Гамлет
Художественные фильмы

Гамлет

Год выхода:
1964
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Длительность:
73 мин.
В ролях:
Анастасия Вертинская, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Дмитриев, Михаил Названов, Эльза Радзиня, Юрий Толубеев, Вадим Медведев, Владимир Эренберг, Степан Олексенко, Григорий Гай
Режиссёр:
Григорий Козинцев
Производитель:
Киностудия "Ленфильм"

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Прежде чем приступить к экранизации «Гамлета», режиссер Григорий Козинцев изучал творчество Шекспира много-много лет. Он даже выпустил монографию «Наш современник Вильям Шекспир». И своего «Гамлета» изначально Козинцев поставил на театральной сцене, и только потом родилась идея перенести действие классической трагедии на киноэкраны.

Режиссер готовил киноленту долгих восемь лет. Восемь лет он пытался проникнуть в тайну авторского замысла Шекспира. Восемь лет искал те кинематографические средства, которые заставят зрителя понять и прочувствовать уникальную пьесу.

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ

На главную роль с самого начала был утвержден Иннокентий Смоктуновский. Он был утвержден без проб, задолго до начала съемок, эта роль просто была предназначена для него. Иннокентий Михайлович был словно создан самой природой для роли датского принца.

С ролью Офелии было сложнее. Режиссеру нужна была, по воспоминаниям коллег, «женщина с затуманенным взглядом средневековых Мадонн». Из всех возможных вариантов Козинцев выбрал Анастасию Вертинскую. Он заставлял ее ходить в Эрмитаж, часами смотреть полотна великих мастеров, а после смотреть на себя в зеркало и стремиться слиться с этими полотнами. Анастасия Вертинская иронично вспоминала впоследствии, что бродила по Эрмитажу, потом смотрела в зеркало и не ощущала себя частью Средневековья, зато остро ощущала собственную бездарность.

ОСОБЕННОСТИ СЪЕМОК

Григорий Козинцев сознательно сделал фильм черно-белым. Буйство красок не подходило к глубокой трагичности и философичности, которую предполагал режиссер в своей картине.

Музыку к фильму писал сам Дмитрий Шостакович. Он был автором музыки к спектаклю, и Козинцев полагал, что Шостакович лишь немного изменит оркестровку, но тот категорически заявил, что из прежней музыки не возьмет ни одной ноты, и написал всю композицию заново, сделав ее совершенно другой.

Немало времени ушло и на создание костюмов. Более двух месяцев при помощи исторических консультантов, не вылезая из музеев и картинных галерей, костюмеры и художники воссоздавали шекспировскую эпоху… с бархатными камзолами и овальными воротниками.

Съемки проходили в поселке Кейла-Йоа, в 28 километрах от Таллина. Макет замка Эльсинор был построен на обрыве Тюрисалу у моря (3 км от Кейла-Йоа). На постройку макета замка ушло полгода. Сейчас это место называют «Скала Гамлета», или «Мыс Гамлета». А знаменитый монолог Гамлета «Быть иль не быть…» снимался в Крыму, на детском пляже Алупки, а также на лестнице Успенского монастыря, недалеко от города Бахчисарай. И если присмотреться, то внимательный зритель в первых и последних кадрах фильма может увидеть на море тень Ласточкиного гнезда

Фильм «Гамлет» вышел в 1964 году к 400-летию со дня рождения Шекспира. Это была 17-я экранизация великой трагедии, но первая на русском языке.

Интересно, что насколько прохладно была принята картина в СССР, настолько бурный восторг она вызвала за границей.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Гамлет»

Лекторы: режиссер Саша Франк, профессор Борис Любимов.

В подборках

Шекспир — человек театра
Лекция Алексея Бартошевича и большая видеоподборка спектаклей
Иннокентий Смоктуновский
"Кому еще довелось сыграть такие роли, как мне, – князь Мышкин, Гамлет, Иванов, Чайковский…"