История колдовства на Руси

На Руси в колдовство верили с древних времен. В сельской местности и городах были особенные люди
, к которым можно было обратиться, чтобы они вернули любовь, навели порчу или помогли в других делах. Местные жители зачастую уважали колдунов и знахарей, но с Крещением Руси их начала преследовать церковь. В архивах сохранились материалы сыскных дел, из которых можно узнать, кто обращался к колдунам, какой вред они могли причинить и как их наказывали.

Двойственное отношение к колдунам в Древней Руси

Григорий Мясоедов. Опахивание (фрагмент). 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Корзухин. Крестьянские девочки в лесу (фрагмент). 1877. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
В Древней Руси
языческих служителей, звездочетов и предсказателей, которые якобы обладали тайными знаниями, предрекали судьбы и могли изменить ход событий, называли волхвами. В народе волхование — языческие обряды — не считали чем-то преступным. Отношение к ним зависело от того, приносила магия пользу или вред. Однако в христианской традиции колдовать было запрещено. После Крещения Руси появились церковные суды, которые рассматривали дела о магических действиях, волховании, колдунах и зелейниках
 — составителях ядов и приворотных зелий. Церковь запрещала и народную медицину
 — снадобья изготавливали лекари в монастырях
.
Изначально официальный суд наказывал колдунов не строго, запрещая им временно или навсегда посещать храм. В XV веке распространились доносы на колдунов, а наказания стали более жестокими. Известно одно из дел этого времени: жену князя Московского Ивана III, Софью Палеолог
, обвинили в том, что ее посещали «лихие бабы» с зельем. Подобные наговоры использовались в том числе и для политических интриг. Княгиня Софья попала в немилость к супругу, а «лихих баб» Иван III повелел утопить в Москве-реке.
Несмотря на немилость церкви, в народе ворожеек и колдунов уважали, но только до тех пор, пока не случалась беда: засуха, эпидемии, ливни, неурожаи. В этом случае местные жители жаждали жестокой расправы. В 1547 году в Москве из-за сухой погоды несколько месяцев длился большой пожар, в котором погибли тысячи людей. Виновницей посчитали Анну Глинскую, бабушку Ивана Грозного: якобы она превратилась в птицу, стала летать над городом и окроплять постройки кровью, от чего и возник огонь. Толпа требовала выдать колдунью и ее родственников, но Иван Грозный защитил ее.
Царь и сам обращался к ведунам. Исследователь фольклора Александр Афанасьев описал такое событие: в последний год жизни Грозного в небе появилась комета, которую он из суеверия
посчитал знаком близкой смерти. Царь повелел собрать чародеек с Севера и привезти в столицу. В Москву прибыло около 60 колдуний, и сподручные государя каждый день спрашивали их, что ждет правителя.
Царская прислуга приносила специальную присягу — что обязуется не вредить с помощью чародейства. Историк Иван Забелин привел в своем труде «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» выдержку из этой присяги:
…В их государском платье, и в постелях, и в изголовьях, и в подушках, и в одеялах, и в иных во всяких государских чинех никакова дурна не учинити, и зелья и коренья лихова ни в чем не положити…

Религиозное преследование колдунов в XVII столетии

Иван Творожников. Бабушка и внучка (фрагмент). 1891. Самарский областной художественный музей, Самара
Фирс Журавлев. Знахарка (фрагмент). XVIII век. Калужский музей изобразительных искусств, Калуга
Михаил Клодт. Колдунья (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В XVII веке колдунов
преследовали еще активнее, что следует из материалов сыскных дел. Часто разбирательства касались придворных и царской прислуги: они подсматривали друг за другом и сообщали о подозрительных действиях. Доносы писали по причине личной вражды, из мести, из-за неразделенной любви. Если человека признавали виновным, то его ждала смерть или ссылка. А случалось это практически всегда: доказать невиновность в деле о колдовстве было почти невозможно.
В 1638 году расследовали дело царской мастерицы Дарьи: якобы она наводила порчу тем, что сыпала пепел в следы жены царя Михаила Федоровича
. Об этом донесли женщины, которые работали с нею. По их словам, Дарья ходила за Москву-реку к знающей «бабе», а потом рассказывала им, что именно там делала. Такое колдовство в народе было хорошо известно: в отпечаток ступни на песке, в грязи или пыли сыпали магический порошок, и заговоренный после этого ритуала начинал болеть, чахнуть и тосковать. А если была магия сильная, то мог и умереть.
На первом допросе мастерица Дарья всё отрицала. Но позже, когда ей пригрозили пытками, призналась, что ходила к ворожейке Настасье, которая «людей приворачивает, а у мужей к женам сердце и ревность отымает; а наговаривает на соль и на мыло; да тое соль дают мужьям в естве и в питье, а мылом умываютца». Настасью тоже допросили. Под пытками она рассказала, что дала заговоренный пепел — но не для того, чтобы навести порчу на государыню, а чтобы она стала милостива к мастерицам. Признанных виновными лишили жизни, а других причастных отправили в ссылку.
В 1635 году было другое расследование: золотная мастерица Антонида Чашникова выронила в светлице, где работала вместе с другими, платок, и из него выпал какой-то корень. Об этом донесли государыне. На допросе мастерица отвечала, что «корень не лихой», а носит она его с собой от болезни сердца. Однако позже призналась: у нее «муж лих», и «жонка Танька» дала ей этот корень, чтобы супруг стал добрее. Таньку нашли, она подтвердила слова мастерицы. В итоге обвиненных в колдовстве женщин вместе с семьями выслали из Москвы в Казань.
Любовная магия была одной из самых распространенных в среде горожан. К чародейке приносили личные вещи того, кого хотели приворожить, или же продукты, которыми планировали его накормить. Затем читали небольшие заговоры
. Например, в Москве над мылом для мужчины ведуньи произносили такие слова: «Сколь скоро мыло с лица смоется, столь бы скоро муж жену полюбил».

XVIII век: колдовские дела — в ведении полиции

Константин Савицкий. «С нечистым знается» (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагмент). 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Григорий Мясоедов. Знахарь (фрагмент). 1860. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
В начале XVIII века колдовство по-прежнему считалось религиозным преступлением. Виновным признавали и того, кто колдовал, и того, кто к нему обращался. Их ждали одинаковые наказания: пытки, тюрьма и даже сожжение. Однако суровые законы были не очень-то действенны: к знахарям, зелейникам, ведунам и колдунам
обращались представители всех слоев общества — от самых бедных горожан до знати. Если чародейство не принесло ощутимого вреда, суд иногда смягчал кару, например повелевал подсудимому публично покаяться.
Уже в первой трети XVIII века отношение к колдовству стало меняться. Законники стали считать магов не пособниками дьявола, а обманщиками, которые хитростью обольщают простаков и наживаются на них. А так как деятельность мошенников шла вразрез с учением церкви, то их по-прежнему наказывали вплоть до сожжения.
В годы правления Екатерины II
государство стало относиться к колдовству исключительно как к вредному мошенничеству, которое происходит от необразованности народа. А ущерб от порчи теперь считался результатом отравления всякими травами, корнями и порошками, а не следствием магии. К судебным делам стали привлекать экспертов — аптекарей и провизоров, которые должны были определить, что за «лихие корни» используют мошенники.
Екатерина II издала Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения, а в нем особо отметила: расследовать дела о колдовстве следует осторожно, чтобы не сеять смуту в народе. В Наказе отмечалось, что чародеев часто оговаривают и они могут быть жертвами, а не преступниками. С тех пор рассматривать дела о колдовстве стали в полиции.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна