Публикации раздела Музеи

5 экспонатов Музея политической истории России

Государственный музей политической истории России хранит около полумиллиона предметов: произведения искусства и документы, личные вещи политических и культурных деятелей, подлинное старинное оружие и многое другое. Сотрудники музея специально для портала «Культура.РФ» рассказали о пяти экспонатах, которые были свидетелями необычных, а порой и таинственных событий.

Муляж окорока — тайник для хранения оружия. 1905–1907 годы

Автор муляжа — художник-скульптор Афанасия Шмидт, которая работала в Петербургском патологическом музее мясоведения в начале XX века. Во время первой русской революции, в 1905–1907 годы, Шмидт присоединилась к Боевой технической группе при ЦК РСДРП под именем Фаня Беленькая. Специально для нее в Финляндии сняли дачу, где организовали подпольную лабораторию для создания фальшивых документов и прочего. Многие муляжи мяса животных и птиц, которые создала Шмидт, стали надежными тайниками для оружия и документов. Однажды Фане принесли револьвер, который нужно было надежно спрятать, — и художница вложила его в муляж окорока. Позже оказалось, что Музей мясоведения должен срочно отправить этот экспонат на выставку в Дрезден — и муляж пересек две границы с револьвером внутри, целым и невредимым. В 1934 году Шмидт передала окорок-тайник в дар Музею Революции (прежнее название Музея политической истории России).

Бутылка с 500-рублевой купюрой Государственного банка Российской империи образца 1907 года

Эта бутылка — один из старейших экспонатов музея. Она сохранилась после так называемой «тифлисской экспроприации» — ограбления банка, организованного 6 (13) июня 1907 года Боевой технической группой при ЦК РСДРП. Эта тайная организация занималась доставкой оружия, подготовкой боевиков в годы революции 1905–1907 годов, а также добычей денег для партийной кассы. Участники ограбления под руководством Симона Тер-Петросяна (Камо), знакомого Иосифа Сталина, устроили налет на карету казначейства в Тифлисе. Они забросали экипаж бомбами, похитили 250 тысяч рублей (примерно 250 миллионов современных рублей) и успели скрыться. В результате налета погибло несколько городовых и казаков, а около десяти человек, включая простых прохожих, получили ранения.

Вскоре после ограбления Камо, отчаянно рискуя, перевез всю сумму в пассажирском поезде из Тифлиса под Петербург, где жили Владимир Ленин и Леонид Красин, лидер самой Боевой технической группы. Но использовать украденные деньги не удалось: номера похищенных купюр были опубликованы в газетах. Попытки членов группы разменять их в России и за рубежом привели к арестам. Тогда Красин поручил Афанасии Шмидт подделать в ее лаборатории номера части купюр. В начале работы одна из банкнот была испорчена — первая цифра вышла меньшего размера, чем остальные. Красин предложил не сжигать эту пятисотку, а сохранить для будущего Музея Революции. Купюру положили в бутылку и закопали недалеко от поселка Райвола (ныне Рощино). В 1928–1929 годах первый ответственный организатор боевой группы Николай Буренин, разыскивая в Финляндии историко-революционные материалы, откопал бутылку и передал ее в музей.

Следственный фотоальбом «Смерть Григория Распутина-Новых» (1916 год) и акт о сожжении тела Распутина (1917 год)

В ночь на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце был убит один из самых загадочных людей в российской истории — Григорий Распутин. По основной версии Распутина убила во дворце Феликса Юсупова группа заговорщиков, в числе которых были великий князь Дмитрий Павлович, сам Феликс Юсупов и депутат Госдумы Владимир Пуришкевич. Распутин имел большое влияние на императрицу Александру Федоровну, многие считали его агентом немцев и даже виновником войны, что подрывало имидж Романовых. Великие князья требовали отстранения Распутина от двора, но услышаны не были и решились на убийство. Старца сначала пытались отравить, но яд почему-то не подействовал, и Юсупов выстрелил в Распутина почти в упор. Григорий бросился бежать, и лишь третий выстрел Пуришкевича его добил.

В фондах музея сохранился фотоальбом с двумя десятками снимков, сделанных в ходе следствия 17–20 декабря 1916 года по этому делу. Фотографии запечатлели место предполагаемого убийства во дворике Юсуповского дворца, Петровский мостик, откуда тело Распутина сбросили в воду, криминалистические детали и улики.

Во время Гражданской войны альбом попал на Юг России. Скорее всего, туда его привез один из бывших столичных полицейских или судебных чиновников, который после прихода к власти большевиков бежал на территорию, контролируемую Белой армией. Оттуда его прислали в музей в 1950-х годах.

Еще более интересным образом попал в музей акт о сожжении тела Распутина. В 1970–80-х годах этот документ был похищен из Государственного исторического архива Ленинградской области, а спустя много лет, в мае 1995 года, его случайным образом обнаружил сын жителя поселка Песочный Рамиля Калмыкова. Мальчик играл во дворе своего дома и подобрал лежавший на земле около кучи макулатуры небольшой альбом для рисования из плотной старинной бумаги. В нем оказались сложенные вчетверо листы, на одном из которых была надпись — «Акт о сожжении трупа Григория Распутина». Отец мальчика сообщил на «Радио Балтика» о находке, и научный сотрудник музея сразу же выехал за документом.

Стоит уточнить, зачем тело Распутина вообще сожгли. После Февральской революции Временное правительство решило уничтожить останки фаворита императорской семьи, так как власти опасались, что его могила превратится в место своеобразного паломничества сторонников монархии. Поэтому тайную могилу Распутина на окраине Александровского парка в Царском Селе разрыли, тело доставили в Петроград и сожгли в котельной Политехнического института в ночь на 11 марта 1917 года. Операцией руководил петроградский журналист Филипп Купчинский, уполномоченный Временным комитетом Государственной Думы. В Акте о сожжении исполнители указали место нового захоронения в завуалированной форме: «около большой дороги Лесного на Пискаревку в лесу».

Солнцезащитные очки Валерия Чкалова. США, 1937 год

18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 начали беспрецедентный беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — США. Летчики пролетели более 9 тысяч километров, проведя в воздухе более 60 часов.

Температура в кабине опускалась ниже нуля, самолету постоянно угрожала опасность обледенения лопастей и корпуса. Поэтому, пока один пилот находился за штурвалом, второй почти непрерывно вручную качал антиобледенительную жидкость. Иногда со льдом приходилось бороться «финкой» — финским ножом. Кроме того, во время полета видимость очень часто была плохой, а иногда отсутствовала вообще. В таких условиях пригодился навык «слепого» пилотирования, мастером которого был второй пилот Байдуков. Экипажу пришлось столкнуться и с проблемой кислородного голодания. Чтобы подняться над густым слоем облаков, приходилось набирать такую высоту, где без кислородной маски было не обойтись. Это привело к дефициту запасов кислорода во второй части перелета, а также к перерасходу горючего, которого едва хватило на завершение полета.

20 июня самолет приземлился на американском военном аэродроме возле Ванкувера (штат Вашингтон). Военный комендант аэродрома генерал Маршалл пригласил летчиков к себе домой, где оказалось, что у советского экипажа, кроме полярных костюмов, не было никакой другой одежды, а предложенные генералом костюмы оказались не по размеру. «Генеральские брюки доходили мне до шеи, − вспоминал Чкалов. — Пришлось обедать у генерала в одном белье». Пока гости отдыхали, хозяин позаботился об их гардеробе: «Десятки костюмов на выбор, белье, обувь, шляпы и тому подобные мелочи заполнили комнату. Одна портландская фирма прислала нам на выбор свои товары и на этом впоследствии приобрела большую популярность». Среди подаренных Чкалову вещей оказались и американские солнцезащитные очки.

Многие годы Ольга Чкалова, супруга летчика, хранила те самые солнцезащитные очки в память о муже и в 1975 году передала их в музей.

Личные вещи Юрия Гагарина. 1960-е годы

27 марта 1968 года Юрий Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин погибли во время тренировочного полета. Учебный самолет МиГ-15 УТИ, которым они управляли, разбился вблизи деревни Новоселово Владимирской области. Государственная комиссия, выяснявшая обстоятельства трагедии, так и не смогла однозначно определить причину авиакатастрофы.

Результаты работы комиссии были рассекречены только в 2011 году. Причиной крушения эксперты назвали уход самолета в штопор после резкого маневра, который выполнялся, вероятно, для отворота от шара зонда или для предотвращения входа в облачность. Отсутствие официальной версии катастрофы в течение такого долгого времени породило множество теорий. Так, в 2013 году космонавт Алексей Леонов обнародовал свою версию случившегося. Ссылаясь на рассекреченные данные, он рассказал журналистам, что в момент последнего полета Гагарина рядом в небе оказался истребитель Су-15, который вылетел с аэродрома в подмосковном Жуковском, нарушил режим, опустился до высоты 450 метров и прошел слишком близко к самолету летчика-космонавта, что и спровоцировало катастрофу. Летчик и ученый Арсений Миронов, принимавший участие в расследовании, утверждал, что эта версия ошибочна.

В коллекции музея находятся фрагменты листов планшета, обнаруженные на месте гибели Гагарина. На них сохранились обрывочные записи: обычно летчик записывал полетное задание, запасные частоты радиосвязи, координаты запасных аэродромов. Во время полета пилот отмечал карандашом свое местоположение, показания приборов. Известно, что Гагарин тщательно готовился к тренировочным полетам и предварительно фиксировал необходимые сведения.

Также в музее можно увидеть и личные вещи космонавта: значок, свидетельство военного летчика первого класса, летний китель и другие. Вещи в музей передала вдова космонавта Валентина Гагарина.

Фотографии предоставлены Государственным музеем политической истории России.

Беседовала Екатерина Тарасова

Смотрите также

5 экспонатов Национального музея Республики Карелия
Древние петроглифы, стул Петра I, старинные купюры и другие интересные объекты.
7 экспонатов Дома-музея А.Н. Островского
Столярный верстак писателя, фотографии XIX века и другие предметы.
5 шедевров Русского музея
Интересные детали из истории известных картин.