История московских фабрик: от производства конфет к культурным кластерам

В 1990-е годы в крупных городах по всему миру заброшенные предприятия стали преобразовывать в арт-кластеры и бизнес-парки. Например, в Лондоне бывшую электростанцию превратили в галерею Тейт Модерн
, а на месте промышленного района Митпэкинг в Нью-Йорке построили современные офисы и дизайнерские бутики. В 2000-е эту тенденцию подхватили и в Москве: тогда промышленные зоны занимали почти четверть всего города. Архитекторы сохранили их исторический облик, но сделали современными и удобными.
Читайте, как легендарные кондитерские фабрики
«Красный Октябрь» и «Большевик», ткацкая Даниловская мануфактура, пивоваренный завод, производство кабелей Константина Станиславского
и Московский газовый завод превратились в модные общественные пространства.

«Красный Октябрь»

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Москва. Иллюстрация из книги Светланы Королевой «Становление и развитие торговли XX века в лицах». Москва: издательский дом «Научная библиотека», 2016
Вид на здание шоколадной фабрики «Красный Октябрь» и Берсеневскую набережную. Москва. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»
Конвейер кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Москва, 1972 год. Фотография: Виктор Великжанин / Фотохроника ТАСС
Краснокирпичное здание бывшей фабрики «Красный Октябрь» находится на стрелке Болотного острова между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Предприятие основал немец Фердинанд Теодор фон Эйнем. Еще в 1851 году он открыл на Арбате небольшую кондитерскую, во время Крымской войны 1853–1856 годов поставлял на фронт варенье
и сиропы. Вместе с компаньоном Юлиусом Гейсом построил фабрику на улице Мясницкой, стал выпускать карамель, пастилу
, печенье, шоколад, какао. В 1867 году партнеры официально зарегистрировали «Товарищество Эйнем».
Через девять лет Эйнем отошел от дел и продал свою долю Гейсу, который и купил в 1889 году первый участок на Болотном острове. Спустя год фабрика получила Гран-при Всемирной выставки
в Париже и стала поставщиком двора Его Императорского Величества. Территория производства расширялась: появилось множество цехов и служебных помещений с крытыми переходами. Последними постройками стали карамельный и шоколадный цеха и административный корпус по проекту Александра Калмыкова — одного из архитекторов, который возводил здание Третьяковской галереи
. В 1918 году большевики национализировали фабрику, а через четыре года ее переименовали в «Красный Октябрь». В годы Великой Отечественной войны
здесь выпускали только шоколад для летчиков и подводников: «Гвардейский» с повышенным содержанием кофеина и «Колу» с тонизирующим кола-орехом. А еще в советское время здесь появились знаменитые
сливочная помадка с цукатами, ирис «Кис-Кис» и шоколад «Аленка».
В 2004 году заработал Патриарший мост, который открыл путь от храма Христа Спасителя
к фабрике. Тогда художник Владимир Дубосарский предложил собственникам на пять лет сдать в аренду пустующие гаражи
и устроить в них выставочные помещения. «АРТСтрелка» стала модным художественным центром Москвы, а в 2009 году на ее месте основали Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». В 2007 году производство перевели на территорию комбината «Бабаевский». От фабрики остались лишь музей и небольшое производство, на котором выпускают шоколадные конфеты ручной работы. А исторический комплекс на Болотном острове стал арт-кластером. Там разместились художественные галереи, рестораны, клубы и офисы креативных компаний.

«Винзавод»

Завод «Новая Бавария» в 4-м Сыромятническом переулке. Москва. Фотография: <a href="http://www.winzavod.ru/history/" target="_blank">winzavod</a>
Центр современного искусства «Винзавод». Москва. Фотография: Алексей Гусев / фотобанк «Лори»
Завод «Новая Бавария» в 4-м Сыромятническом переулке. Москва. Фотография: <a href="http://www.winzavod.ru/history/" target="_blank">winzavod</a>
В начале XIX века купец второй гильдии Фридрих Даниельсон купил усадьбу княгини Екатерины Волконской в 4-м Сыромятническом переулке и открыл здесь пивоваренную фабрику. К 1840-х годам она стала вторым по величине производством в Москве: здесь варили пиво на 57 тысяч рублей в год. В середине XIX века Московско-Курская железная дорога отрезала западную часть усадьбы, и все заводские постройки перенесли в северную часть.
За это время у фабрики сменилось несколько владельцев. А в 1870-х годах пивоваренный завод купило акционерное общество «Московская Бавария» братьев Ивана и Кирилла Тарусиных. Они оснастили производство тремя паровыми машинами и стали выпускать пиво высшего сорта. Самыми популярными были «Венское чистое №1» и «Черное бархатное».

В 1889 году завод приобрели купцы Травниковы. Здесь основали Московский комбинат виноградных и десертных вин. Он выпускал собственную продукцию из плодов и ягод, а также разливал крымские и кавказские вина. В советское время комбинат расширил ассортимент, там производили до 170 наименований вин. Но в конце XX века завод не выдержал конкуренции, и его закрыли.
В 2000-х годах предприниматели Роман и Софья Троценко решили превратить заброшенную фабрику в Центр современного искусства «Винзавод». Дореволюционные промышленные постройки реконструировали, в них разместили галереи и выставочные залы. И уже в 2007 году в них стали экспонировать работы современных художников, фотографов и скульпторов. А через год основатели арт-кластера создали одноименный Фонд поддержки современного искусства и запустили на «Винзаводе» некоммерческие художественные проекты. Постепенно здесь также начали проводить музыкальные и поэтические вечера, открыли магазины нишевых брендов, кафе и образовательные мастерские.

Даниловская мануфактура

Даниловская прядильно-ткацкая и красильно-набивная фабрика. Москва. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Лофт-квартал «Даниловская мануфактура». Москва. Фотография: Константин Ламин / фотобанк «Лори»
Строительство цеха Даниловской мануфактуры. Москва, 1903 год. Фотография: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, Москва
В 1867 году купец Василий Мещерин приобрел на правом берегу Москвы-реки небольшую красильную фабрику и превратил ее в Даниловскую мануфактуру. Здесь производили различные ткани
: ситец, батист, сатин — и выпускали носовые платки, скатерти и ковры с батальными сценами. Продавали их в сети фирменных магазинов, в том числе в «Мещеринском подворье» на Китай-городе.
Вокруг Даниловской мануфактуры Мещерин построил рабочий городок. На территории находились жилой корпус, больница, родильный дом, ясли и маленький театр. В учебном корпусе все желающие могли освоить ремесло ткача, прядильщика, красильщика или гравера. А дети, способные к рисованию, — выучиться на художника по тканям.
В начале XX века под руководством нового владельца, барона Людвига Кнопа, Даниловская мануфактура стала крупнейшей ткацкой фабрикой в Москве. В 1912 году, к столетию победы в Отечественной войне, она выпустила скатерти, платки и ковры с изображением ключевых сражений, а через год — памятные платки из дорогой жаккардовой ткани к 300-летию правления Романовых
. После национализации мануфактуру переименовали в Московскую хлопчатобумажную фабрику им. М.В. Фрунзе. А к концу ХХ века ее забросили, и в здании расположился вещевой рынок.
В 2006 году промышленный комплекс на Варшавском шоссе решили реконструировать в современный лофт-квартал. Очистили от краски краснокирпичные фасады, восстановили ажурные пожарные лестницы, большие окна, арочные перемычки и возвели высокие сводчатые потолки и бетонные колонны. Два главных корпуса назвали в честь владельцев фабрики — «Мещерин» и «Кноп». А малые — в честь тканей: «Фланелевый», «Сатиновый», «Ситцевый» и «Батистовый». В них разместились многие московские редакции, а также гостиница, апартаменты и магазины.

Фабрика Станиславского

Режиссер Константин Станиславский. 1925 год. Фотография: Музей Московского Художественного академического театра, Москва
Бизнес-центр «Фабрика Станиславского». Москва. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»
Бизнес-центр «Фабрика Станиславского». Москва. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»
Главный корпус Золотоканительной фабрики. Москва, 1903 год. Иллюстрация из книги Николая Ламана «Заводу «Электропровод» 200 лет». Москва: издательство «Энергоатомиздат», 1985
Известный режиссер Константин Станиславский
принадлежал к династии купцов Алексеевых. Еще в 1785 году его прадед Семен Алексеев начал производить золотую и серебряную канитель — тонкие нити-проволоки: их использовали в ювелирном деле и в декоре одежды. Производство быстро разрослось, Алексеев стал купцом первой гильдии, а затем дело продолжили его потомки. В 1850-е годы фабрика переехала на Малую Алексеевскую — сейчас улицу Станиславского.
Константин Станиславский стал директором предприятия в 1892 году. Он закупил за границей новое оборудование и начал производить кабели: тогда как раз проводили электричество в дома аристократов
. К 1912 году Станиславский построил новый краснокирпичный корпус, а вскоре еще один. И открыл при фабрике театр, чтобы сотрудники после работы могли заниматься самодеятельностью. Во дворе появилось отдельное здание для выступлений. В нем также играли приглашенные труппы, например знаменитый мамонтовский оперный театр С.И. Зимина.
После революции один из лучших кабельных заводов страны стал государственным «Электропроводом». В 2000-е годы производство перевели в Подмосковье, а комплекс реконструировали в бизнес-центр «Фабрика Станиславского». Два корпуса отреставрировали, на месте остальных построили новые здания. Двор превратили в общественное пространство, а в театральном здании обосновалась Студия театрального искусства
 — филиал МХАТа им. Чехова
.

«Большевик»

Кондитерская фабрика «Большевик». Ремонтное отделение. Москва, 1921–1925 годы. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Культурно-деловой центр «Большевик». Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Фабрика товарищества «А.Сиу и Ко». Москва, 1880–1890 годы. Иллюстрация из книги О.И. Лобова «Строители России. XX век. Москва начала века». Москва: издательство «О-Мастеръ», 2001
История предприятия «Большевик» началась в 1855 году, когда французские супруги Адольф и Эжени Сиу открыли маленькую кондитерскую на Тверской. Вскоре за конфетами ручной работы стали приезжать со всей Москвы. Затем дело продолжили их сыновья Луи, Шарль и Адольф-младший. В 1880-х годах они основали торговый дом «С. Сиу и Ко» и построили фабрику на Петербургском шоссе — сейчас Ленинградском проспекте. По проекту Оскара Дидио возвели архитектурный ансамбль из красного кирпича со светлыми вставками — такой орнамент напоминал рисунок на печенье.
Братья Сиу первыми в России начали производить твердый шоколад. Также они выпускали десятки видов карамели, нугу с миндалем и фисташками, пастилу, мармелад из яблок и конфеты сафо, похожие на ириски. У Сиу появились фирменные магазины в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве. А к 300-летию дома Романовых фабрика выпустила печенье «Юбилейное» и за это получила звание «Поставщик двора Его Императорского Величества».
После революции династии Сиу пришлось покинуть страну. Фабрику национализировали и переименовали в «Большевик». С 1927 года на ней выпускали только печенье, пряники, вафли, рулеты, торты и пирожные, а остальные цеха реконструировали.
В 2012 году производство сладостей перенесли во Владимирскую область, а на фабрике началась масштабная реконструкция. Три главных корпуса объединили в стеклянный атриум и превратили в культурно-деловой центр. А амбар обернули перфорированным металлом и застеклили сверху. В этом здании в стиле хай-тек разместился Музей русского импрессионизма
. Однако в комплексе остался кондитерский магазин «Большевик», где по-прежнему можно купить торты и пирожные.

«Арма»

Московский газовый завод. Корпус завода водяного газа. Газгольдеры. Москва, 1910-е годы. Фотография: Музейное объединение «Музей Москвы», Москва
Бизнес-квартал «Арма». Москва. Фотография: Наталья Илюхина / фотобанк «Лори»
Московский газовый завод. Ретортное и аппаратное здание. Москва, 1910-е годы. Фотография: Музейное объединение «Музей Москвы», Москва
В 1863 году Распорядительная дума Москвы решила обустроить в городе газовое освещение и начала искать подрядчика. Самую низкую цену предложили голландский предприниматель Арманд Букье и английский инженер Невилл Гольдсмит. В 1865 году Дума заключила с ними контракт, и через полгода за Курской железной дорогой начали строить Московский газовый завод.
Два корпуса для рабочих вдоль Нижнего Сусального переулка спроектировал инженер Федор Дмитриев. А архитектор Рудольф Бернгард руководил строительством четырех кирпичных газгольдеров — широких башен для хранения газа. Они отличались от европейских тем, что для более безопасной и удобной подачи газа пол опустили ниже земли. Завод запустили 26 декабря 1866 года. В честь этого события символически зажгли газовый фонарь у Архангельского собора
и осветили герб России у Кремлевского дворца
. Несмотря на мороз, москвичи весь вечер гуляли и любовались газовой иллюминацией.
С 1911 года предприятие стало собственностью города. И завод реконструировали по проекту Александра Роопа. В 1924 году здесь прошла премьера спектакля «Противогазы». Поставил его начинающий режиссер Сергей Эйзенштейн
, а пьесу написал специально для рабочих драматург Сергей Третьяков. В 1946 году на предприятии стали изготавливать газовое оборудование. В 1990-х годах — выпускать газозапорную арматуру. Тогда его переименовали в «Арму».
В 2002 году производство остановили и бывшие цеха сдали в аренду дизайнерам, галеристам, музыкантам и продюсерам. «Арма» стала одним из центров культурной жизни Москвы. А в 2011 году начали реконструировать территорию: восстановили исторические фасады и сделали мансардные окна в скатах кровель. В помещениях разместили магазины и офисы, а вокруг обустроили пешеходную зону. Теперь по ней можно пройти из туннеля, ведущего от станции метро «Курская», к «Винзаводу», «Гоголь-центру» и Яузе.

Автор: Дарья Мартыненко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна