Весна
Художественные фильмы

Весна

Год выхода:
1947
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
102 мин.
В ролях:
Фаина Раневская, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Борис Петкер, Михаил Сидоркин, Рина Зеленая, Татьяна Гурецкая, Василий Зайчиков
Режиссёр:
Григорий Александров

Режиссер Аркадий Громов для своего будущего фильма решает ближе познакомиться с жизнью ученых – как ему поначалу кажется, «отшельников», отрекшихся от всего земного, – и с этой целью приходит в Институт Солнца. Актриса Вера Шатрова, как близнец похожа на прототип своей героини - ученую Института, Ирину Никитину. Благодаря удивительному сходству Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях.

Фрагмент книги Марка Кушнирова «Светлый путь, или Чарли и Спенсер», 1998 год:

В 1947 году Александров начал снимать долгожданную «Весну».

<...>

Еще в силе карточки. Еще пятнают быт неотвязные следы военного лихолетья… <...> Еще роятся на толкучках, вокзалах, по пригородным поездам искалеченные мужики. Еще на станциях и полустанках видны названия – черным по желтому – «кипяток».

И потому, наверно, так хочется весны – настоящей, мирной, беспечной. <...>

<...> Александров отозвался на этот позыв и тоньше, и остроумнее всех – я бы сказал, несравнимо интеллигентнее, – не потеряв при этом «ни грамма» простодушного, увеселительного настроя. Он снял кино про кино. <...> Он снял кино про киношное видение, киношное ощущение жизни – наивное, романтическое, забавное… исконно глуповатое и трогательное вместе. <...>

Все сюжетные перепады, вся фактура ленты состоит из бродячих примет и мотивов, бытующих в кинематографе со времен Мельеса. Но это отнюдь не коллаж цитат. <...> Тут получился некий органичный гибрид лирики и пародии (в том числе и самопародии). <...> Разумеется, в любой комедии, даже сугубо бытовой, есть элемент условности пародийного толка. Но ту пародийность, что в крови александровского кинематографа, не спутаешь ни с какой другой. Каждый аттракцион, каждый образный нюанс, в котором он чувствует возможность патетического (прежде всего патетического) эффекта, он расцвечивает и полирует до блеска почти ненатурального, почти абсурдного. <...>

В опытах Никитиной, <...> кроме чистой фантастики, имелось кое-что злободневное. Американская атомная бомба уже два года тревожила сознание советских вождей. <...> Научный «мотив» «Весны» отдавал осторожным и успокоительным политическим намеком: они укрощают атомную энергию, а мы солнечную, и это будет куда сильнее. Целое скопище ученых мужей, один киношнее (типажнее) другого, красноречиво являло собой – своим количеством и качеством – советскую научную непобедимость. <...>

Барабанно-фанфарная, огнистая, пенисто-карнавальная кода – фирменный знак кинематографа Орловой и Александрова – предстает здесь романтическим, полусказочным путешествием Никитиной в страну «Киноландию».

<...>

Весь этот проход живописует парадный, простодушно-волшебный образ кинематографа – единственно любимый Александровым, единственно его вдохновляющий. И если в этих «картинках» вдруг возникает тень пародии, то совершенно непроизвольно. Просто от чрезмерности, от перебора «красивости» и наивной восторженности. <...>

И недаром ведь так много говорят в «Весне» о побасенках, настойчиво цитируют знаменитый монолог из «Театрального разъезда». Александрову явно дорого это страстное и авторитетное слово в защиту своего жанра.

<...>

Ясно, что и сама «Весна» предлагалась публике как забавная и чуть-чуть поучительная побасенка… <...>

…Но вот в чем фокус: побасенка, «рассказанная» Александровым, – как всякая подлинная побасенка (притча) – оказалась умнее самой себя. Оно и не удивительно. Особенно если сообразить, что это вторая, и последняя после «Веселых ребят», картина Александрова, нимало не замешанная на идеологии – не берущая ее ни в основу, ни вообще в расчет. Ну, верно, капля-другая ее стихийно просачивается, <...> но к сути дела это имеет далекое отношение.

А суть здесь – весна. И не только в природной, погодной своей ипостаси. Но тот благословенный дурман, в котором свободно дышится и думается, в котором отлетают сирены предубеждений и предрассудков, сбывается самое невероятное. Когда оживают надежды. Когда жизнь вновь поднимает голову.

В подборках

Весенняя подборка
Собрали атмосферные советские фильмы, лирические концерты и спектакли о любви - все для романтичного весеннего настроения. Кликайте на любое видео в списке и смотрите прямо здесь.
5 фильмов о весне
Кино, которое поможет зарядиться весенним настроением.
Любовь Орлова. Звезда киноэкрана
Вспоминаем фильмы, которыми актриса раз за разом покоряла своего зрителя.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин