История одного здания: Шереметевский дворец

Шереметевский дворец
, он же Фонтанный дом, — одно из первых зданий Санкт-Петербурга: его возвели вскоре после основания Северной столицы. С 1712 по 1917 год домом владели графы Шереметевы
. В XIX веке он занимал целый квартал от Фонтанки до Литейного. Затем его несколько раз перестраивали, а в советские годы в бывших графских покоях размещали музеи, жилые квартиры и трудовые союзы по заготовке дров. Сейчас в Шереметевском дворце, главном здании усадебного комплекса, располагается Музей музыки.

XVIII век: петербургское приобретение Шереметевых

История комплекса зданий на набережной реки Фонтанки началась в XVIII веке. Поместье, которое позже назвали Фонтанным домом, появилось вскоре после основания Санкт-Петербурга. Император Петр I в 1712 году раздал участки земли своим приближенным. Территория у Фонтанки досталась фельдмаршалу графу Борису Шереметеву
. Новый владелец к тому времени был уже немолод и поместьем занимался мало: при нем там строили только мазанковые или деревянные сооружения. В 1719 году фельдмаршал умер. Его вдова Анна Шереметева уехала в Москву. Следить за петербургским имением остался управляющий Иван Бем.
Капитальные здания в усадьбе появились в 1730-е годы — при Петре Шереметеве, наследнике фельдмаршала. Одноэтажный каменный дворец разработал по его заказу архитектор Григорий Дмитриев, автор Аничкова дворца
. Тогда же в поместье построили церковь Святых Симеона и Анны — она сохранилась до наших дней.
До 1743 года хозяева нечасто бывали в Фонтанном доме. Петр Шереметев переехал в петербургскую усадьбу, лишь когда женился. После этого дворец снова перестроили: добавили второй этаж и присоединили к зданию церковь Святой Варвары. Новый проект составил Петр Еропкин — один из создателей первого генерального плана Санкт-Петербурга. Работами руководили архитекторы Савва Чевакинский и Федор Аргунов.
В 1767 году умерла жена графа, Варвара Шереметева. После этого он уехал в Москву, и дворец вновь опустел. До 1788 года здание находилось под присмотром управляющих. Иногда его сдавали внаем.
С 1788 по 1809 год дворец принадлежал Николаю Шереметеву. При нем появились летний дом, каретные сараи, садовый павильон. Над этими сооружениями работали составитель генерального плана Ярославля Иван Старов, автор Казанского собора Андрей Воронихин и один из главных петербургских архитекторов конца XVIII века Джакомо Кваренги.

XIX век: официальная семейная резиденция

Иван Аргунов. Портрет графа Бориса Шереметева. 1768. Музей-усадьба «Кусково», Москва
Пьетро Ротари. Портрет графа Петра Шереметева (фрагмент). Около 1760. Музей-усадьба «Кусково», Москва
Владимир Боровиковский. Портрет графа Николая Шереметева (фрагмент). 1818–1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Орест Кипренский. Портрет графа Дмитрия Шереметева. 1824. Государственный исторический музей, Москва
В 1809 году комплекс унаследовал Дмитрий Шереметев — ему было всего шесть лет, поэтому усадьбой распоряжались опекуны. Именно тогда Фонтанный дом стал основной графской резиденцией. Поместье и основное здание снова сильно изменились. Архитектор Иероним Корсини переделал интерьеры парадных гостиных, создал ограду и главные ворота со стороны Фонтанки в необарочном стиле и руководил строительством одного из новых флигелей — Садового. Также на территории появилось еще несколько строений, в том числе со стороны Литейного проспекта.
В 1871 году усадьба перешла к Сергею Шереметеву — последнему из графского рода. При нем комплекс разделили на хозяйскую и доходную части. Во дворце со стороны Фонтанки жили сами владельцы, там же проходили собрания нескольких научных обществ, в которых состоял граф, в том числе Общества любителей древней письменности — его основателем был сам Шереметев. В той же части дворца хранились семейный архив, коллекция живописи и скульптуры.
Часть усадьбы со стороны Литейного проспекта сдали в аренду. Там разместились доходные дома и торговые павильоны. А на северной стороне комплекса построили Театральный зал, который снимали несколько трупп. На этой сцене ставили камерные спектакли Всеволод Мейерхольд
, Николай Евреинов, Михаил Фокин.

Необарокко, шелк и золото: внешний вид и интерьеры Шереметевского дворца

Камин. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Витрина со смычковыми инструментами. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Этрусская гостиная, рояль Михаила Глинки. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Нынешний вид здание на Фонтанке приобрело в два этапа. Фасад и очертания дворца оформились во второй половине XVIII века, при Петре Шереметеве. Савва Чевакинский и Федор Аргунов добавили к зданию второй этаж. Центральная часть дворца разместилась в глубине парадного двора, два изогнутых крыла-флигеля выступали вперед. Подъезд украсили позолоченные скульптуры коней — их создал австрийский скульптор Иоганн Франц Дункер.
Здание относилось к популярному в те годы стилю русское барокко. Для него были характерны пышный декор, контрастные цвета, обилие скульптур. На фасаде дворца появились пилястры, резные оконные карнизы, лепные украшения, в том числе фигуры львов — часть фамильного герба Шереметевых.
Другие перемены произошли в первой половине XIX века и касались в основном графских покоев. Николай Шереметев, третий владелец усадьбы, хотел обустроить дворец для своей жены, бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. Часть комнат стала личными покоями супругов, другую часть выделили под парадные гостиные.
Больше всего дворец изменил его следующий владелец, Дмитрий Шереметев. Граф захотел перестроить поместье по моде второй трети XIX века и для этого обратился к Иерониму Корсини. Архитектор заменил оформление покоев и придумал новый, пышный декор. Так к 1846 году на месте старой Зеленой гостиной появилась Желтая, или Золотая. Ее стены были обиты лионским штофом — дорогими шелковыми обоями с узором. Потолок украсили золотым плафоном с чернением, вместо печей установили фигурный камин. В 1870-х годах интерьер снова обновили: золоченую мебель заменили на гарнитур из амаранта и декорировали его желтым штофом.
Интерьер Этрусской гостиной Корсини придумал на основе модных веяний первой половины XIX века. В то время археологи нашли в Италии остатки древних городов — Помпеи и Геркуланума, которые погибли во время извержения вулкана
. Под слоем пепла уцелели фрагменты настенных росписей, мозаики, вазы. Об этом быстро узнали в аристократических кругах, и древнеримские мотивы вошли в моду у знати.
Иероним Корсини лично создал орнаменты для панно в Этрусской гостиной: совместил разные узоры и нашел способ неритмично их чередовать. Комната стала оранжево-черной. На стенах Корсини поместил цитаты из вазовой живописи. Часть росписей отсылала к знаменитым мозаикам Виллы Цицерона — так ученые назвали дворец, обнаруженный в Помпеях.
В Оружейном зале Шереметевского дворца вместо античных колонн появились пилястры — колонноподобные вертикальные выступы на стенах. Малахитово-зеленую обивку стен сменила белая, под мрамор. От старого интерьера Корсини сохранил два беломраморных камина, которые гармонировали с новой отделкой.

XX век: коммуналки, НИИ, музеи

Фрагмент парадной двери. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Заноза-Ру / фотобанк «Лори»
Фрагмент опоры ограды. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Заноза-Ру / фотобанк «Лори»
Фрагмент ограды. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
После революции Сергей Шереметев передал дворцовый комплекс новой советской власти. В здании открылся Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII–XX веков. В собрание попали и коллекции Шереметевых: живописные полотна и скульптуры, старинное оружие, обширная библиотека. Помещения рядом с музеем занял трудовой союз по заготовке дров «Северокустарь». В 1928 году во дворец также въехал Астрономический институт и его лаборатории.
В этот период несколько флигелей отдали под коммунальные квартиры. Их получали как служебное жилье сотрудники ленинградских музеев. В доме жила поэтесса Анна Ахматова
с мужем — историком искусства Николаем Пуниным.
Музей быта в Шереметевском дворце работал до начала 1930-х годов. Затем ленинградские чиновники решили, что экспозиция, связанная с жизнью до революции, не нужна. Экспонаты передали в другие собрания: Русский музей
, Государственный Эрмитаж
, Публичную библиотеку. Некоторые предметы отправились в городские комиссионные магазины.
В 1935 году в правом крыле Шереметевского дворца открылся Дом занимательной науки. У входа во флигель установили табличку: «Собственный меридиан Дома занимательной науки. Координаты: 59°57' сев. широты, 30° 19' вост. долготы». Музей работал до начала Великой Отечественной войны
, затем многие его сотрудники ушли на фронт. Некоторые экспонаты закопали в саду дворца. Сейчас они считаются утерянными.
После Великой Отечественной войны во дворце разместился Арктический научно-исследовательский институт. Он находился там до 1988 года, а в 1990-м городские власти передали территорию Шереметевского дворца со стороны Фонтанки Музею театрального и музыкального искусства
. В северной части усадьбы в 1989 году разместили Музей Анны Ахматовой
, а в 1991-м открылся Государственный драматический театр «На Литейном»
.

Бассейн во дворце: как реконструировали Фонтанный дом

Этрусская гостиная. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Кабинет графов Шереметевых во дворце на набережной Фонтанки. Фотография: Сергей Смольский / ТАСС
Концертный зал. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
В 1930-е годы, когда советская власть закрыла Музей дворянского быта, начали разрушаться интерьеры Иеронима Корсини. Также усадьба сильно пострадала в военные годы. Из-за обстрелов рухнула часть крыши, вылетели окна, осколки повредили системы отопления и вентиляции.
После блокады началась реконструкция здания. Ее вел НИИ Арктики и Антарктики. Сотрудники института приспособили здание под собственные нужды. Вместо помещений, где при Шереметевых располагалось Общество любителей древней письменности, построили бассейн, в котором испытывали модели кораблей. Часть комнат разделили перегородками и переоборудовали в лаборатории. Стены из искусственного мрамора в Оружейном зале закрасили масляной краской, а ржавые детали медно-чугунных парадных ворот заменили на копии из силумина — сплава алюминия и кремния.
Когда здание в 1990-е годы передали Музею театрального и музыкального искусства, началась большая реконструкция. В 2000–2010-х годах восстановили исторические интерьеры Корсини по фотографиям и архивным документам. Работы занимали много времени: например, чтобы заменить утраченные части парадных ворот на Фонтанке, потребовалось около трех лет. Ограду демонтировали до фундамента, отлили из чугуна необходимые детали и вставили их на место.
Некоторые покои воссоздавали по частям. Чтобы отреставрировать закрашенные в советское время стены Белого зала, мастера работали около двух лет. Они вернули позолоченные украшения на стены, но не смогли заново расписать потолок. Часть росписей, которые удалось расчистить, законсервировали, и сейчас посетители дворца могут увидеть их во время экскурсии по анфиладе парадных залов — она занимает второй этаж дворца. А на первом этаже расположился Музей музыки с богатой коллекцией инструментов разных стран и эпох.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна