Архитектура на вашей улице

Эльдар Рязанов
в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!» несколько преувеличил то, насколько российские улицы похожи друг на друга. Однако здания одних и тех же архитектурных направлений есть во многих российских городах. «Культура.РФ» составила краткий путеводитель по основным стилям, которые можно увидеть практически в любом городе нашей страны
.

Древнерусская крестово-купольная архитектура

Софийский собор, Великий Новгород. Фотография: Зазелина Марина / фотобанк «Лори»
Храм Покрова на Нерли, Владимир. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»
Гражданских памятников XI–XVII веков сохранилось крайне мало, однако церкви этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Венчают церкви купола, количество которых может варьироваться, наиболее часто встречаются одно-, пяти-, девяти- и тринадцатиглавые храмы. Например, Софийский собор в Великом Новгороде
 — пятикупольный, а храм Покрова на Нерли
венчает один купол. Но сколько бы ни было у храма куполов
, всегда есть один главный: он приподнят на специальном основании — барабане.

Древнерусская шатровая архитектура

Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Москва. Фотография: Tiraspolsky / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35932128" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Шатровая колокольня, Кижи. Фотография: Marie Thérèse Hébert &amp; Jean Robert Thibault / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=98708580" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 2.0</a>
В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковной архитектуре других стран: шатер — завершение храма в виде многогранной пирамиды, а не купола. Вероятно, появление шатрового зодчества связано с техническими сложностями: многие церкви на Руси строили из дерева, а сделать купол из этого материала непросто. Позже эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Чтобы представить себе шатровый храм, достаточно вспомнить церковь Вознесения в Коломенском
и шатровую колокольню в Кижах
.

Барокко

Зимний Дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Vitas / фотобанк «Лори»
Церковь Знамения, Дубровицы, Московская область. Фотография: VLerik82 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28258117" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Этот архитектурный стиль пришел в Россию в самом конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, потом барочными зданиями активно застраивался Петербург. Стиль барокко определить просто: его главные особенности — сложные формы и обилие украшений. Собственно, сам термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный». Среди примеров — Зимний дворец
в Петербурге и церковь Знамения в Дубровицах в Подмосковье
.

Рококо

Китайский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Катальная горка, Санкт-Петербург. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
В целом популярный во второй половине XVIII века стиль рококо имеет много общего с барокко. Главные отличия кроются в деталях. Здания в стиле рококо обильно украшены скульптурным декором — вазами и цветочными гирляндами, масками или просто милыми завитками. Подобных построек в России сохранилось немного. К ним относятся Китайский дворец и павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме
.
Русское рококо

Классицизм

Таврический дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Большой театр, Москва. Фотография: Геннадий Соловьев / фотобанк «Лори»
Здания в стиле классицизм можно найти во многих российских городах. Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле строили дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. Также здания в этом стиле отличаются сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором. Таковы, например, Таврический дворец
в Петербурге и Большой театр
в Москве.
Русский классицизм

Историзм

Храм Христа Спасителя, Москва. Фотография: Sergey Ashmarin / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=55944213" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Усадьба Царицыно, Москва. Фотография: Юрий Губин / фотобанк «Лори»
Постройки в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, наиболее разнообразны. Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда появлялись здания в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя
. Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно
в Москве. А могло быть осмыслением наследия эпохи ренессанс — как Московский и Ленинградский вокзалы
. Ключевые внешние особенности историзма сформулировать достаточно сложно: постройки этого стиля непохожи. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма.

Модерн

Дом компании «Зингер», Санкт-Петербург. Фотография: Ludushka / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28315141" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Гостиница «Метрополь», Москва (фрагмент). Фотография: T3ru / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=126012604" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Здания в архитектурном стиле модерн появились в конце XIX — начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это приметы модерна. Дом компании «Зингер» в Петербурге или гостиница «Метрополь» в Москве — наиболее характерные здания в этом стиле.

Авангард

Дом культуры имени Русакова, Москва. Фотография: Bala-Kate / фотобанк «Лори»
Универмаг Мосторг на Красной Пресне. Фотография: Дмитрий Данилкин / фотобанк «Лори»
В 1920-е в Советском государстве появился такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Простые конструкции и отсутствие декора, стекло и бетон — такими строили авангардные здания. Для архитекторов-авангардистов была важна функциональность постройки, а не ее эстетическая ценность. Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, были и ярые противники, называвшие авангардные здания «бетонными опухолями» на теле Москвы. Так, например, современники оценили мельниковский
Дом культуры имени Русакова. Универмаг Мосторг на Красной Пресне
 — другой известный пример авангарда — встретили спокойнее.

Сталинская неоклассика

Центральный академический театр российской армии, Москва. Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»
Главное здание МГУ на Воробьевых горах, Москва. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»
В сталинское время архитекторы стали вновь обращаться к классическому наследию, хотя и в несколько ином смысле. Здания 1930–40-х годов были величественными и помпезными — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. В моду вновь вошли колонны. Одним из интересных осмыслений стиля классицизм в сталинское время стали Центральный академический театр Российской армии
в форме пятиконечной звезды и Главное здание МГУ на Воробьевых горах
.

Типовая архитектура хрущевского и брежневского времени

Типовая архитектура времен Брежнева. Спортивный комплекс «Юбилейный», Санкт-Петербург. Фотография: Alex &#x27;Florstein&#x27; Fedorov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20427993" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Типовая архитектура времен Хрущева, Баку, Азербайджан. 1964. Фотография: Thomas T. Hammond / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=74937888" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств» и монументализма. Одинаковые невыразительные здания по типовым проектам можно встретить как в жилой застройке того времени, так и в общественной архитектуре — такими стали кинотеатры, школы, больницы. В спальном районе любого российского города так называемые хрущевки, скорее всего, будут основой местного пейзажа.
Автор: Лидия Утёмова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна