Аполлон Майков
Годы жизни: 04 июня 1821 - 20 марта 1897
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Поэт
Содержание
«Вся моя биография — не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…» — говорил поэт. Лирика Аполлона Майкова была отражением его жизни — увлечений, политических взглядов и исторических событий, свидетелем которых он стал.
Литература или живопись?
![Аполлон Майков. Портрет мужчины в тюрбане (фрагмент). Середина XIX века. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва](https://cdn.culture.ru/images/ff25d5d9-a8c8-50c2-8e6a-6932dc853ebe/t_average/7-jpg.png)
![Аполлон Майков. Летний пейзаж. 1894. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва](https://cdn.culture.ru/images/941f1c74-6586-5856-8067-e003fabc6b21/t_average/8-jpg.png)
![Аполлон Майков. Странница (фрагмент). Набросок. Первая половина XIX века. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва](https://cdn.culture.ru/images/b1fde944-35eb-52d2-b72d-7a81ffded183/t_average/9-jpg.png)
Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции. Отец, Николай Майков, был академиком живописи, мать, Евгения Майкова, — писательницей и поэтессой. «Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал писатель Иван Гончаров, дававший в семье уроки литературы и русского языка.
Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарен и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.
«Его стихи напоминают античных поэтов»
![Аполлон Майков. 1860-е годы. Фотография: Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва](https://cdn.culture.ru/images/28c275db-3c8a-53c7-9df6-054dad5d4e4a/t_average/01-jpg.png)
![Аполлон Майков. XIX век. Фотография: Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/07a777d7-0782-5379-a2a9-a93e456fb18e/t_average/02-jpg.png)
![Аполлон Майков. Москва, 1870-е годы. Фотография: Объединенный мемориально-художественный музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева и народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных», Пушкино, Московская область](https://cdn.culture.ru/images/8923f865-c338-5858-bd2e-e25a156ab84f/t_average/03-jpg.png)
Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».
Первые произведения Майкова были опубликованы в конце 1830-х годов. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. «Поэтический, полный жизни и определенности язык» — так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».
За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах.
Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике — «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».
Кружок Петрашевского и натуральная школа
![Игнатий Хелмицкий. Аполлон Майков в своем рабочем кабинете. 1897. Государственный исторический музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/8c2841e9-6e98-5be7-861c-cb1bbc11c4d8/t_average/6-jpg.png)
![Петр Борель. Аполлон Майков. Середина XIX века. Пензенский литературный музей, Пенза](https://cdn.culture.ru/images/83c311c6-422a-5da4-b9a0-5bcf79553933/t_average/4-jpg.png)
![Василий Матэ. Аполлон Майков. 1897. Государственный исторический музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/a3a02b8d-4b69-5f38-878a-aa00dd34005a/t_average/5-jpg.png)
Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым.
С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым. Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».
«…На полке книги — да, о человеке
Вы можете наверно заключать
По избранной его библиотеке,
В его душе, в понятиях читать, —
Лежали там комедии Гольдони,
История мадонны и святых,
Либретто оперы, стихи Тассони
Да календарь процессий храмовых…»
Вы можете наверно заключать
По избранной его библиотеке,
В его душе, в понятиях читать, —
Лежали там комедии Гольдони,
История мадонны и святых,
Либретто оперы, стихи Тассони
Да календарь процессий храмовых…»
Аполлон Майков. Отрывок из поэмы «Две судьбы» (1845)
Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».
Славянофилы и «чистое искусство»
![Юрий Люкшин. Плач Ярославны (фрагмент). Из серии иллюстраций к «Слову о полку Игореве». 2000. Государственный литературный музей «ХХ век», Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/6f6efcd0-12ad-5f1f-a3a6-79d82e00cff7/t_average/02-jpg.png)
![Юрий Люкшин. Церковь Богородицы Пирогощей (фрагмент). Из серии иллюстраций к «Слову о полку Игореве». 2000. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул](https://cdn.culture.ru/images/7dd5ff9b-ee06-5f06-8e74-8d6f5463f2a1/t_average/01-jpg.png)
![Юрий Люкшин. Моление Ярославны (фрагмент). Из серии иллюстраций к «Слову о полку Игореве». 2001. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул](https://cdn.culture.ru/images/6cf18502-4a81-587b-907d-c6808db98c1f/t_average/03-jpg.png)
С 1850-х годов Аполлон Майков сблизился с редакцией «Москвитянин», и в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения. Майков разделял славянофильские идеи Михаила Погодина (издателя журнала), Михаила Каткова, Федора Тютчева. В этот период поэт выступал против влияния западноевропейской культуры. Он много писал о красоте русской природы. Эти стихотворения, по словам публициста Михаила Бородкина, «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами». Многие произведения Майкова были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским и другими композиторами.
Немного позже поэт в своем творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.
Поэт увлекался историей Древней Руси и славянским фольклором. В 1866–1870 годах он переводил «Слово о полку Игореве». Исследователи древнерусской литературы признали его поэтический перевод одним из лучших.
В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.
Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.
В публикациях
Смотрите также