Как читать роман «Идиот» Федора Достоевского

«Идиот»
входит в «великое пятикнижие» Достоевского
 — так называют пять его самых масштабных романов. В 1860–70-х автор написал главные произведения одно за другим: «Преступление и наказание»
, «Идиот», «Бесы»
, «Подросток»
и «Братья Карамазовы»
. Достоевский выражал в книгах свои взгляды на проблемы общества, религию, философию, и поэтому исследователи рассматривают эти романы как единую систему. Рассказываем, когда появился роман «Идиот», почему он получил такое название и как писатель создавал образ главного героя.

История создания романа

Первое произведение «пятикнижия», «Преступление и наказание»
, принесло Федору Достоевскому
успех и славу. Но вскоре после выхода романа, в 1867 году, писатель уехал в Европу: в Петербурге его одолевали кредиторы, потому что он взял на себя долги покойного брата Михаила. К тому же у литератора расстроилось здоровье и участились приступы эпилепсии, которой он страдал с юности. Вместе с женой Анной Сниткиной Достоевский жил в Германии, Швейцарии и Италии, именно за границей он написал роман «Идиот».
В Европе азартный Достоевский пристрастился к игре в рулетку. В модном курортном Баден-Бадене он проигрывал в казино все деньги, которые ему присылали. Писатель надеялся, что литература избавит его от зависимости, и как раз в этот тяжелый период сел за новый роман. Работа шла напряженно, у Достоевского участились приступы болезни: «Голова моя обратилась в мельницу. Как я не помешался — не понимаю», — отмечал он в одном из писем. За первые главы он получил от издателя аванс, что было кстати: супруги ждали ребенка. У писателя родилась дочь Соня, он очень привязался к девочке, проводил с ней много времени. Но ребенок умер в два месяца от воспаления легких. Для семьи смерть дочери стала большим ударом.
Вторую и третью части романа Достоевский писал в напряженном ритме, в письмах он упоминал, что за работой сидел «и день, и ночь». В то время супруги уже жили в небольшом швейцарском городе Веве: «…одна из первых панорам в Европе. В самом роскошном балете такой декорации нету, как этот берег Женевского озера… Горы, вода, блеск — волшебство». Биограф Достоевского Леонид Гроссман отмечал, что пейзажи Веве встречаются в романе — в тех местах, которые посещал главный герой князь Мышкин.
Достоевский часто бывал в читальнях и кафе
, где изучал русские газеты. За границей он боялся потерять связь с родиной, а это могло, по его мнению, плохо отразиться на книге. Писатель просматривал все новости, особенно криминальные. Некоторые из них упоминались в романе, например убийство семьи Жемариных.

Почему Мышкин — идиот

Павел Соколов-Скаля. Князь Мышкин. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Идиот» (фрагмент). 1950-е годы. Литературный музей Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Павел Соколов-Скаля. Настасья Филипповна. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Идиот» (фрагмент). 1950-е годы. Литературный музей Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Павел Соколов-Скаля. Парфен Рогожин. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Идиот» (фрагмент). 1950-е годы. Литературный музей Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Главный герой произведения — князь Лев Мышкин, последний представитель древнего обедневшего рода. Его отец умер под судом в военном госпитале, детство князь провел у родственников. В юности у него проявилась эпилепсия — «падучая», как говорили раньше. Из своего опыта Достоевский знал, как проходят приступы, и детально описал их в романе.
Мышкина отправили на лечение в Швейцарию, где он провел четыре года. В начале книги 26-летний князь вернулся в Петербург и познакомился в поезде с Парфеном Рогожиным, сыном купца, влюбленным в своенравную красавицу Настасью Филипповну. В доме своей дальней родственницы Мышкин встретил других героев романа: генерала Епанчина, трех его дочерей — Александру, Аделаиду и Аглаю, а также секретаря Ганю Иволгина. Здесь же Мышкин увидел фотографию той самой Настасьи Филипповны, которая поразила его своей красотой.
Общество поначалу приняло Мышкина как юродивого или «идиота», настолько странными все посчитали его разговоры. В медицине этот термин означает глубокую форму умственной отсталости, некоторые больные не могут говорить и мыслить. Так называл себя и сам герой: «…я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота…» Он во многом вел себя прямолинейно и порой наивно, говорил то, что думает, и выражал свои чувства. Такое поведение в сдержанном и даже чопорном высшем обществе XIX столетия выглядело странным, пугающим и нездоровым.
В доме генерала Мышкин рассуждал о смертной казни, которую лично видел во Франции, и о том, что чувствует и думает перед смертью осужденный. Для Достоевского это была важная тема: его самого арестовали за распространения письма литературного критика Виссариона Белинского
к Николаю Гоголю, а затем приговорили к смерти. Белинский, по мнению власти, в «дерзких выражениях» высказывался о религии и законах, о положении России и народа. Достоевского помиловали перед самой казнью, когда осужденным уже зачитывали приговор. Расстрел заменили каторгой, где писатель провел несколько лет. По мнению критиков, впечатление от пережитой близости смерти Достоевский передал в монологе Мышкина.

Князь: «положительно прекрасный человек»

Сохранились несколько тетрадей, в которых Достоевский делал наброски к произведению. Сначала он задумывал главного героя как сильную волевую личность, борца с собственными пороками. Исследователи полагают, что замысел воплотился в следующем романе писателя — «Бесы»
, в главном герое Николае Ставрогине. А в «Идиоте» автор отказался от этой идеи, уничтожил главы, которые писал несколько месяцев, и решил создать образ «положительно прекрасного человека»:
Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы — еще далеко не выработался.
Федор Достоевский. Из письма племяннице Софье Ивановой
Одним из любимых героев Достоевского был Дон Кихот, персонаж одноименного произведения Мигеля де Сервантеса
. Литератор отмечал: «Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения. Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли, это самая горькая ирония, которую только мог выразить человек». Странствующий «рыцарь печального образа» Дон Кихот потерял рассудок за чтением романов. Смешной и наивный, но при этом великодушный, герой искренне стремился помогать незнакомым людям, видел в каждом человеке прекрасное. Другой образ, на который ориентировался Достоевский в работе над «Идиотом», — Пиквик, персонаж романа Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»:
Чем сделать лицо героя симпатичным читателю? Если Дон Кихот и Пиквик как добродетельные лица симпатичны читателю и удались, так это тем, что они смешны. Герой романа Князь если не смешон, то имеет другую симпатичную черту: он невинен!..
В Мышкине, как в «прекрасном человеке», соединились искренность и чуткость. Он сочувствовал униженным и жалел «падших», мечтал о счастье для всех людей и не знал злобы и мстительности. В черновиках Достоевский даже называл его «Князь Христос». Некоторые исследователи полагают, что писатель воплотил в образе Мышкина совершенство христианской добродетели.

Что писали современники о романе

Писатель Николай Лесков. 1883–1884 годы. Фотография: Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва
Писатель Михаил Салтыков-Щедрин. 1939 год. Фотография: Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва
Публицист Николай Страхов. 1880-е годы. Фотография: Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва
Достоевский закончил роман во Флоренции в январе 1869 года. «Идиот» публиковали по частям в литературном журнале 
«Русский вестник» в 1868–1869 годах. Произведение заинтересовало читателей, его горячо обсуждали. Критики писали разные отзывы — и положительные, и негативные. В «Вечерней газете» вышло анонимное обозрение, исследователи считают, что его автор — писатель Николай Лесков
:
Главное действующее лицо романа, князь Мышкин, — идиот, как его называют многие; человек крайне ненормально развитый духовно, человек с болезненно развитою рефлексиею, у которого две крайности, наивная непосредственность и глубокий психологический анализ, слиты вместе, не противореча друг другу…
Михаил Салтыков-Щедрин
говорил о произведении Достоевского: «С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…»
Критики делились впечатлениями о романе и в личных письмах автору, как, например, публицист Николай Страхов:
Какая прекрасная мысль! Мудрость, открытая младенческой душе и недоступная для мудрых и разумных, — так я понял Вашу задачу. Напрасно Вы боитесь вялости; мне кажется, с «Преступления и наказания» Ваша манера окончательно установилась, и в этом отношении я не нашел в первой части «Идиота» никакого недостатка.
Поэт Аполлон Майков
в личном письме отмечал, что не всех персонажей романа можно представить как реальных лиц, они словно живут в фантастическом мире:
…Ужасно много силы, гениальные молнии… но во всем действии более возможности и правдоподобия, нежели истины. Самое, если хотите, реальное лицо — Идиот (это Вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, на всех хоть и сильный, определительный, но фантастический, какой-то исключительный блеск.

Театральные постановки и экранизации

«Идиот» вышел отдельной книгой в 1874 году, позже его не раз переиздавали. Спектакли по роману ставили на театральных сценах в России и за рубежом. Одна из самых известных постановок — одноименный спектакль Георгия Товстоногова
. Премьера прошла в Большом драматическом театре Ленинграда
в 1957 году, роль князя Мышкина исполнил Иннокентий Смоктуновский
. Театровед Анатолий Смелянский отмечал, что «Идиот» сразу стал легендой, в рецензиях 1950-х встречались такие характеристики, как «чудо» и «откровение».
Также по мотивам романа снимали фильмы. Первый из них вышел в 1910 году, в короткометражную ленту были включены самые яркие сцены, например знакомство Мышкина с Рогожиным и горящие в огне деньги в доме Настасьи Филипповны. В некоторых экранизациях режиссеры переносили сюжет в другое время и место. В «Идиоте» японского постановщика Акиры Куросавы действие разворачивается в Японии в середине XX века, а главный герой возвращается из плена.
В Советском Союзе в 1958 году вышла экранизация «Идиота», которую снимал режиссер Иван Пырьев. Главной линией в его экранизации стала история героини Настасьи Филипповны. Роль князя исполнил актер Юрий Яковлев
. В 2000-х Владимир Бортко
снял сериал «Идиот» из десяти серий, главные роли сыграли Евгений Миронов
и Владимир Машков
.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна