Югендстиль, он же Тиффани, он же сецессион, он же либерти, он же модерн
Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х — 1914 год — начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
• В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США — Тиффани, во Франции — ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австрии — стиль сецессион, в Англии — модерн-стайл, в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии — еловый стиль, в России — модерн.
• Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов — симметрии, ордера и античного декора фасадов — в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия — главная черта в декоре фасадов и интерьера.
![Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год](https://cdn.culture.ru/c/97882.average.jpg)
![Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год](https://cdn.culture.ru/c/97883.average.jpg)
![Особняк А. Курлиной, архитектор А.У. Зеленко, Самара, 1903 год](https://cdn.culture.ru/c/97884.average.jpg)
![Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год](https://cdn.culture.ru/c/97886.average.jpg)
• Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание — это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…
• Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна — железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
• Основные цвета в модерне — пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.
![Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре](https://cdn.culture.ru/c/97887.average.jpg)
![Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре](https://cdn.culture.ru/c/97889.average.jpg)
![Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве](https://cdn.culture.ru/c/97890.average.jpg)
![Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре](https://cdn.culture.ru/c/97892.average.jpg)
![Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве](https://cdn.culture.ru/c/97893.average.jpg)
Ссылки по теме
• Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все — от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов — решено в одном ключе.
• В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
• Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери — иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные — во всю стену окна или «магазинные» — широкие, наподобие витрин.
![Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре](https://cdn.culture.ru/c/97895.average.jpg)
![Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре](https://cdn.culture.ru/c/97897.average.jpg)
![Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве](https://cdn.culture.ru/c/97898.average.jpg)
![Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре](https://cdn.culture.ru/c/97900.average.jpg)
Читайте также:
• Мозаика, эмаль, витражи, латунь — любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.
• Древний Египет, Восток, готика, русский стиль — любимые темы для творческого переосмысления в эпоху модерна. Архитекторы на их основе создают романтические, эмоционально насыщенные образы зданий, используя декоративные детали, дающие дополнительную игру света и тени.
![Элемент декора стула. Особняк А. Курлиной, Самара](https://cdn.culture.ru/c/97902.average.jpg)
![Деревянный маскарон в интерьере. Особняк А. Курлиной, Самара](https://cdn.culture.ru/c/97903.average.jpg)
![Настольная лампа. Особняк А. Курлиной, Самара](https://cdn.culture.ru/c/97904.average.jpg)
![Капитель колонны с изображением ящерицы и лилий. Особняк С.П. Рябушинского, Москва](https://cdn.culture.ru/c/97905.average.jpg)
![Скульптурное оформление стены с изображением совы. Особняк М.П. фон Брадке, Ульяновск](https://cdn.culture.ru/c/97906.average.jpg)
![Декоративные орнаменты на потолке. Особняк А. Курлиной, Самара](https://cdn.culture.ru/c/97922.average.jpg)
Смотрите также