Самобытная Россия: саха

Якутия — самый большой регион России, почти не освоенный людьми. Жители края долгое время находились в изоляции от других этносов, поэтому сумели сохранить самобытную культуру и религию. Чем якуты угощают добрых духов, как играют на местной разновидности варгана и какими узорами украшают национальную одежду? О старинных традициях северного народа читайте в нашем материале.

Сахалар: традиционные ремесла и фольклор

Оленеводческий чум. Фотография: Анатолий Ефимов / фотобанк «Лори»
Забег на оленях. Фотография: Ален Лагута / фотобанк «Лори»
Якутская лошадь. Фотография: Валерий Осипов / фотобанк «Лори»
Тюркский народ, который проживает на территории Якутии, эмигрировал сюда с Прибайкалья. Якутами жителей этого края назвали русские, однако их древнее имя — саха (во множественном числе — сахалар), что в переводе с якутского языка значит «белый», «солнечный». Солнце — один из основных символов национальной культуры, оно даже изображено на республиканском флаге в виде белого круга.
В основном якуты занимаются рыболовством и охотой, разводят крупный рогатый скот и оленей. Особое отношение в народе сохранилось к лошадям. Табунное коневодство — важная отрасль животноводства в Республике Саха. Низкорослые, но очень выносливые лошади местной породы позволяют преодолевать большие расстояния, их используют в хозяйстве и во время охоты. Белая лошадь — еще один символ Якутии.
Из традиционных ремесел в Якутии популярна резьба по кости. Местные умельцы создают целые произведения искусства из моржовых клыков или бивней мамонтов: республика хранит в ледниках огромный запас этого материала. Мастера вдохновляются бытовыми сценами, северной природой и устным народным творчеством.
Большую часть якутского фольклора включает в себя эпос Олонхо
. Древние эпические сказания — одно из главных сокровищ саха. Произведение состоит из множества стихов, которые веками передаются из уст в уста. Знатоков эпоса называют олонхосутами. В древности, когда такой сказитель приходил в село, слушатели собирались в самом большом балагане — традиционном деревянном жилище. Олонхосут мог рассказывать истории по несколько дней: это было одно из главных развлечений у древних сахалар. Им, долгое время изолированным от других народностей, сказания заменяли театр и другие развлечения. В 2005 году эпос стал одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества — по решению ЮНЕСКО.

Традиционная якутская религия и ритуальные праздники

Женщины с символом рода на празднике Ысыах (встреча лета). Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»
 Шаман вместе с юношами в национальной одежде открывают якутский праздник Ысыах (встреча лета). Фотография: Владимир Казарин / фотобанк «Лори»
Обряд кормления огня медом на празднике Ысыах (встреча лета). Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»
Аар Айыы, традиционная якутская религия, развилась из древней конфессии тюркских народов, тенгрианства. Согласно верованию Аар Айыы, вселенная делится на верхний, средний и подземный миры. В первом обитают божества, во втором живут люди, в последнем — злые духи. Верховный бог якутской религии — Айыы тойон. Посредником между людьми и духами считается шаман
. С помощью особых обрядов он «общается» с богами, лечит, просит о мирной жизни и узнает будущее. Некоторые якуты до сих пор исповедуют Аар Айыы.
Важный якутский обычай — алгыс, обряд благословения — проводит алгысчыт. Это человек, который, по преданиям, может заклинать добрые силы. Через огонь он обращается к божествам и просит у них удачи, здоровья или помощи.
Якуты верят, что у всего есть свой дух: деревьев, скал, огня. Поэтому в пламени не сжигают что придется. Сначала алгысчыт бросает в костер конский волос: считается, что его запах отпугивает злых духов. Затем кладет оладьи и что-нибудь молочное — это угощение для добрых сил. В старину этот ритуал сопутствовал каждому важному делу, а в наши дни алгыс проводят в начале зимы: просят духов помочь животным и людям пережить суровую пору.
Главный праздник народа саха — Ысыах — олицетворяет обновление и возрождение природы. Его отмечают в день летнего солнцестояния. Вначале алгысчыт угощает собравшихся молочным напитком из специальной кумысной чаши, а после якуты становятся в традиционный хоровод. Танец имеет сакральный смысл: считается, что в это время люди делятся друг с другом своей энергией. Хоровод водят вокруг коновязного столба. Такие сооружения носят не только практическое, но и ритуальное значение: их используют в шаманских обрядах, оставляют рядом небольшие пожертвования — например, монетки. Столбы создают из обтесанных, но стоящих еще на корню деревьев, украшают резьбой и деревянной фигурной головой лошади.

Музыкальное творчество якутов

Игра на барабане. Фотография: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС
Игра на хомусе. Фотография: Анатолий Струнин / ТАСС
Игра на хомусе. Фотография: Сергей Карпухин / ТАСС
Традиционный музыкальный инструмент сахалар называется хомус. Эта разновидность варгана известна более 5000 лет и используется в творчестве всех тюркских народов. Но именно в Якутии хомус получил статус священного — здесь на нем играют шаманы
. По форме инструмент напоминает большой железный ключ, в центре которого прикреплен тонкий стальной язычок с крючком на конце. Хомус прижимают к зубам или к губам, а звук извлекают с помощью дыхания и разных положений языка. Инструмент издает мелодию только на одной ноте, но опытные музыканты играют на нем даже классическую музыку. В Якутском музее хомусов
 — самом большом в мире — хранятся металлические, бамбуковые, деревянные и костяные экспонаты.
Также во время обрядов сахалар используют барабаны. В самый большой ритуальный инструмент — табык — бьют по особым праздникам. В древности, во время междоусобных войн, инструмент призывал воинов к сражению: считалось, что он поднимал боевой дух. В музее музыки и фольклора народов Якутии
хранятся несколько видов ритуальных инструментов. Среди них — куолай табык, напоминающий африканский говорящий барабан, и талба табык, который собирают из деревянных прутьев и шкурок мелких зверьков.
Один из специфических видов музыкального народного творчества якутов — сатирические скороговорки чабыргахи. Как правило, это несколько зарифмованных строк, в которых высмеивают неприглядные стороны жизни: неряшливость, лень, пьянство. Некоторые чабыргахи содержат загадки, а некоторые используются как детские потешки, которые помогают развивать речь и мышление.

Блюда якутской кухни

Обычно якуты готовят в камельке — традиционной печи. У сахалар это место считается священным. Здесь живет дух огня, который дарит людям тепло и связывает с другими домашними божествами. В камельке якуты пекут на открытом огне лепешки. В старину это блюдо готовили, когда семья переезжала из зимнего дома в летний балаган. Сегодня лепешки пекут часто — в основном для туристов. Несколько свежих по-прежнему бросают в огонь, чтобы задобрить духов.
Национальная якутская кухня — это отварные, сырые и сброженные продукты. В XIX веке сахалар ели много рыбы, молочной и растительной пищи, а мясо употребляли редко — в основном зимой. Об этом писал публицист Вацлав Серошевский, который 12 лет провел в якутской ссылке. Грибы стали применять сравнительно недавно: в прошлом их не умели готовить.
Суровые природные условия приучили сахалар бережно относиться к еде. Якуты используют почти все компоненты исходных продуктов: они готовят кровяную колбасу и традиционный суп из потрохов, жарят рыбную икру. Карасей готовят особым образом — практически не потрошат.
На первом месте следует поставить тар (кислое молоко), приготовляемый следующим образом. С молока, которое копится в подвале в больших сосудах (в т. н. чабычах), снимают сливки; неокисшее молоко сливают и варят: получается т. н. ссора (вареное сгущенное молоко, по-якутски — суорат). <…> Суорат ставится в теплом месте на вольном воздухе, где он окисает, и таким путем получается тар, служащий основанием многих кушаньев и напитков, смотря по тому, как его приготовляют и с чем смешивают.
Из книги Ричарда Маака «Вилюйский округ Якутской области»

Национальный якутский костюм

Якутские мужчины в национальных одеждах. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»
Девушка в якутской национальной одежде. Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»
Дети в национальных якутских костюмах. Фотография: Олег Машковский / фотобанк «Лори»
И сегодня сахалар создают одежду, используя традиционные техники шитья и вышивки. Каждый элемент наряда имеет свое сакральное значение. Например, ленты на головном уборе девушки олицетворяют поводья. Считается, что до замужества их держат духи: направляют подопечную и берегут ее целомудрие.
Во время свадьбы жених отрезает ленты и берет на себя ответственность за благополучие избранницы. Головной убор якутской замужней женщины — бастынга — напоминает русский кокошник. Его ленту украшает пестрый бисер и серебряные бляхи.
В традиционной одежде важны узоры: каждый из них имеет свой смысл. Например, треугольники считаются пожеланиями благополучия, а полоски на подоле и рукавах защищают человека от злых духов. Женские наряды обязательно дополняют драгоценными украшениями, в старину девушка могла носить до 10 килограммов серебра. Считалось, что блеск этого металла отталкивает дурной взгляд, защищает от сглаза. Одно из главных украшений — нагрудник — олицетворяет солнце, от которого в разные стороны лучами расходятся драгоценные нити. Их число и длина могут изменяться, главное, чтобы украшения прикрывали самые уязвимые части тела — грудь и шею. Некоторые украшения делали из бересты. По мнению саха, она исцеляет душу — якутские шаманы даже создавали из нее амулеты и обереги.
У мужчин тоже есть традиционные украшения. Одно из них — якутский нож. Обычно его берут на охоту или рыбалку, но во время праздников носят как украшение. Такие ножи изготавливают из закаленной стали, которая долго остается острой. Используют оружие в разных целях: им не только защищаются, но и копают землю при необходимости, колют лед. Зажиточные якуты хранят оружие в серебряных ножнах, украшенных гравировкой. Для рукоятки чаще всего используют кап — нарост со ствола дерева. Этот материал кузнецы ценят за прочность, красоту и легкость. С такой рукояткой нож не тонет — это важно во время охоты и рыбалки. Сам клинок кузнец украшает чеканкой или просто отшлифовывает, а в конце ставит свое клеймо.

Автор: Снежана Черныш
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна