18+

Звонят, откройте дверь

Семейный
1965
75 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Ученица пятого класса Таня (Елена Проклова) живет в коммунальной квартире одна, так мама (Люсьена Овчинникова) уехала навестить папу-геолога. За девочкой присматривает соседка. Таня не умеет скрывать свою влюбленность в пионервожатого десятиклассника Петю (Сергей Никоненко) и за это её дразнит один из одноклассников. Чтобы получить одобрение Пети, девочка старается быть активисткой во внеклассной жизни и занимается поиском первых пионеров. Петя ухаживает за своей одноклассницей и совсем не обращает внимания на ревнующую до слез Таню. К финалу картины девочку постигнет первое горькое разочарование в жизни. Она наконец-то заметит, что юному карьеристу Пете важнее правильное проведение мероприятия — сбора, посвященного первым пионерам, чем искреннее сопереживание людям. А людей во время своих поисков Таня встречает множество.

Автор сценария Александр Володин в процессе поиска знакомит свою героиню с разными людьми.

Но во время поисков Таня знакомится со своим сверстником Геной (Виктор Косых) и его спившимся отцом (Олег Ефремов). Отчим Гены — Колпаков (Ролан Быков) помогает Тане разобраться в семейных обидах, знакомит Таню со своим другом известным скрипачом Коркиным (Владимир Белокуров). Коркин пообещал Тане прийти на пионерский сбор, забыв о предстоящих гастролях. Выручает девочку Колпаков. Он рассказывает пионерам о мальчике-горнисте, погибшем во время Великой Отечественной, а затем играет на горне…

Особенности фильма

Первая роль в кино двенадцатилетней Елены Прокловой.

Авторы о фильме

Александр Митта: «Главная задача фильма — «образным языком кино раскрыть неразрывную связь поколений, их преемственность, показать мир взрослых глазами девочки, школьницы, вступающей в переломный возраст».

Александр Володин: «…Александр Митта и Ролан Быков стали уговаривать меня, чтобы я все же дал Ролану финальный монолог. Вот тут я отказался наотрез… Но Митта и Быков заперли меня в комнатке редактора Наташи Лозинской и сказали: «Пока не напишешь — не выпустим»

«…На торжественный сбор явились немолодые, но подлинные первые пионеры. А у любящей девочки ничего такого нет. Лишь отец ее дружка, по профессии трубач, но который, по правде, и пионером-то никогда не был. Хотя в детстве на него произвел впечатление какой-то эффектный горнист… И вот Ролан взбирается на сцену и произносит возбужденную сбивчивую речь. И подносит к губам школьный горн. И зазвучала мелодия (знаменитого саксофониста), не имеющая никакого отношения к пионерскому сбору. Мелодия о том, что творилось в сердечке (в Сердце!) девочки с ее невзрослой мечтой о несбыточном. Мелодия о незамечаемых нами мимолетностях жизни. Она слышна была и на школьном дворе, и на улице, и дальше, дальше…»
«Искусство кино», 1999. № 6

Критика

Анна Кагарлицкая: «…В картине «Звонят, откройте дверь» была достигнута высота общечеловеческого гуманистического содержания — хоть и до каждой клеточки своей фильм проникнут конкретными реалиями 60-х годов. Здесь и неповоротливые троллейбусы, шумно снующие по московским мостовым, и гулкие необжитые подъезды домов, и квартиры с книжными полками, подвешенными к стене, и пластинка на проигрывателе-чемоданчике.- реалии эти настолько точны и верно выбраны, что составляются на экране в целую эпоху нашей жизни…». (Александр Митта. М., 1988)

Майя Туровская: «…Не так уж трудно извлечь из скромной картины А. Митты ее звонкую, боевую, гражданственную ноту и написать, что детский, по видимости, фильм на самом деле таит в себе вполне взрослое, серьезное содержание, что авторы не без лукавства направляют свой негромкий юмор против всяческой показухи, высокопарной лжи и спекуляции на высоких словах и славных традициях… И все же, мне кажется, совершенно особенная прелесть володинского пера в том, …что Володин — тот писатель, которому, как никому в нашей драматургии, дано создавать идеальные характеры тех самых «положительных» героев, о которых так много говорит наша критика и которые так редко бывают в искусстве живыми, способными выразить нечто более важное в жизни, кроме их личной заботливо вычисленной «положительности». («Советский экран», 1966. № 4).

Контекст

Анна Кагарлицкая: «Александр Митта снял картину, которая вошла в кинематографическую историю в знаменитой обойме фильмов, созданных под светлыми лучами первой нашей оттепели. Фильмов, где возрождались понятия человеческого достоинства и внутренней свободы и уже тогда начинали подниматься «проклятые вопросы», которыми сегодня так всерьез больно наше общество. Такими предстали первые картины сокурсников Митты по роммовской мастерской во ВГИКе — «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Живет такой парень» Василия Шукшина». (Александр Митта. М., 1988)

Награды и призы

1966 — Большой приз «Лев святого Марка» на XVIII МКФ в Венеции (конкурсная программа детских фильмов) с формулировкой: «За поэтическую и лирическую трактовку проблем подростков в отрыве от строгих схем».

Папа Римский Павел VI присудил картине почетную медаль и рекомендовал с ней ознакомиться всем честным католикам.

В ролях: Елена Проклова, Ролан Быков, Владимир Белокуров, Виктор Косых, Сергей Никоненко, Олег Ефремов, Люсьена Овчинникова, Ия Саввина, Антонина Максимова, Арина Алейникова
Режиссер: Александр Митта
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна