Публикации раздела Архитектура

История одного здания: библиотека Алвара Аалто в Выборге

Когда архитектор Алвар Аалто начал строить в Выборге здание библиотеки, город находился на территории Финляндии: после революции она вышла из состава Российской империи и приобрела независимость. Но в 1944 году, во время Великой Отечественной войны, Выборг стал частью Ленинградской области. Так здание библиотеки «переехало» через границу и превратилось в образец финской архитектуры в СССР. Читайте в нашем материале, как Алвар Аалто несколько раз изменял проект этого сооружения, зачем разместил круглые окна в потолках и почему сам разрабатывал интерьер для проекта.

Алвар Аалто — архитектор северного модернизма

Архитектор Алвар Аалто. Хельсинки, Финляндия, 1974 год.
Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Библиотекам часто присваивают имена их основателей или известных писателей. Например, московская «Иностранка» носит имя ее первого директора — Маргариты Рудомино. Алвар Аалто не писал книг и не создавал новых библиотечных фондов — он был архитектором из Финляндии, автором проекта этого здания.

Аалто считали новатором своего времени, одним из родоначальников североевропейского модернизма и крупнейшей фигурой финской архитектуры. Он начал работать в 1920-е годы — в период экономического и промышленного подъема в Финляндии. Художественные взгляды архитектора не раз менялись. В молодости он создавал проекты в духе североевропейского неоклассицизма. В этом направлении сочетались восходящие к Античности образцы и народные мотивы из скандинавской культуры.

Дольше всего Аалто работал в интернациональном стиле, основой которого были эксперименты с пространством и балансом здания. Архитекторы-интернационалисты чаще всего проектировали строения простой прямоугольной формы, отказывались от декоративных элементов. Внешний лаконизм таких сооружений уравновешивался обилием открытых внутренних пространств и иллюзией легкости всей конструкции.

Аалто разрабатывал эргономичные проекты с учетом человеческих потребностей. Он наполнял строения светом, важным в северных широтах, и экономил пространство за счет лаконичных деталей и форм.

От неоклассицизма к функционализму: как менялся проект библиотеки

В институте Алвар Аалто учился у Сигурда Фростеруса — представителя рационалистического направления в архитектуре. Фростерус считал, что не нужно обращаться к романтизированным скандинавским мотивам. Он использовал в своих проектах металлические конструкции в индустриальном стиле. Аалто под его влиянием отошел от североевропейского классицизма и обратил внимание на иные возможности архитектуры.

До начала работы над библиотекой в Выборге Алвар Аалто реконструировал дом своих родителей в Алаярви и создал проект Дома трудящихся в Ювяскюля. Несмотря на небольшой опыт работы, к тому времени он уже открыл собственное архитектурное бюро.

Аалто выиграл конкурс на проектирование библиотеки в 1927 году. Сначала он предложил построить трехэтажное строение в классическом стиле с декоративными фризами и рустовкой — облицовкой из необработанных с одной стороны прямоугольных камней. Но жюри конкурса раскритиковало одну из самых крупных деталей проекта — высокую центральную лестницу. По задумке архитектора, она должна была соединить вход в здание с кафедрой абонемента, по мнению судей — заслоняла естественный свет. Кроме того, жюри потребовало заменить стеклянный потолок над лестницей на окна.

Эти изменения в проекте не стали единственными. Автор книги «Алвар Аалто. Его жизнь» Гёран Шильд писал: «Выборгская библиотека ожидала постройки длительное время и претерпела такие решительные изменения по сравнению с первоначальным проектом, что мы можем говорить о четырех различных проектах». Часть идей Аалто — например, фасад свободной формы, сад на крыше и бетонная плита в виде спирали над входом — вызывала беспокойство горожан своим непривычным видом. Из-за этого даже разгорались целые дебаты в прессе. После них архитектор снова вносил исправления в план.

Строительство тормозили не только многочисленные пересмотры проекта, но и экономический спад 1930-х годов в Финляндии, связанный с кризисом и сложными отношениями с СССР. Даты и место строительства много раз переносили. Наконец, власти выделили площадку рядом с Новым кафедральным собором. Архитектурные решения библиотеки контрастировали с богатым декором старинного храма, поэтому к такому соседству неоднозначно относились и горожане, и коллеги Алвара Аалто.

В итоге идею удалось реализовать только в 1935 году. Финальная версия проекта отличалась от конкурсного исходника. За восемь лет неоклассическое здание с декором и эффектной лестницей преобразилось в лаконичный параллелепипед.

В ходе всех этих перипетий менялось и собственное восприятие автора. На опыте библиотеки в Выборге Аалто понял, что за внешний облик и интерьер здания должен отвечать один и тот же человек. Поэтому архитектор занялся предметным дизайном, наполнил здание изнутри своими разработками — от вентиляционных люков до кресел, абажуров и дверных ручек.

Потолочные люки, открытое хранение и лифт для книг: облик библиотеки

Фасад библиотеки отделали светлым оштукатуренным кирпичом, вход подчеркнули светло-серой талькохлоритной облицовкой. Главные двери украсила медная отделка. Снаружи библиотека выглядела строго и лаконично. Архитектор придерживался четких геометрических форм. Однако интерьеры он разрабатывал на основе более мягких и округлых контуров, близких к естественным изгибам природных объектов. В оформлении преобладало дерево, для отделки Аалто использовал много текстиля — например, шторы и тканевую обивку кресел.

Чтобы во внутренних помещениях было достаточно света, Аалто спроектировал крупные окна-вставки. Некоторые из них занимали стену почти целиком. Рамы для них, как и входные двери, изготовили из меди. По задумке архитектора, в помещениях появились и скрытые окна — равномерно расположенные круглые потолочные люки. Благодаря сложной системе отражений они не пропускали прямые солнечные лучи, вредные для книг, но наполняли залы естественным светом. При этом не возникало лишних теней, которые могли бы мешать читателям.

Библиотека делилась на две большие зоны. Одну из них занимали хранилища самых популярных книг и читальные залы: Алвар Аалто решил совместить их, чтобы читатели могли найти нужное издание без помощи библиотекаря. Так появилась система, которая сейчас называется открытым хранением.

Часть книг занимала подземный этаж. Там размещались в основном издания, которые выдавали на дом. Центром читального зала и самой высокой его точкой стала кафедра регистрации и абонемента. Благодаря такому размещению посетители сразу видели, где можно найти библиотекаря. Там же, рядом с рабочим столом сотрудника библиотеки, находился небольшой деревянный короб с лифтом внутри: на нем поднимали книги из подземного хранилища.

Вторую зону в здании заняли помещения для дополнительных занятий и досуга. Аалто одним из первых в Финляндии предложил приходить в библиотеку не только читать, но и заниматься в кружках, слушать лекции или концерты. Архитектор придумал многофункциональные комнаты: их можно было легко и быстро перегородить шторами и трансформировать.

Сотрудники архитектурного бюро Аалто спроектировали большую часть мебели и декора в библиотеке, в том числе светильники. Это помогало поддерживать внутренний баланс интерьеров, единый декор и комфортное освещение.

Реставрация Выборгской библиотеки

Во время Великой Отечественной войны библиотека лишилась крыши, поэтому в 1955 году началась ее первая реконструкция. Ее проводили советские специалисты. У них не было доступа к оригинальным чертежам, которые остались в Финляндии. Также им не удалось восстановить мебель и использовать те же материалы для отделки, что брал Аалто. В библиотеке появилась советская мебель и новые объекты, например массивная кафедра регистрации и обслуживания.

К 1990-м годам здание сильно обветшало. Восстановить его помогала Финляндия. Благодаря совместному российско-финскому проекту власти Выборга смогли напрямую связаться с бюро Алвара Аалто, в котором после смерти основателя продолжали работать его ученики. Реставрационную группу возглавила архитектор Элисса Аалто — жена Алвара Аалто.

Библиотеку восстанавливали так же медленно, как возводили. Только в конце 2013 года здание вновь начало принимать читателей.

Вторая реконструкция вернула библиотеке внешний и внутренний облик 1930-х годов. Специалисты смогли найти тот же карьер, в котором добывали камень для облицовки фасада, и вновь использовали материал из него. Даже небольшие полки вернули на те же места, где они располагались по замыслу Алвара Аалто. Также реставраторы восстановили лифт для книг и абажуры для светильников. Но часть интерьера, которая появилась в 1960-е, оставили. И сейчас на прежнем месте можно найти большую кафедру регистрации, а в гардеробе сохранились номерки середины века.

Сейчас библиотека Алвара Аалто продолжает работать и одновременно принимает туристические экскурсии. На них можно узнать об истории здания и о деталях реставрационных работ.


Автор: Тата Боева

Смотрите также