Истоки наших музеев: частные коллекции России

Мы помним, что Третьяковскую галерею основал купец Павел Михайлович Третьяков, Эрмитаж вырос из личной коллекции императрицы Екатерины Великой, а импрессионисты оказались в Пушкинском музее благодаря Щукину и Морозову. А какие ещё меценаты и коллекционеры пополнили коллекции наших знаменитых музеев? Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

Николай Румянцев

Канцлер Николай Румянцев обожал старинные рукописи и книги — в его библиотеке было около 30 тысяч томов. Крупным было и собрание живописи. Все это он завещал государству, и через два года после его смерти, в 1828 году, Николай I издал указ об основании Румянцевского музея. Он просуществовал почти сто лет, постоянно пополняясь, и если б не был закрыт большевиками, безусловно, входил бы в первую пятерку русских музеев. В 1924 году его здание — (Пашков дом
) — было передано Ленинке
, европейские полотна, в том числе Рембрандт, попали в Пушкинский музей
или отправлены в регионы, а русская живопись — в Третьяковскую галерею
.
Дж. Доу. Портрет Н. Румянцева. 1-я половина XIX века. Музей Академии художеств
Добрилово Евангелие. 1164 год. РГБ
Неизвестный художник. Женский портрет. XVII век. Дальневосточный художественный музей
Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660. ГМИИ
Симоновское Евангелие 1270 года

Дмитрий Татищев

Известный русский дипломат, служивший посланником при многих европейских дворах — в том числе в таких центрах искусств, как Неаполь, Мадрид и Вена. Свою коллекцию он завещал Николаю I, который ради этого заплатил его огромные долги. Большинство из купленных им полотен попали в Эрмитаж
. Особенность Татищева — он полюбил ранних нидерландских художников, когда их еще никто не любил. Так в Россию попали Робер Кампен и Ян ван Эйк. Правда, «Татищевский диптих» работы ван Эйка большевики продали (сейчас он в Метрополитен-музее), и в России этого автора больше нет.
В. Тропинин. Портрет Д. Татищева. 1838. Музей Российской академии художеств
Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо (Тосини). Святое семейство с Иоанном Крестителем. XVI век. Эрмитаж
Р. Кампен. Мадонна с Младенцем у камина. До 1430 года. Эрмитаж
Р. Кампен. Троица. 1430-е. Эрмитаж
Ян Провост. Мадонна с Младенцем. 2-я половина XV века. Эрмитаж

Сергей Третьяков

Брат основателя знаменитой галереи также обожал искусство, но из деликатности не мешал Павлу — практически не покупал русское. Зато его приобретения европейского искусства были огромны: в частности, он одним из первых распробовал барбизонскую школу. В завещании он наказал знаменитому брату располагать его коллекцией; она влилась в фонды будущей Третьяковской галереи, а после революции большинство западных работ были переданы в Пушкинский музей.
В. Серов. Портрет С.М. Третьякова. 1895. ГТГ
Ж. Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь. 1882. ГМИИ
Ж.Л. Давид. Портрет молодого человека. Ок. 1800. ГМИИ
Ж.Ф. Милле. Собирательницы хвороста. 1850-е. ГМИИ
М. Мункачи. Составление букета. Ок. 1882. ГМИИ

Алексей Хитрово

Егермейстер императорского двора, действительный статский советник так увлекался изящными искусствами, что его коллекции завидовал даже Бенуа. По матери он принадлежал к итальянскому графскому роду Пандольфини, но жемчужиной его коллекции были британцы — портреты Гейнсборо, Лоуренса, Ромни, которые он завещал Эрмитажу. После революции 1905 года Хитрово уехал в Париж и увез картины с собой. Умер он в 1912 году, а Эрмитаж с приключениями сумел получить обещанное лишь в 1916 году.
Алексей Захарович Хитрово
Д. Опи. Женский портрет (Мисс Френсис Винникомб). 1790-е. Эрмитаж
Д. Ромни. Портрет миссис Хэрриэт Грир. 1780-е. Эрмитаж
Т. Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1770-1780-е. Эрмитаж
Т. Лоуренс. Портрет Эмили Хэрриет Уэлсли-Поул (леди Реглан). 1814–1815. Эрмитаж

Наталья Шабельская

Богатая харьковская помещица, которая основала в Москве частный Музей старины. В поисках подлинных русских народных костюмов она исколесила всю страну. Еще у нее были мастерские, в которых вышивальщицы реставрировали и создавали новое. Сохранилась коллекция фотокарточек, на которых ее две дочери и работницы позируют в этих нарядах. После смерти Шабельской гигантская коллекция, увы, оказалась рассеянной: более двух тысяч вещей сегодня в Этнографическом музее
, остальные в Эрмитаже, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства
, ГИМе
, а также в Метрополитен-музее (дочери-эмигрантки продали то, что оказалось за границей).
Наталья Шабельская
Коллекция Шабельской. РЭМ
Коллекция Шабельской. РЭМ
Коллекция Шабельской. РЭМ
Коллекция Шабельской. РЭМ

Георгий Костаки

Знаменитый коллекционер русского авангарда увлекся покупками картин, еще когда работал шофером в греческом посольстве в 1930-е. К 1979 году, когда он собрался уехать из СССР на историческую родину, в Грецию, ему пришлось оставить львиную долю собрания здесь как своего рода выкуп. С одной стороны, несправедливо, конечно. А потом взглянешь, что попало в Третьяковку, и понимаешь: разрешить такое вывезти — совершить преступление перед отечественной культурой.
Георгий Костаки
А. Лентулов. Пейзаж с воротами. Кисловодск. 1913. ГТГ
К. Малевич. Автопортрет. Ок. 1910. ГТГ
К. Малевич. Портрет М.В. Матюшина. 1913. ГТГ
Л. Попова. Живописная архитектоника. Красное с синим. 1918. ГТГ
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна