольно быстро включился, но первое время он меня постоянно подбадривал: «Саша, а быстрее нельзя?» Потом, когда мы сработались, он стал мне полностью доверять».
Александр Зацепин

В 1965 году состоялась судьбоносная встреча двух многолетних соавторов — Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва. Вместе они написали более 100 песен. И это был тот самый счастливый случай, когда поэт и композитор понимали друг друга с полуслова. Их песни — это самые настоящие маленькие шедевры, как по музыке, так и по текстам. Стоит вспомнить хотя бы такие хиты, как «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки», «Есть только миг» из «Земли Санникова», «Давным-давно была война» из «Командира счастливой «Щуки», «Песня о Купидоне» из «Не может быть!», «Разговор со счастьем» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», «Ты не стал судьбой» и «Этот мир» из картины «Женщина, которая поет».

Бриллиантовая рука
Комедия
1968
95 мин
Земля Санникова
Приключения
1973
95 мин
Не может быть
Комедия
1975
91 мин

Песни Александра Зацепина исполняли звезды советской эстрады и кино — Андрей Миронов, Юрий Никулин, Валерий Золотухин, Олег Даль, Олег Анофриев, Татьяна Анциферова, Аида Ведищева, София Ротару, Жанна Рождественская. Сотрудничал Александр Сергеевич и с примадонной нашей эстрады — Аллой Пугачевой. Она исполняла его песни в фильмах «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина», «Повар и певица», «Женщина, которая поет».

Легендарными можно уже, наверное, назвать песни Александра Зацепина из фильма «31 июня». Его музыка — это, пожалуй, половина успеха этой картины. Да и вообще мелодии Александра Сергеевича в кино — это не фон, это полноправные участники действия, сюжета, без них эти истории были бы неполными и что-то бы явно потеряли. Во всяком случае, представить эти картины без песен Зацепина теперь уже абсолютно невозможно.

Сейчас песни Александра Зацепина с удовольствием берут в свой репертуар молодые исполнители. К этому Александр Сергеевич относится вполне положительно. «Если новое исполнение получится удачным и оно понравится людям, значит, песня обретет вторую жизнь», — говорит композитор.

Поздравляем Александра Сергеевича с юбилеем, с удовольствием слушаем и поем его песни и, конечно, ждем новых хитов маэстро!

Смотрите также

«От музыки в кино очень многое зависит»
Интервью с Максимом Дунаевским.
Век джаза Олега Лундстрема
Легендарный музыкант.
Музыка Алексея Рыбникова
Я себя чувствую победившим Буратино, у которого свой театр