Дореволюционные московские кондитерские

Кто придумал печенье «Юбилейное», конфеты «Гусиные лапки» и «Мишка косолапый»? Какие изыски готовили старинные кондитерские фабрики и что кроме лакомств они предлагали своим покупателям? В нашем материале — истории трех известных сладких производств, которые начались с маленьких лавочек и магазинчиков в Москве XIX века.

Фабрика Абрикосова — концерн «Бабаевский»

Жестяная коробка для соломки. «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей», Москва, XX век. Михайловский исторический музей, Рязанская область
Павильон «Товарищества А.И. Абрикосова сыновей». Москва, 1882 год. Фотография: «Шерер, Набгольц и Кº» / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Обертка для конфет «Пава». «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей», Москва, начало XX века. Санкт-Петербургский музей Хлеба, Санкт-Петербург
История этой фабрики началась в конце XVIII века с крепостного помещиков Левашовых — Степана Николаева. Он прославился домашней пастилой и мармеладом, которые готовил из яблок барского сада. Когда весть о его сладостях дошла до Москвы, доморощенный кондитер стал готовить их на заказ — для свадеб
и других торжеств. На вырученные деньги он купил вольные для себя и семьи, получил свободу и прозвище Обрекосов, которое позже превратилось в известную фамилию. В 1804 году бывший крепостной открыл в Москве маленькую лавку.
Расцвет дела пришелся на конец XIX века, когда внук Степана Абрикосова Алексей превратил небольшое производство в целую сеть кондитерских, чайных и кофеен. В конце века сладкие товары продавались в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве, Ростове-на-Дону
и Нижнем Новгороде
. На фабрике Абрикосова производили 400 тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов в год, а общая прибыль составляла более 2,5 миллиона рублей. О сладостях кричала реклама
 — афиши призывали покупать мармелад «Лилипут», конфеты «Утиные носы», «Раковые шейки», «Гусиные лапки», монпансье из фруктовых соков, каштаны в сахаре и шоколад разных сортов. В 1899 году товарищество «Абрикосов А.И. и сыновья» получило почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Покупатели ценили не только изысканный вкус, но и интересную упаковку лакомств. Металлические, деревянные, бархатные коробочки, плетеные корзинки, стеклянные банки хранили как сувениры и использовали в быту. На фабрике выпускали наборы к юбилейным и праздничным датам, в фантики вкладывали открытки, бумажные игрушки, мозаики и головоломки. Абрикосову приписывают появление в России шоколадных зайцев и дедов морозов, обернутых в фольгу.
Сладости Абрикосова любили в столице. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» вспоминал о шоколадных конфетах «с кусочками ананаса на кружевной бумажке» и особом «удивлении», который однажды подали к праздничному обеду. Это был «по заказу от Абрикосова, вылитый из цветных леденцов душистых, в разноцветном мороженом, светящийся изнутри — живой «Кремль».
После революции кондитерская фабрика получила название «Бабаевская» в честь героя Гражданской войны Петра Бабаева. Сегодня в историческом здании по адресу Малая Красносельская, 7, располагается музей шоколада и какао «МИШКа».

Кондитерская Эйнема — фабрика «Красный Октябрь»

Коробка упаковочная для печенья. «Товарищество Эйнем», Москва, начало XX века. Санкт-Петербургский музей Хлеба, Санкт-Петербург
Витрина Эйнем. Группа III. «Товарищество Эйнем», Москва, 1882 год. Фотография: «Шерер, Набгольц и Кº» / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Эскиз этикетки для шоколада «Товарищества Эйнем». Москва, конец XIX века. Санкт-Петербургский музей Хлеба, Санкт-Петербург
Основателя этой кондитерской — предпринимателя Фердинанда Теодора фон Эйнема — в России звали Федор Карлович. В 1850 году год он приехал в Москву и начал свой бизнес: продавал пиленый сахар. Позже Эйнем открыл небольшую шоколадную мастерскую на Арбате, которая через 20 лет разрослась до огромной фабрики на берегу Москвы-реки. После смерти Эйнема дело взял в свои руки его компаньон Юлиус Гейс. К началу XX века у фирмы «Эйнем. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений» работали бисквитный, шоколадный, халвичный и другие цеха, ее магазины были в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
На фабрике разрабатывали уникальные рецепты конфет и шоколада, вафель и печенья, мармелада и пряников. Выпускали конфеты для дам, детей и даже специальный мужской шоколад: его этикетки украшали рисунки с сюжетами охоты. Кондитеры Эйнема придумали множество лакомств, среди них — конфеты с шоколадным кремом «Ну-ка, отними» и «Мишка косолапый», которые выпускаются и сегодня. Есть версия, что название для второго лакомства придумал сам Юлиус Гейс: он увидел картину Ивана Шишкина
на выставке передвижников
и решил сделать серию конфет «Русские художники».
Гейтс много внимания уделял рекламе и продвижению товара. О его десертах писали в газетах, в журналах, на городских афишах. Фантики и коробки оформляли художники Михаил Врубель
и Александр Бенуа
. Композитор Карл Фельдман по заказу Эйнема написал несколько «сладких» мелодий: «Шоколадный вальс», «Танец какао», «Вальс-монпасье» и «Кекс-галоп». Покупателям прдлагалось собрать определенное количество этикеток и получить приз — ноты произведений.
В коробки шоколадных конфет вкладывали открытки. Набор «Москва в XXIII веке» состоял из футуристических видов города будущего с дирижаблями, аэропланами, подвесной железной дорогой и другими техническими «чудесами».
Серию открыток переиздали в 2010 году на фабрике «Красный Октябрь» — так стал называться завод Эйнема после революции. Историческое здание фабрики сохранилось и находится по адресу Берсеневская набережная, 6. Сейчас там располагается технологический центр «Цифровой октябрь».

Производство А. Сиу и Ко — фабрика «Большевик»

Обертка для конфет «Весна». Кондитерская фабрика «Большевик», Москва, первая половина XX века. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Кондитерская фабрика «Большевик». Кондитерская мастерская. Москва, 1921–1925 годы. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Обертка для конфет «Лебединое озеро». Кондитерская фабрика «Большевик», Москва, первая половина XX века. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Адольф Сиу приехал в Москву из Франции. Вместе с женой он открыл на Арбате маленький магазинчик домашних сладостей. Когда семейное производство перешло к сыновьям — Шарлю и Адольфу, — они вместе с кузеном Армандом создали фабрику «С. Сиу и Ко», которая стала одной из самых крупных в России.
Кондитеры Сиу предлагали покупателям много оригинальных сладостей: жженый кофе, сливочную карамель, печенье, которое удобно брать в поход, детские шоколадные наборы «Азбука», «История» и «География» с заданиями и головоломками и бюджетный шоколад. Они же придумали рецепт легендарного печенья «Юбилейное». Его создали в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых
, и лакомство продается под этим брендом до сих пор.
Еще одна новинка от «Сиу» — питьевой шоколад. Десерт напоминал сегодняшнюю сгущенку, реклама описывала его так: «шоколад на сгущенном молоке в виде теста, уложенного в герметично закупоренную жестяную банку, что удобно для путешественников, могущих всегда выпить чашку вкусного шоколада в пути».
К концу XIX века фабрике принадлежали 20 цехов, в которых трудились более 1,5 тысячи рабочих. Здесь изготавливали не только сладости, но и мыло, парфюмерию
и декоративную косметику. К юбилею Романовых на фабрике выпустили одеколон, пробка его флакона была выполнена в форме герба Российской империи. Также при заводе было бумажное производство и небольшая типография.
После революции кондитерскую фабрику «Сиу и Ко» переименовали в «Большевик». Сегодня в историческом здании по адресу Ленинградский проспект, 15, находится одноименный бизнес-центр.

Автор: Мария Соловьёва
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна