Николай Пимоненко

Годы жизни: 09 марта 1862 - 26 марта 1912
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Николай Пимоненко с детства увлекался изобразительным искусством и учился рисовать — занимался в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. Основной темой его творчества стала повседневная деревенская жизнь малороссийских селений. Пимоненко стал популярным художником своего времени, репродукции его работ печатали на открытках и этикетках, а одно из полотен даже попало в Лувр.

Юные годы: иконописная мастерская и Киевская рисовальная школа

Николай Пимоненко родился 21 марта 1862 года в местности Приорка под Киевом. Его отец, Корнилий Пимоненко, владел иконописной мастерской и был резчиком по дереву. Будущий художник с детства интересовался ремеслом: помогал отцу в мастерской, учился писать иконы, ездил с ним по губернии. Пимоненко-старший отмечал способности сына и позже отправил его учиться в Киево-Печерскую лавру. Там Николая Пимоненко заметил живописец и педагог Николай Мурашко, владелец Киевской рисовальной школы. Мурашко посчитал Пимоненко перспективным студентом и договорился с меценатом Иваном Терещенко, своим спонсором, чтобы тот оплатил его пребывание в школе.
Так в 1878 году Пимоненко попал в класс к художникам Иосифу-Казимиру Будкевичу и Харитону Платонову. Уже в 1880 году он стал лучшим учеником и до того, как окончил курс, стал сам давать уроки в школе. Еще через два года Пимоненко получил диплом и звание учителя рисования низших учебных классов.
Николай Пимоненко решил учиться дальше: в 1880 году сдал вступительные экзамены в петербургскую Императорскую Академию художеств и стал там вольным слушателем. Он попал в класс пейзажиста Владимира Орловского, а позже женился на его дочери — Александре.
Учеба в Академии Пимоненко давалась легко. В первый год он получил три серебряные медали за успехи — две малые и одну большую. Однако пробыть в Петербурге молодой художник смог недолго. Уже в 1884 году у него начался туберкулез легких, и врачи рекомендовали прекратить учебу и сменить климат. Николай Пимоненко отчислился, вернулся в Киев, вновь устроился в Рисовальную школу Мурашко и работал в ней старшим преподавателем до самого закрытия в 1901 году.

Живописные полотна: сцены из сельского быта

В годы жизни в Киеве Николай Пимоненко не только учил студентов, но и искал свою творческую стезю. Во второй половине 1880-х годов он отдавал предпочтение жанровым сюжетам: изображал городские сценки, отражал жизнь киевлян. В этот период он создал картину «Галерка»: на ней зрители, представители разных сословий, реагируют на комедию «Женитьба» по произведению Николая Гоголя. Свои полотна Пимоненко отправлял на академические выставки, но к конкретным школам или союзам не присоединялся.
В конце 1880-х художник выбрал новую тему, которая вскоре стала главной в его творчестве. Николая Пимоненко заинтересовала украинская деревня, ее жизненный уклад, традиции и особенности. В 1888 году на академической выставке живописец представил публике полотно «Святочное гадание». Николай Сычев, искусствовед, специалист по реконструкции картин, позже писал о произведении: «Картина пользовалась успехом. С нее делались копии. Одну из них пришлось делать и мне по заказу магазина А. Шомина, торговавшего на Большом проспекте Петербургской стороны рамами, багетами, дешевыми картинами и копиями».
Художник прославился. Несколько лет он работал без звания от Академии художеств, главного дореволюционного учебного заведения для живописцев. Вернуться в Санкт-Петербург Пимоненко так и не смог, но он получил необходимые для работы статусы. В 1891 году художник создал две картины — «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» — и отправил их на очередную академическую выставку. Их оценили так высоко, что Академия художеств присудила Пимоненко звание почетного вольного общника. В 1897 году он получил орден Святой Анны III степени за то, что написал образы святого Николая и святой Александры для киевского собора Святого Владимира. А в 1904 году стал академиком с формулировкой «за известность на художественном поприще» и получил чин статского советника, эквивалент генеральского звания в армии.
С 1893 года Николай Пимоненко представлял работы в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, одного из крупнейших и влиятельных объединений того времени. В 1899 году он вошел в состав Товарищества — по рекомендации одного из основателей, Ильи Репина. Тогда же Пимоненко присоединился к Товариществу южнорусских художников, детищу Кириака Костанди, Александра Попова и других живописцев с юга империи.
В начале 1900-х Николай Пимоненко помог учредить новое учебное заведение — Киевское художественное училище, которое вошло в систему Императорской Академии художеств. А параллельно учил студентов Киевского политехнического института императора Александра II и заведовал там кафедрой начертательной геометрии.

Скандал из-за авторских прав

Пимоненко, как многие художники второй половины XIX века, создавал картины, связанные с текущими событиями, новостями. Иногда он использовал сведения из газет, чтобы выбрать сюжет для полотна. Так случилось с «Жертвой фанатизма». Из прессы живописец узнал о случае тех лет: иудейские религиозные фанатики убили девушку, которая вышла замуж за мужчину другой веры. Художника потрясла эта история. На полотне он изобразил, как молодая женщина противостояла массе разъяренных односельчан. Композиция картины превратила сухое сообщение из газеты в полноценный рассказ, полный мрачных деталей.
Картины Николая Пимоненко пользовались большой популярностью. Репродукции самобытных сельских сценок часто появлялись на открытках. Одна работа даже стала причиной скандала из-за авторских прав. Сатирическое полотно «До дома» — нетрезвый муж пытался вернуться в свою хату, где его поджидала разгневанная жена, — тоже оказалось на открытках. Одну из них увидел владелец крупнейшего российского водочного завода Николай Шустов. Он в это время создавал этикетку для нового вида водки — «Спотыкач». Фабриканту понравилась сценка на открытке, и он поместил ее на бутылки. С художником Шустов не связался и о своей идее не предупредил.
О том, что его картина превратилась в рекламный ход, Пимоненко узнал от товарищей-живописцев. Возмущенные передвижники прислали ему письмо, в котором обвиняли художника:
…пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все… общество, …продал право на печатание своей картины «До дома» Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке.
Пимоненко приехал в Москву, встретился с Шустовым. Тот оправдывался: якобы он не знал ни о картине, ни о художнике, использовал случайную открытку — и даже предлагал выкупить права на репродукцию. Но реклама Шустова часто была агрессивной, фабрикант сделал ставку на скандал: специально подкупленные люди приходили в питейные и требовали продукцию именно Шустова. Новости об этих инцидентах часто печатали крупные газеты. Ассоциация с алкогольным заводом и его хозяином портила картине Николая Пимоненко и ему самому репутацию. Так что художник отказался от выплаты, подал иск и выиграл дело. Николаю Шустову пришлось покрыть его расходы и изъять из лавок все бутылки с живописными этикетками.

Успех за рубежом. Последние годы жизни

В 1900-е и 1910-е годы слава Николая Пимоненко распространилась за пределы Российской империи. Он выставлял свои работы в Европе, вступил в Общество мюнхенских художников и Парижский интернациональный союз искусства и литературы. В 1909 году его картину «Гопак» отметили организаторы Общества французских художников. Пимоненко получил за нее золотую медаль Парижского салона, одной из важнейших художественных выставок Франции. После этого «Гопак» отправился в Лувр.
О последних годах жизни Пимоненко известно не очень много. Он продолжал преподавать и писать картины, участвовал в выставках в Российской империи и за рубежом.
Художник умер в Киеве 8 апреля 1912 года после продолжительной болезни — он прожил всего 50 лет. Николая Пимоненко похоронили на Лукьяновском кладбище.
После смерти Николая Пимоненко Императорская Академия художеств устроила в честь о нем выставку. На ней представили творческое наследие художника — 419 этюдов, более сотни карандашных рисунков и 180 картин. В XXI веке интерес к его творчеству не угас. В 2006 году картина 1901 года «Продавщица холста» ушла с молотка на аукционе за 160 тысяч долларов США, рекордную сумму за картины Пимоненко.

Главное изображение: Николай Пимоненко. Автопортрет (фрагмент). 1886. Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна