Что смотреть на «Золотой маске»
Главный театральный форум страны «Золотая маска» стартовал в Москве. До 15 апреля — дня вручения премии — на сценах столицы будут показывать спектакли, привезенные из разных городов и претендующие сразу на несколько наград. Мы выбрали 10 постановок театров Санкт-Петербурга, Перми, Хабаровска, Екатеринбурга, Новосибирска и других, которые будет сложно увидеть вне программы фестиваля.
«Губернатор», БДТ имени Г. Товстоногова, Санкт-Петербург
![Сцена из спектакля Андрея Могучего «Губернатор». Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург. Фотография: <a href="https://bdt.spb.ru/spektakli/gubernator/" target="_blank">bdt.spb.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/42531144-75b3-5386-b30a-1b31222c2383/t_average/01-1-jpg.png)
![Сцена из спектакля Андрея Могучего «Губернатор». Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург. Фотография: <a href="https://bdt.spb.ru/spektakli/gubernator/" target="_blank">bdt.spb.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/348ba576-af56-5527-adcd-65c575d2f7f3/t_average/01-jpg.png)
Премьера «Губернатора» состоялась в прошлом году, накануне 100-летия Октябрьской революции. Режиссер Андрей Могучий поставил спектакль по одноименному рассказу Леонида Андреева — о губернаторе, приказавшем расстрелять толпу бастующих рабочих. Это история одинокого человека, который живет в ожидании смерти и мечется между долгом и совестью, властью и состраданием.
Художник спектакля — Александр Шишкин — создал пространство, которое то увеличивается до размера сцены, то сужается до похожей на гроб комнаты. В «Губернаторе» звучит музыка Олега Каравайчука и фрагменты из «Симфонии гудков» Арсения Авраамова.
«Чук и Гек», Александринский театр, Санкт-Петербург
![Сцена из спектакля Михаила Патласова «Чук и Гек». Александринский театр, Санкт-Петербург. Фотография: <a href="https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/chuk-i-gek/" target="_blank">alexandrinsky.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/c7781973-02de-5fbb-9526-2999939efbe6/t_average/02-jpg.png)
![Сцена из спектакля Михаила Патласова «Чук и Гек». Александринский театр, Санкт-Петербург. Фотография: <a href="https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/chuk-i-gek/" target="_blank">alexandrinsky.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/f3e1da17-49ec-58f4-92f3-adbcadc713b4/t_average/02-1-jpg.png)
Постановка «Чук и Гек» — вторая работа молодого режиссера Михаила Патласова на Новой сцене Александринского театра. В основе спектакля — одноименный рассказ Аркадия Гайдара о двух московских мальчишках, которые отправились вместе с мамой к отцу-геологу в тайгу. Но режиссер смотрит на этот детский рассказ через тему репрессий и вплетает в него документальные тексты — дневники узников ГУЛАГа, записанные драматургами Андреем Совлачковым и Алиной Шклярской. Действие развивается на сцене, а отрывки из писем и дневников заключенных транслируют на видеоэкран.
«Есть большая тема покаяния народа, а есть частные истории. Меня они интересуют больше. Я хочу через них показать, что тема репрессий до сих пор не отболела, она актуальна»
Режиссер Михаил Патласов
«Пассажирка», Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, Екатеринбург
![Сцена из оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка». Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, Екатеринбург. Фотография: Сергей Гутник / <a href="https://uralopera.ru/events/passazhirka" target="_blank">uralopera.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/186dcc09-9fcb-5481-9d62-6a447c6d9b33/t_average/03-jpg.png)
![Сцена из оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка». Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, Екатеринбург. Фотография: Сергей Гутник / <a href="https://uralopera.ru/events/passazhirka" target="_blank">uralopera.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/035ba21a-4e87-5506-8391-44fc5db5cea8/t_average/03-1-jpg.png)
Екатеринбургская постановка оперы «Пассажирка» Моисея Вайнберга — премьерная для российской сцены: до этого ее ставили только в Польше и Германии. Либретто к опере написала Александра Медведева по одноименной новелле польской писательницы Зофьи Посмыш. Дирижер-постановщик — Оливер фон Дохнаньи.
Действие разворачивается на трансатлантическом лайнере, где бывшая надзирательница Освенцима (сегодня светская дама, жена дипломата) узнает в пассажирке бывшую узницу. В постановке тесно переплетаются два времени: благодаря подвижным декорациям зрители видят то корабельные интерьеры — настоящее, то лагерные нары — прошлое.
«Cantos», Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, Пермь
![Сцена из оперы Алексея Сюмака «Cantos». Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, Пермь. Фотография: <a href="https://permopera.ru/playbills/repertoire/cantos/" target="_blank">permopera.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/edfe795a-828b-5283-b502-54f66efe0275/t_average/04-jpg.png)
![Сцена из оперы Алексея Сюмака «Cantos». Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, Пермь. Фотография: <a href="https://permopera.ru/playbills/repertoire/cantos/" target="_blank">permopera.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/cbba8556-6613-563b-8f22-d63fc0a46a77/t_average/04-1-jpg.png)
Оперу для скрипки соло, камерного хора MusicAeterna и ударных написал специально по заказу Пермского театра оперы и балета российский композитор Алексей Сюмак. В ее основе — биография и главное произведение американского поэта-модерниста Эзры Паунда — «Cantos». Поэма посвящена истории культур и цивилизаций.
«Cantos» играется всего для 150 человек. Необычно, что зрителей рассаживают на сцене, герои постановки появляются из зала, а действие охватывает даже пространство перед театром. Исполняется опера на английском, латинском, греческом, французском и других языках.
«Родина электричества», Воронежский государственный театр оперы и балета, Воронеж
![Сцена из оперы Глеба Седельникова «Родина электричества». Воронежский государственный театр оперы и балета, Воронеж. Фотография: <a href="http://www.theatre-vrn.ru/repertoire/opera/rodina-elektrichestva/" target="_blank">theatre-vrn.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/8543da30-6d71-5c87-afb1-55f10405163e/t_average/05-jpg.png)
![Сцена из оперы Глеба Седельникова «Родина электричества». Воронежский государственный театр оперы и балета, Воронеж. Фотография: <a href="http://www.theatre-vrn.ru/repertoire/opera/rodina-elektrichestva/" target="_blank">theatre-vrn.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/d4ac74e8-0e2d-58d2-8bbe-9751f9f901b2/t_average/05-1-jpg.png)
Композитор Глеб Седельников в 1980-х годах написал единственную оперу по произведениям Андрея Платонова — «Лампочка Ильича» для Камерного музыкального театра Бориса Покровского. В основе оперы — ранняя проза Платонова: рассказы«О потухшей лампе Ильича» и «Родина электричества», «Сампо» и «Афродита», фрагменты из первого сборника писателя — «Электрификация». Тогда постановка так и не случилась. Мировая премьера этой оперы уже с новым названием — «Родина электричества» — состоялась в июне 2017 года в Воронеже.
Опера рассказывает о строительстве электростанции в деревне Рогачёвка под Воронежем в первые годы после революции. А точнее — о жителях этой деревни, уверенных в новом мире и лучшем будущем.
Читайте также:
«Воительница Джырыбына», театр «Олонхо», Якутск
![Сцена из спектакля Матрены Корниловой «Воительница Джырыбына». Театр «Олонхо», Якутск. Фотография: <a href="https://www.goldenmask.ru/spect_1508.html" target="_blank">goldenmask.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/cdd18343-af33-5d7e-9fb3-17856208a135/t_average/06-jpg.png)
![Сцена из спектакля Матрены Корниловой «Воительница Джырыбына». Театр «Олонхо», Якутск. Фотография: <a href="https://www.goldenmask.ru/spect_1508.html" target="_blank">goldenmask.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/13217f63-0816-59df-9578-07f01c3e1fe4/t_average/06-1-min-jpg.png)
Премьера спектакля «Воительница Джырыбына» состоялась в феврале 2017 года. Для режиссера Матрены Корниловой это первая крупная работа. За основу режиссер взяла древний эпос народа саха — она обращается к традициям и знаниям предков, шаманским обрядам и культовой символике. В спектакле звучат якутские песни, артисты исполняют народные танцы.
«Воительница Джырыбына» — это сказочная история о девушке Джырыбыне, которая открывает в себе фантастические способности. Она отважно борется с колдунами и демонами Срединного мира, обретает себя и находит любовь.
«Золушка», Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, Пермь
![Сцена из балета Алексея Мирошниченко «Золушка». Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, Пермь. Фотография: <a href="https://permopera.ru/playbills/repertoire/zolushka/" target="_blank">permopera.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/2f9a4c1d-0f64-5bc1-940e-a078cbe036cd/t_average/07-1-jpg.png)
![Сцена из балета Алексея Мирошниченко «Золушка». Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, Пермь. Фотография: <a href="https://permopera.ru/playbills/repertoire/zolushka/" target="_blank">permopera.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/f284af95-4d4f-5f2b-b5ae-dc1fc9cd58af/t_average/07-jpg.png)
Пермская «Золушка» — новая интерпретация классического балета Сергея Прокофьева. Главный балетмейстер театра оперы и балета Алексей Мирошниченко перенес действие в 50-е годы XX века — в период хрущевской оттепели.
В новой «Золушке» вместо мачехи и падчерицы — прима Большого театра и юная танцовщица, которую берут на главную роль. Придворных подданных Мирошниченко заменил на многочисленных чиновников Советского Союза, а принцем сделал приглашенного артиста Парижской оперы.
«Детство», Театр юного зрителя, Хабаровск
![Сцена из спектакля Константина Кучикина «Детство». Театр юного зрителя, Хабаровск. Фотография: Natalia Ivatsik / <a href="http://tuz-xa.ru/repertoire/detstvo" target="_blank">tuz-xa.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/aaa197d5-5995-5ae9-9fa5-1231df74e041/t_average/08-1-jpg.png)
![Сцена из спектакля Константина Кучикина «Детство». Театр юного зрителя, Хабаровск. Фотография: Natalia Ivatsik / <a href="http://tuz-xa.ru/repertoire/detstvo" target="_blank">tuz-xa.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/a2ed5b9b-43e0-5ba9-9914-3fab84b43453/t_average/08-jpg.png)
Спектакль по одноименной повести Льва Толстого поставили в хабаровском Театре юного зрителя. Главный герой, десятилетний Николенька, вспоминает первую любовь — Сонечку Валахину, ссоры с учителем, маму.
«Наш спектакль — воспоминание или сон о Рае. Идеал, воплощенный Львом Толстым в «муравейных братьях», вера в «зеленую палочку», могущую уничтожить «все зло в людях и дать им великое благо» — остался в прошлом, в нашем детстве, и мы можем его только светло вспоминать»
Режиссер-постановщик Константин Кучикин
«Я здесь», театр «Старый дом», Новосибирск
![Сцена из спектакля Максима Диденко «Я здесь». Театр «Старый дом», Новосибирск. Фотография: <a href="https://www.goldenmask.ru/spect_1531.html" target="_blank">goldenmask.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/6445feab-5ebf-5723-97e0-2a25a609ac75/t_average/09-jpg.png)
![Сцена из спектакля Максима Диденко «Я здесь». Театр «Старый дом», Новосибирск. Фотография: <a href="https://www.goldenmask.ru/spect_1531.html" target="_blank">goldenmask.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/b2118f36-1e9e-574d-a9d0-ade96b326c62/t_average/09-1-jpg.png)
В основе пластического спектакля Максима Диденко — авангардная поэзия Льва Рубинштейна. Режиссер собрал обрывочные фразы, записанные поэтом на библиотечных карточках в 70-х годах XX века, и создал на их основе цельную постановку на тему отношений человека с властью.
«Мне интересно «Я здесь» в контексте нашего общества, нашей страны, сегодняшнего времени, дыхания народа и дыхания государства. Я исследую те корни повиновения и те системы подавления, которые в принципе существуют в природе государственной машины и цивилизационного механизма, которые регулируют голую природу человека»
Режиссер Максим Диденко
Специально для постановки композитор Александр Карпов написал музыку и сочинил хоралы, а видеохудожник Олег Михайлов создал на сцене трехмерное кино.
«Театр теней Офелии», театр-студия «Грань», Новокуйбышевск
![Сцена из спектакля Дениса Бокурадзе и Артема Филипповского «Театр теней Офелии». Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск. Фотография: <a href="https://theatre-gran.ru/spektakl/teatr-tenej-ofelii/" target="_blank">theatre-gran.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/33b4cf62-fec7-50d9-97c2-f4a367dcf908/t_average/10-jpg.png)
![Сцена из спектакля Дениса Бокурадзе и Артема Филипповского «Театр теней Офелии». Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск. Фотография: <a href="https://theatre-gran.ru/spektakl/teatr-tenej-ofelii/" target="_blank">theatre-gran.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/c92ae322-2609-561d-a182-fc5e36fa350e/t_average/10-1-jpg.png)
Денис Бокурадзе и Артем Филипповский поставили спектакль-эксперимент по короткой сказке детского писателя Михаэля Энде. В постановке есть и заснеженная средневековая площадь немецкого городка, и вертеп, и маленький театр, где играют крошечные куклы, и экраны с тенями.
Актеры управляют марионетками теневого театра, шарнирными и планшетными куклами, играют за ширмами. Художница Алиса Якиманская создала декорации и костюмы, благодаря которым перед зрителем предстает мир из старинных легенд.
Где и когда посмотреть спектакли «Золотой маски» — читайте в афише.
Автор: Евгения Ряднова
Смотрите также