Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1966
  • Боевик, История, начало XX века
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1976
  • Мелодрама, Драма
  • Динара Асанова
  • 93 мин

Новый Гулливер

1935 | СССР | Комедия, Сказки и мультфильмы | 64 мин.
В ролях: Владимир Константинов, Иван Юдин, Иван Бобров
Режисcёр: Александр Птушко
Производитель: Мосфильм
3632
Первый в мире полнометражный звуковой фильм, совместивший актерскую игру и анимацию, вышел на экраны в 1935 году. Голливуду в то время подобное и не снилось. Основу сюжета составила первая часть романа Джонатана Свифта – пребывание Гулливера в стране лилипутов. А сценаристы Сигизмунд Кржижановский (в титрах не указан), Серафима и Григорий Рошаль с режиссером Александром Птушко переработали эту историю согласно духу времени.

Гулливер в картине действительно новый – пионер Петя Константинов, который во сне попадает в мир лилипутов.
Мир этот – художественная проекция дореволюционного прошлого страны, такого, каким его видел победивший рабочий класс. Фильм стал пародией на буржуазный строй с полным набором его реалий: глупый правитель, тайная полиция, несправедливые судьи и угнетенный рабочий класс. Под прицел сатиры попало даже «упадническое» буржуазное искусство. Нарочито пошлая песенка «Моя лилипуточка» явно должна была восприниматься как злой шарж на проникновенные ариетки Вертинского.

Все жители страны Лилипутии – куклы. На съемках фильма их было более полутора тысяч, в том числе глиняные куклы работы скульптора Ольги Таежной. При этом у каждой фигурки свое лицо. «Правящий класс» изображен в стиле сатирических плакатов той эпохи – уродливые лица, пузатые тельца и тоненькие ножки либо долгоносые, долговязые и кривые персонажи. Кинематографисты «наградили» верхушку общества не только странной внешностью и смешными жестами, но и обрядили их в нелепые костюмы, которые подчеркивают всю бесполезность и мелочность их существования. Король и свита носят наряды, стилизованные и под шестнадцатый, и под двадцатый век, смешно сочетая разные элементы. Рабочие чуть менее разнообразны, но более привлекательны. Они сделаны из одноцветного материала, хорошо сложены.


Многие сцены, в которых участвовали куклы и живой актер, снимались покадрово, как обычные анимационные фильмы. При этом артисту приходилось подолгу находиться в статичном положении, пока снимались фазы движения кукол. При озвучивании мультипликационной части фильма лилипуты говорили ускоренными голосами. Петя же, наоборот, изъяснялся нарочито медленно.

При помощи исполинского пионера Гулливера народ Лилипутии свергает тирана. «Какая жизнь большая», – говорит очнувшийся от сна Петя, пятнадцатилетний актер Владимир Константинов. Это была его единственная роль в кино. Через несколько лет юношу призовут в армию, он примет участие в Финской войне, потом уйдет добровольцем на фронт Великой Отечественной и погибнет за год до победы, весной 1944-го.

А вот судьба фильма Александра Птушко сложилась счастливо. Успех у зрителей был настолько громким, что кинематографистам и руководителям советской культуры стало ясно: пора создавать большое анимационное производство наподобие студии Диснея. Так уже через год после появления «Нового Гулливера» был открыт будущий «Союзмультфильм».

С большим успехом картина прошла не только в России, но и за рубежом. Фильм получил премию «За лучшую кинопрограмму» на 2-м международном кинофестивале в Венеции. «Новый Гулливер» понравился даже знаменитому Чарли Чаплину. А писатели Илья Ильф и Евгений Петров вспоминали в своей «Одноэтажной Америке»: «В ту самую минуту, когда мы подумали о том, как далеко мы теперь от Москвы, перед нами заструились огни кинематографа «Камео» на Бродвее. Там показывали советский фильм «Новый Гулливер».

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Новый Гулливер»

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 12 мин

Лектор: Сергей Капков.

Смотрите также

  • 1963
  • Военный, Драма
  • Александр Столпер
  • 201 мин
  • 1973
  • Драма, Социальная тематика
  • Василий Шукшин
  • 108 мин
  • 1964
  • Драма, Социальная тематика
  • Марлен Хуциев
  • 175 мин
Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Прямая трансляция 20 октября, в 21:00. Калининград

«Догадки, прорывы, предвидения авангарда»

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть