От адъютанта до его превосходительства

Юрий Соломин принадлежит к той советской актерской школе, которая дала экрану целую плеяду выдающихся имен. Публикуем фрагмент интервью Юрия Соломина газете «События и люди» (2008 г.).
Вдумайтесь только: в тридцатые годы прошлого столетия, с разницей в два-три года, на свет появились Олег Табаков
, Вахтанг Кикабидзе, Михаил Козаков
, Сергей Юрский
, Александр Державин, Михаил Ширвиндт
, Лия Ахеджакова, Евгений Евстигнеев
, Олег Басилашвили
, Алексей Петренко
… При желании можно еще долго продолжать. Но Юрий Мефодьевич выделяется даже из этого почетного списка.
Придя в театр совсем молодым, Юрий Соломин смог в кратчайший срок сделать отличную театральную и кинокарьеру. Двадцать лет назад он возглавил Малый театр
, а еще через два года стал министром культуры Российской Федерации. Вспоминая «дела давно минувших дней», Юрий Мефодьевич говорит обо всем философски, а иногда даже с искрометным юмором.
— Насколько мне известно, вы были просто обречены стать актером. Не так ли?
— Совершенно верно.
— В Чите
, еще будучи школьником, вы выступали перед самим Рокоссовским. Помните вашу встречу?
— Конечно! Как забыть? Константин Рокоссовский был большим и рослым человеком. Я же учился тогда в третьем классе. Глядя на этого здоровенного дядьку в орденах и медалях, я понимал, что он имеет некие регалии, однако мне и на ум не могло прийти, какого полета эта птица! Константин Константинович шел вдоль сцены, на которой мы готовились приветствовать военных, подходя почти к каждому пацану. Кого погладил по голове, кому просто руку пожал. Словом, память на всю жизнь.
— Чем вы увлекались в детстве?
— Кроме искусства, ничем! Дело в том, что мои родители преподавали музыку в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества. И я был заложником их ремесла. День и ночь они учили меня музицировать, и каждый раз я с возрастающим упорством пытался увильнуть от занятий. Родители были не очень настойчивы, поэтому от музыки я постепенно отошел. Теперь понимаю, что зря. Хотя с тех времен у меня и остались некоторые навыки. Правда, сейчас сам не играю. <…>
— Каким вы были в детстве?
— Спокойным. Хотя, знаете, мне сложно об этом говорить. Я был постоянно чем-то занят. То школа, то самодеятельность, то всевозможные кружки пионеров. Так что времени шалить не хватало. И слава Богу, что меня воспитывали именно так.
— Когда вы, окончив школу в Чите, поехали в Москву поступать, почему выбрали именно «Щепку»
?
— В 1949 году я увидел фильм «Малый театр и его мастера». Та картина произвела на меня впечатление и, как потом выяснилось, предопределила судьбу. В этой ленте я впервые услышал о Щепкинском училище и запомнил его адрес: Неглинная, 6. Получив аттестат зрелости, тут же отправил документы в Москву, причем безо всяких копий.
В столицу мы с отцом добирались поездом. Ехали очень долго — восемь суток. Все эти дни я лежал на верхней полке вагона и что-то там доучивал для экзамена. В тот год курс набирала Вера Николаевна Пашенная. Мне повезло учиться у нее. Следующий курс она не закончила… Со мной на одном потоке занимались гениальные актеры, ныне, к сожалению, покойные: Виктор Борцов, Роман Филиппов. Поступил я в «Щепку» почти без проблем, но, что называется, с приключениями. Дело в том, что к тому времени, как я добрался до третьего тура, у моего отца украли все документы и деньги. Пришлось заблаговременно искать Веру Пашенную, чтобы узнать, есть ли у меня шансы быть артистом. Вера Николаевна утвердительно кивнула, и я с успехом прошел третий тур.
— Есть такая пословица «Харизмой взять не удалось, придется брать измором». Чем вы брали приемную комиссию?
— Ничем. Просто хорошо делал свое дело, вот и все. А еще мне очень хотелось стать актером! Прошло время, и теперь я сам сижу в приемной комиссии вместе со своей женой Ольгой Николаевной, с которой познакомился именно в Щепкинском училище. Хочу заметить, что моя жена была одной из самых любимых учениц Пашенной.
— Интересно, а как вы познакомились?
— Как-то Ольга опоздала на занятия. Рядом со мной было свободное место — она вошла, села, и… мы до сих пор вместе, с 1953 года. Уже с третьего курса моя жена много работала в ТЮЗе
, играла Луизу в «Коварстве и любви», Негину в «Талантах и поклонниках». Тогда в их театре был очень сильный состав — Ролан Быков
, Константин Назаров, Владимир Горелов, Лидия Князева… В свое время Ольгу премировали за лучшее исполнение роли среди молодежи. Потом родилась дочь Даша, жене пришлось уйти из театра. Жизнь была непростой. Помогать нам было некому: мои родители остались в Чите, ее — во Львове. Основные тяготы по воспитанию ребенка легли на плечи жены. Она выпала из репертуара на несколько сезонов… Когда дочь подросла, Ольга стала преподавать в Щепкинском училище, и это у нее, надо сказать, очень хорошо получается. Тридцать лет мы вместе с женой руководим курсом. Дочь Даша подарила нам внучку. Александре 18 лет. Она студентка первого курса Московской консерватории имени Чайковского
.
Юрий Соломин в роли капитана Павла Кольцова в многосерийном художественном фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства» (1969)
Юрий Соломин в роли капитана Павла Кольцова в многосерийном художественном фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства» (1969)
Юрий Соломин в роли капитана Павла Кольцова в многосерийном художественном фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства» (1969)
— Вы неоднократно посещали Японию, дружили с великим режиссером Акирой Куросавой, у которого снялись в фильме «Дерсу Узала». Каким был гений?
— Он был великим и одновременно простым. Все великие просты. Мы дружили около тридцати лет.
— Как вы попали к нему в картину?
— Это длинная история. В 1972 году, находясь в Киеве на гастролях, я заболел и угодил в больницу. Там по радио услышал, что Акира Куросава приезжает в Москву снимать ленту «Дерсу Узала», и начал мечтать: вот бы сняться в этом фильме, ведь роман я очень хорошо знал. Он о тех местах, где я родился и вырос, — о Даурской тайге и Приморском крае
.
Мы вернулись в Москву с гастролей, я продолжал лечение, а перед старым Новым годом раздался звонок с «Мосфильма»
. Позвонил второй режиссер Володя Васильев и говорит, мол, есть пожелание, чтобы я приехал на студию по поводу фильма Акиры Куросавы. У меня горло перехватило. Я даже не спросил, на какую роль меня зовут.
При встрече с Акирой меня очень удивила его немногословность. Он предложил роль Арсеньева. Я говорю, конечно. Потом на мне померили костюм, еще там что-то, а я все спрашиваю: «Когда пробы-то будут?» «Будут пробы!» — отвечали мне. Потом я узнал от гримера Сергея Васильевича Калинина — мы с ним работали в «Адъютанте его превосходительства», и в «Дерсу Узала» он был главным гримером, — что, поскольку было несколько претендентов на эту роль, Куросава попросил рекомендовать ему кого-нибудь из русских артистов. Он сказал: «Так как я не знаком с ними, покажите мне самые лучшие фильмы этих артистов». Когда очередь дошла до моей кандидатуры, Акира спросил: «Ну, вот у Соломина какой фильм?» И ему сказали: «Последний фильм у него — «Адъютант его превосходительства», посмотрите, там пять серий». Вечером мне звонит Васильев и говорит: «Куросава посмотрел две серии и на следующий день заказал остальные. Ты утвержден!» <…>
«Меня поражала изумительная актерская природа Юрия Соломина. Я смотрел на его портреты, на части его монологов и думал, что это потрясающий артист мирового класса. Он как будто актер Висконти или Бергмана. У него есть потрясающая выучка и удивительная актерская техника. И за всем этим стоит такая незащищенная, такая ясная, такая неизуродованная душа настоящего человека».
— В Малом театре вы уже 50 лет. Но пришли туда совсем юным 22-летним пареньком. Как вам удалось не стушеваться перед мэтрами сцены: Ильинским
, Царевым, Жаровым
, Гоголевой, Шатровой, Бабочкиным?
— Они прекрасно понимали, что такое молодой актер, и всячески помогали мне. Когда я в 1965 году играл Хлестакова, я заменял самого Ильинского, который долгое время выходил в этой роли. Так мне пришлось играть с такими звездами, как Любезнов, Бабочкин, Ильинский, Аленев. Вот какой состав! Если бы не их поддержка, я бы просто упал в обморок от страха! После ко мне подошла одна из ведущих актрис нашего театра Елена Митрофановна Шатрова и подарила книгу своего мужа — знаменитого в прошлом артиста. Это означало, что меня приняла в свою семью настоящая элита Малого театра! Подобный ритуал у нас сохранился и по сей день. Если актер проходит цензуру заслуженных артистов, то ему в честь признания дарят что-нибудь на память.
— Вам не завидовали ровесники? Ведь вы так быстро стали ведущим актером театра?
— Да ну что вы? Какое там быстро? Это просто так кажется. Был период, когда я на протяжении целых шести лет вообще ничего не играл. <…>
— Юрий Мефодьевич, ровно двадцать лет назад вы стали художественным руководителем Малого театра. Весть о назначении застала вас врасплох?
— Нет, все, что называется, к этому шло. Для начала меня избрали председателем художественного совета, и я его тут же… расформировал. Ведь сам в этом совете состоял десять лет до того, как стал худруком. Не понаслышке знаю, насколько сложно быть объективным, когда тебе не дают ролей. Все тянут одеяло на себя. Когда я расформировал художественный совет, то сразу сказал коллегам, что если они мне не доверяют, то вправе переизбрать меня в любое время.
Юрий Соломин в роли Кирилла Кисельникова в спектакле Феликса Глямшина и Петра Васильева «Пучина». 1976. Государственный академический Малый театр России, Москва
Юрий Соломин в роли Генриха Айзенштайна в двухсерийном художественном фильме Яна Фрида «Летучая мышь» (1979)
Юрий Соломин в роли царя в спектакле Бориса Равенских «Царь Федор Иоаннович». 1981. Государственный академический Малый театр России, Москва
— С назначением на столь высокую должность у вас, наверно, прибавилось «друзей» внутри театра?
— Наверно. Но ведь человек не может всем нравиться. Находясь внутри такого большого коллектива, я стараюсь, чтобы было хорошо не мне, а тем, кто меня окружает, вот и весь секрет успеха. А интриги всегда будут, тут уж никуда не денешься.
— Как вам удается держать себя в таком тонусе?
— Сразу скажу, что спортом я не занимаюсь и диет никаких не придерживаюсь. Мой главный спортивный снаряд — это сцена, она меня держит в форме!
Фильм из серии «Театральная летопись XX века. Юрий Соломин», 2005 год

Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна